Лабиринты памяти: 10 фильмов про деменцию и болезнь Альцгеймера
Память начинает подводить, прошлое постепенно стирается, а выполнять рутинные дела всё сложнее — это называется болезнью Альцгеймера. Кинематограф помогает зрителям прочувствовать спектр эмоций тяжелобольных героев и дает поддержку тем, кому приходится ухаживать за близкими в непростой период. Вспоминаем 10 грустных и трогательных фильмов, где сюжет вращается вокруг этого страшного заболевания.
Пожилая пара из Парижа пытается сохранить привычный уклад жизни, несмотря на прогрессирующие ментальные проблемы и стремительное угасание. Луи (Дарио Ардженто) — киновед, который несколько лет назад пережил инфаркт, а сейчас корпит над книгой и навязчиво названивает любовнице. Его супруга Эль (Франсуаза Лебрун) — некогда психиатр, страдающая от болезни Альцгеймера. Временами к ним заглядывает сын Стефан (Алекс Лутц), у которого, впрочем, хватает собственных забот: разрушенный брак, ребенок, наркотическая зависимость.
Минималистичная картина о смерти от мастера Гаспара Ноэ. Последняя новинка одного из главных провокаторов в индустрии отличается от его предыдущих работ: на смену неоновому свету и резким монтажным склейкам пришли монотонность и медленная интонация. «Вихрь» — самое личное и зрелое кино режиссера, который отошел от прежних приемов и показал на экране обыденный кошмар и неизбежную конечность человеческой жизни.
Энтони (Энтони Хопкинс) уже давно не молод и живет в одиночестве в огромной квартире в Лондоне. Герой уверен, что прекрасно справляется со всем самостоятельно, а вот его дочь Энн (Оливия Колман) сильно переживает за отца. Женщина нанимает старику сиделок, от услуг которых тот упрямо отказывается. Но помощь Энтони действительно нужна: он легко может потеряться в собственном доме, забыть имена близких и пугаться новых людей в квартире.
«Отец» — дебют Флориана Зеллера, который проиллюстрировал на экране душераздирающую историю болезни, использовав необычный способ взаимодействия со зрителем. Режиссер предлагает публике встать на место человека, чей разум разрушается из-за беспощадной болезни Альцгеймера. Мы видим историю сразу с двух ракурсов: первый показывает человека, чья память день ото дня начинает его подводить, а второй помогает понять переживания близкого родственника, которому приходится принимать сложные решения во благо любимого человека. Картина забрала две статуэтки «Оскар» — за лучший адаптированный сценарий и за лучшую мужскую роль.
Зев (Кристофер Пламмер) и Макс (Мартин Ландау) доживают свои дни в доме престарелых. Когда-то герои жили в одном бараке в Освенциме, а теперь стараются не вспоминать те темные времена. Макс напоминает другу, что тот дал клятву отыскать немецкого офицера, виновного в смерти их семей, и отомстить ему. Оказывается, блокфюрер сбежал и теперь проживает под новым именем. Макс, прикованный к инвалидному креслу, не может составить другу компанию и проверить места, где может находиться заклятый враг. Зев, в свою очередь, страдает от деменции. Приятель дает ему деньги, билеты и подробную инструкцию с прописанными шагами. Необходимо добраться до четырех подозреваемых и совершить возмездие над человеком, который разрушил жизни товарищей.
Режиссером ленты выступил Атом Эгоян — автор таких фильмов, как «Арарат», «Хлоя» и «Славное будущее». Тема деменции обычно встречается в драматических картинах, но «Помнить» — захватывающий триллер о мести, который держит в напряжении до самого финала. Это история о незаживших ранах и болезненных воспоминаниях, которые, увы, не стираются с течением времени.
Привычная идиллия пожилых супругов, проживших вместе всю свою жизнь, разрушилась в одночасье. Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и Анна (Эмманюэль Рива) привыкли всегда быть вместе и заботиться друг о друге. Теперь паре за восемьдесят. Страшная болезнь проникает в повседневность героев: сначала Анна начинает терять память, а после стремительно слабеет и тело. Жорж готов на всё, чтобы любимой жене стало лучше. Он бросает преподавание и пытается посвятить всего себя заботе об Анне. Тем временем к супругам наведывается дочь, которая уверена, что больная мать может получить должный уход только в доме престарелых.
«Любовь» — самая нежная и пронзительная картина в копилке Михаэля Ханеке. Кажется, что название дает зрителю надежду, что перед нами красивая история двух влюбленных. Но, когда за режиссуру отвечает всем известный австриец, избежать печали никак не получится. Автор с трепетом показывает палитру боли героя, который вынужден наблюдать увядание любимого человека. Одновременно прекрасная и мрачная история покорила критиков и членов Американской киноакадемии: «Любовь» одержала победу на «Оскаре» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Элис Хаулэнд — профессор лингвистики, у которой есть всё: успешная карьера, счастливая семья и финансовое благополучие. Но когда женщине исполняется пятьдесят, жизнь стремительно идет под откос. Слова, которые были неотъемлемой частью жизни Элис, начинают ускользать от нее. После того как главная героиня теряется в кампусе университета, она обращается за помощью к врачам. У нее обнаруживается болезнь Альцгеймера.
Картина Ричарда Глацера и Уоша Уэстмоленда является, пожалуй, одним из самых известных примеров изображения слабоумия в кино. Смотреть, как женщина слишком рано столкнулась со страшной болезнью, — настоящее испытание. Сложно не проникнуться сочувствием к героине, особенно когда ее играет неизменно блистательная Джулианна Мур. Актриса за роль в этом фильме получила «Оскар». Драма основана на бестселлере писательницы и нейробиолога Лайзы Дженовы.
