Легенды и мифы: 10 фильмов и сериалов о российской истории
Кино всегда интересовалось правителями, переломными моментами истории и великими победами. Прошлое нашей страны богато и всегда будет неиссякаемым источником интересных сюжетов. На этот раз оставим в стороне классику. Ко Дню России вспоминаем самые значительные фильмы и сериалы последних лет об отечественной истории. А если вы любите исторические фильмы, то наша подборка лучших фильмов и сериалов в этом жанре обязательно вас порадует. Здесь вы найдете интересные фильмы о различных эпохах, персонажах и событиях.
Театральный режиссер Владимир Мирзоев в очередной раз доказывает, что иногда сугубо сценические ходы прекрасно срабатывают и на экране. Очевидная и даже примитивная идея: нарядить в современные пиджаки героев трагедии, действие которой происходит в древности. Иначе в театрах уже и не делают.
Мирзоев тем не менее довел прием до абсолютного радикализма. За основу фильма режиссер взял первую и единственную в своем роде русскоязычную костюмную трагедию Пушкина в шекспировском духе (ту самую, за которую поэт обозвал себя сукиным сыном). Модернизацию расширил: здесь не просто бояре носят деловые костюмы. Дьяки выступают по телевизору, народ безмолвствует перед экранами, внимая эфиру федеральных каналов. Аналогия с сорокинским «Днем опричника» напрашивается сама: пушкинский текст не просто актуализируется. Сюжет о кровавом царе и его вельможах-интриганах оказывается универсальным, повторяющимся, вечным. Декорации не переносят его в современность, а лишь напоминают: иначе никогда не было. Народ всегда безмолвствует. Стража вечно пьяная. Бояре всегда стремятся выживать. Монархи всегда умирают в корчах.
Вряд ли найдется в ряду сюжетов отечественной истории более кинематографичный, чем история Гришки Распутина, психа, дурака и пьяницы, охмурившего дряхлеющих монархов-бездарей. Феликс Юсупов, убийца Распутина, неплохо заработал на судах с киностудиями — те всё хотели побольше клубнички, поэтому сочиняли небылицы про отношения старца с юным князем и его женой. Понемногу пикантные истории становились всё более историчными и достоверными. Если еще в раннем СССР историю Григория преподносили почти в порнографическом ключе — пьяный мужик спит по очереди с императрицей, фрейлинами, князьями и деревенскими курами — то уже в 30-е годы его образ стал собратом Дракулы и Франкенштейна. Бабайкой, которым хорошо пугать детей. Таким он был хоть в мультфильме «Анастасия», хоть в «Агонии» Элема Климова.
Тем любопытнее сериальный эксперимент Андрея Малюкова «Григорий Р.», в котором героя решили отмыть от наветов и предъявить публике в новом облике. Честного мужика, которого терзают дворцовые интриги. Владимир Машков все свои богатырские силы направил на то, чтобы предъявить зрителям другого Гришку. Не вышло даже у него. Слишком сильна традиция. Как не придумать Дракулу-клерка или школьника-Франкенштейна, так и Григория в ранг святых не возвести. Традиция капризна.
Еще один очень кинематографичный сюжет отечественной истории — биография императрицы Екатерины, которая впервые появилась на экране примерно тогда же, когда и Распутин. В 1920-е и 1930-е образ Екатерины на экране воплощали секс-символы эпохи — Марлен Дитрих и Пола Негри. В их исполнении биография прусской княжны Софии становится настоящим феминистским евангелием: княжна силой любви, веры в себя и амбициозности строит карьеру и восходит на трон. Екатерину играли Ольга Остроумова и Светлана Крючкова, Хелен Миррен и Эль Фаннинг, Жанна Моро и Кэтрин Зета-Джонс.
На этом фоне сериалу с Юлией Снигирь пришлось побороться за внимание — во всяком случае, название у него все-таки совпадает с американским фарсовым суперхитом. Удивляют здесь не оригинальностью сюжета (дневники императрицы — неисчерпаемый источник эмоций, но событийно они все-таки ограничены) и не актерскими работами (странно тягаться с Марлен Дитрих и Жанной Моро), а стилизацией. Историю Екатерины, жены молодого наследника, снимали в местах реальных событий, во дворцовых интерьерах Ораниенбаума, Царского Села и Петергофа. Костюмы, прически, стиль эпохи воссоздавали в малейших деталях — и получилось добиться действительно красочного зрелища.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Молодой крепостной парень Иван Старшов (Сергей Марин) безумно влюблен в княжну Марию (Светлана Иванова). Но из-за разницы в социальном положении их брак невозможен. Из-за личной трагедии крепостной теряет веру в Бога: что это за Бог, который не может связать его с любимой девушкой? Иван покидает родную деревню и поступает в Преображенский полк. Крепостной становится участником больших побед армии и свидетелем глобальных реформ, которые проводит Пётр I. Иван категорически не согласен с тем, что, родившись холопом, он до конца своих дней должен оставаться в этом статусе. Он верит, что способен на большее. И доказывает это во имя любви.
Парадокс: сериалов и фильмов о Петре Первом — прорва. От канонической картины с Николаем Симоновым по сценарию Алексея Толстого до яростного садиста в «Царевиче Алексее» Виталия Мельникова. При этом эпоха императора для кино — как будто закрытая тема. Как будто фигура Петра заслоняет все остальные судьбы эпохи, делает их малозначительными статистами (особенно это заметно в «Сказе о том, как Пётр арапа женил» Александра Митты). Сериал Джаника Файзиева эту оплошность решил исправить: в «Соборе» сам Пётр в исполнении Максима Аверина задвинут на позиции рядового персонажа. На первый же план выдвинуты обыватели — крестьяне и аристократы, переживающие эпоху больших перемен. Ради смелости затеи можно простить даже неточности: в центре сюжета здесь строительство Спасо-Преображенского собора, которое началось через двадцать лет после смерти императора.
Самое начало XVIII века, на российском престоле Пётр I. Молодой поручик Иван Демарин (Илья Маланин) по приказу царя отправляется в город Тобольск, что в Сибирской губернии. Он участвует в экспедиции в поисках торгового города Яркенда и золотых месторождений реки Раскемдарьи, встречает свою любовь и помогает местным войскам отбивать набеги джунгаров. Это многочисленное племя из Центральной Азии.
Александр Иванов сделал большое дело — позволил читателям посмотреть на историю не из столицы, а с периферии. И увидеть ее совершенно по-новому. «Тобол» — тоже про петровскую эпоху. Только действие здесь происходит не в молодом Петербурге, под носом у двора и императора, а на Урале, где всё еще бушуют конфликты между колонизаторами из России, местными жителями и кочевыми народами Сибири и Центральной Азии. По эффектности и увлекательности сюжет не уступает заправскому вестерну. По точности и выразительности — достоверен на сто процентов. По яркости и типажности всех героев — в исполнении Павла Табакова, Дмитрия Назарова, Александра Лазарева — сериал вообще ничем не уступает роману. Другая, интересная и эмоциональная история государства.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
В XVII веке, во времена правления царя Алексея Михайловича, в Русской православной церкви произошел раскол. Патриарх Никон затеял большую реформу, чтобы внести изменения в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими.
Вещь поистине масштабная и сложная, штучная работа, какие попросту не умеют больше делать. Один из самых техничных отечественных режиссеров, Николай Досталь, по крупицам воссоздал на экране мир русского XVII века, эпохи церковного раскола и жестокого противостояния двух церквей, старой и новой. Действие настолько основательно и неспешно, что сериалом картину назвать трудно. Каждый интерьер, каждая деталь — произведение искусства. Тут нет медийных лиц, зато есть небольшие и едва ли не лучшие работы опытных актеров — Романа Мадянова, Александра Баширова, Тимофея Трибунцева. Досталь добивается невероятного — к происходящему на экране относишься как к естественному течению жизни, а не шоу. При этом в увлекательности оно ничем не уступает самым эффектным аттракционам.