Таскер (Стэнли Туччи) и Сэм (Колин Фёрт) готовятся к путешествию по живописной Великобритании, которое может стать последним для главных героев. У Таскера деменция, и с каждым днем ему становится хуже. Вопреки всему, мужчины садятся в дом на колесах, берут старого пса и отправляются в знаковые места юности. Ссоры, желание всё бросить, воспоминания о молодости, встречи с близкими и долгие разговоры о жизни — всё это ожидает Таскера и Сэма в их памятной поездке.
Из-за специфического названия может сложиться впечатление, что перед нами научно-фантастическая картина. Понятие «супернова» действительно взято из астрономии, но режиссер Гарри Макквин снял до боли эмоциональное и в хорошем смысле простое роуд-муви о двух мужчинах, которые колесят по Англии. Постановщик довольно аккуратно затрагивает острые темы — появляются здесь и размышления об эвтаназии, и тема хрупкости человеческой памяти, без которой человек понемногу теряет себя.
В коридорах Оксфордского университета знакомятся Джон (Хью Бонневилль) и Айрис (Кейт Уинслет). Оба они работают преподавателями. Застенчивый Джон теряет голову от энергичной и обаятельной Айрис, которая, несмотря на различия в характерах, отвечает юноше взаимностью. Спустя время молодые люди поженятся и проживут бок о бок долгую жизнь. В конце концов старость стучится в двери уже давно не молодой пары: Айрис (Джуди Денч) поражает болезнь Альцгеймера, а Джон (Джим Бродбент) не в силах смотреть, как супруга медленно его покидает.
Айрис Мёрдок — известная писательница, которую причисляют к лучшим романистам XX века и важнейшим британским писателям послевоенного времени. Мёрдок оставила после себя 26 романов, но сама английская мыслительница оживает в книге мужа Джона Бэйли. Профессор описал отношения с Айрис в мемуарах, начав рассказ со знакомства и закончив последними годами супруги, которая боролась с болезнью Альцгеймера. Именно на этой летописи был основан биографический фильм с Джуди Денч и Кейт Уинслет в главной роли (актрисы сыграли Айрис в разном возрасте).
В арсенале у Николаса Спаркса целая плеяда однотипных романов, которые регулярно экранизируются кинематографистами. Все они следуют похожей схеме, где герои встречаются и влюбляются навек, но должны преодолеть массу препятствий, чтобы наконец слиться в поцелуе (если, конечно, мастер слезоточивых историй не решил завершить роман трагедией). «Дневник памяти», с одной стороны, использует те же избитые тропы, но всё же занимает совершенно особое место среди голливудских мелодрам. Сошлись все звезды: химия между исполнителями главных ролей Райаном Гослингом и Рэйчел МакАдамс, флер середины прошлого столетия и, конечно, разбивающая сердца параллельная сюжетная линия.
Место действия: дом престарелых. Пожилой мужчина Ной читает вслух любимой женщине собственный дневник, чтобы восстановить ее поблекшие воспоминания. Герой надеется, что Элли вспомнит, как однажды обычный деревенский парень и городская красавица влюбились до беспамятства. Внимательно слушая слова собеседника, пациентка лишь на крошечные мгновения просыпается из забытья и узнает лицо возлюбленного. Ной не отчаивается и продолжает рассказывать длинную историю любви.
Грант (Гордон Пинсент) и Фиона (Джули Кристи) прожили вместе целых сорок лет. Идиллические совместные годы пары завершаются, когда женщине диагностируют болезнь Альцгеймера. Фиона принимает решение переехать в дом престарелых, а по правилам учреждения пациентов нельзя навещать в течение первых тридцати дней. Когда Грант наконец приезжает к супруге, то обнаруживает, что возлюбленная его забыла и завела близкие отношения с другим мужчиной.
«Вдали от нее» — дебют канадской актрисы Сары Полли, который многие критики назвали одним из лучших фильмов 2007 года. Лента основана на новелле Элис Манро «Медведь, прошедший горы». Как и большинство фильмов о деменции, картина рассказывает о влиянии болезни на отношения партнеров. Один неизменно не желает быть обузой для любимого, а другой не может смириться с тем, что самый близкий человек может попросту забыть его. Джули Кристи удостоилась «Золотого глобуса» за свое блестящее выступление. «Вдали от нее» был также номинирован на «Оскар» в категориях «Лучшая женская роль» и «Лучший адаптированный сценарий».
Завершить список фильмов на такую сложную тему хочется светлой и воодушевляющей историей. Лента Дайан Китон как нельзя лучше подходит для этой задачи. «Отбой» в первую очередь сосредотачивается на взаимоотношениях трех сестер, которые по-разному переживают новость о деменции отца. Китон со сценаристками Норой и Делией Эфрон удалось смешать жанры в идеальной пропорции: здесь есть место и элементам ромкома, и блестящему юмору, и настоящей семейной драме.
В центре истории три сестры: старшая Джорджия (Китон) — амбициозная редакторка журнала, средняя Ева (Мег Райан) — пример ответственности для всех, младшая Мэдди (Лиза Кудроу) — человек, который постоянно ищет себя. Героини без конца болтают по телефону, собираются вместе и беспокоятся за отца, чья память начинает его подводить. Именно Ева берет на себя заботу о папе и злится на сестер, которые не так часто навещают больного.