Мрачные годы правления Ивана IV, когда страна погружена в ужас опричнины и сражается в Ливонской войне. Жесткий правитель назначает нового митрополита — Филиппа Колычева, своего старого друга. Однако Филипп критикует действия царя, пытаясь превратить Ивана Грозного в милосердного правителя.
Павел Лунгин покусился на святое. Решил залезть на территорию Сергея Эйзенштейна и побеседовать с классиком напрямую. Это как если бы Борис Акунин вызвал на бой Пушкина, написал своего «Годунова». Но истинная отвага режиссера даже не в диалоге с классиком. Как и Эйзенштейн, он использует историю Ивана как предупреждение политикам-современникам. Власть сводит с ума, лишает человеческого облика. Одержимость ею страшнее одержимости бесами, она толкает на преступления, кровожадность, дегуманизацию. Пётр Мамонов сыграл Грозного именно как бесноватого психа, полоумного маньяка, который уничтожает всё на своем пути просто потому, что иначе не умеет. Финальный образ иллюстративен и страшен: Иван в пустом поле сидит на троне и повторяет одну фразу: «Где мой народ?» Народ безмолвствует.
Группа разведчиков под командованием капитана Громова (Пётр Фёдоров), которая после провала контрнаступления смогла занять один из жилых домов оккупированного немцами правобережья Сталинграда. Нашим солдатам дан приказ — любой ценой удержать позицию. Но немцы под руководством офицера Кана (Томас Кречман) готовятся выжить русских из важного стратегического объекта.
Фёдор Бондарчук, с одной стороны, в лучших традициях советского эпического кино воссоздал на экране батальные сцены, героические характеры, эффектные панорамы. С другой, прокачал этот инструментарий Озерова и Бондарчука-старшего до новой версии. Одним эффектным ходом — параллелью между Сталинградской битвой и современной катастрофой на АЭС в Японии — он превращает героическое кино про оборону города в универсальный миф о большой земле, в которой все явления взаимосвязаны, каждое событие откликается на другом конце планеты, а от Второй мировой до сегодняшнего дня — рукой подать.
Первая мировая война, свержение монархии и конец Российской империи, Февральская и Октябрьская революции, установление Советского государства, Гражданская война. К 1918 году Колчак, предводитель сражений на Балтике и командующий Черноморским флотом, становится лидером белого движения. Белые командиры провозглашают его Верховным правителем России, не желая признавать власть Советов, и Колчак ведет отчаянные сражения, защищая имперские представления о любви к родине. Тогда же расцветает поздняя любовь Колчака к Анне Васильевне Тимиревой, добровольно последовавшей под арест за своим возлюбленным.
Сколько этот фильм получил издевательских откликов и колких комментариев — не счесть. А всё потому, что неблагодарная работа — творить мифы. Превращать реального политического деятеля — мягко говоря, сомнительного, амбициозного, не считающегося с человеческими жизнями диктатора — в нарядного и благообразного мученика с офицерской выправкой. Одного у «Адмирала» не отнять — такой сахарной дореволюционную Россию не представляли и самые убежденные монархисты-эмигранты первой волны. Чтобы кители ослепительно белые, балы пышные, детишки послушные, жены благочестивые, кавалеры галантные, офицеры сплошь погибающие с патетическими фразами на устах.
Единственный в своем роде мастер костюмного кино в России, Светлана Дружинина, сочинила немало эффектных, достойных Дюма сказок. Достаточно вспомнить перестроечный суперхит, цикл о гардемаринах, которые ничем не уступали Атосу, Портосу и Арамису.
Но главное дело жизни Дружининой — долгострой «Тайны дворцовых переворотов». Борьба за наследие Петра Великого и период российской истории от его смерти до воцарения Елизаветы — богатейший материал, который традиционно обходили стороной и режиссеры, и литераторы. Почему — не объяснить. Дружинина этот недочет со строгостью завуча и мастерством профессионала исправила. «Тайны» ярко живописуют придворные интриги Галантного века. На пользу ленте пошло даже непростое время. В 90-е, когда цикл создавался, актеры пребывали в растерянности, а тут им, от Караченцова до Шакурова и Ильина, достались яркие, характерные образы, о которых можно только мечтать.