Кровавая история игрушек: 10 фильмов ужасов про кукол
Когда речь заходит о киношных куклах, многие, конечно же, первым делом вспоминают ковбоя Вуди и его друга Базза Лайтера. Некоторые, вероятно, держат в уме бесчисленные экранизации «Пиноккио», а олдфаги — «Солдатиков» Джо Данте. Но куда чаще ожившие игрушки, призванные дарить детям радость, становятся персонажами леденящих душу фильмов ужасов. Пока красочная «Барби» Греты Гервиг бьет рекорды в прокате, вспоминаем радикально противоположные ленты, посвященные куклам.
Кроме того, поклонников жанра также могут заинтересовать подборки лучших фильмов про оборотней и хорроров о семьях, столкнувшихся с чем-то зловещим.
Английское захолустье, глубокая ночь. Из-за проливного дождя автомобиль американской семейки Бауэр застревает посреди грязной проселочной дороги. К счастью, неподалеку расположился ветхий особняк, принадлежащий милой пожилой паре. Хозяева встречают незваных гостей с распростертыми объятиями, кормят их и предоставляют каждому по комнате. Под покровом ночи в большом старом доме начинают твориться необъяснимые вещи.
Мощно дебютировав с комедией ужасов «Реаниматор», выходец из экспериментального театра Стюарт Гордон подписал контракт сразу на два хоррора. Первый — еще одна вольная экранизация Лавкрафта «Извне», второй — страшная сказка «Куклы». Оба провалились в прокате, но среди почитателей ужастиков тут же обрели культовый статус. Сегодня картину помнят лишь хардкорные фанаты жанра, однако именно этот фильм когда-то предвосхитил моду на кино про кукол-убийц. Вопреки не всегда удачному юмору, сцены нападения винтажных монстров, оживленных Дэвидом В. Алленом при помощи аниматроники и stop-motion-эффектов, по-прежнему вселяют ужас и заставляют вжаться в кресло, а кровавые убийства, поставленные Джоном Карлом Бюхлером, выдержаны в лучших традициях слэшеров.
Ники Пирс — девушка, страдающая параличом нижних конечностей. Будучи прикованной к инвалидному креслу, она практически не покидает пределы своего огромного дома, где о ней заботится мать Сара. Однажды им под дверью оставляют старую куклу, которая продавалась в магазинах еще в 80-е. Как водится, после этого в жилище начинают происходить странности. Когда Сара погибает при загадочных обстоятельствах, Ники приходит к выводу, что трагедию подстроила новая игрушка.
В 1988 году сценарист Дон Манчини, вдохновившись эпизодом «Живая кукла» из «Сумеречной зоны», превратил детскую игрушку массового производства в маньяка из слэшера. Центральный персонаж «Детских игр» — серийный убийца Чарльз Ли Рэй, душа которого переселилась в куклу с названием «Хороший парень». Благодаря кассовым сборам фильм разросся до полноценной кинофраншизы, а миниатюрный душегуб, озвученный Брэдом Дурифом, встал в один ряд с вселяющими ужас Фрэдди Крюгером и Майком Майерсом. Когда оригинальная трилогия «Детские игры» зашла в тупик, Манчини трансформировал историю о Чаки в черную комедию, где игрушечный рубака обзавелся женой и ребенком, а когда и эта идея изжила себя, вернулся к истокам, выпустив предельно серьезный сиквел «Проклятие Чаки», мягко по-новому перезагрузивший киновселенную.
В продаже — новая партия высокотехнологичных кукол «Приятель», наделенных искусственным интеллектом. Одна из них попадает в руки к матери-одиночке Карен Барклай, которая безуспешно пытается найти общий язык со своим 13-летним сыном Энди. Подросток тяжело переживает недавний переезд, а также недолюбливает нового бойфренда мамы. Надеясь сгладить сложившуюся ситуацию, Карен дарит Энди бракованный экземпляр новомодной игрушки, не подозревая, к чему это приведет. Игрушка, именующая себя Чаки, привязывается к своему хозяину и принимается убивать каждого, кто способен ему навредить.
В XXI веке каждый уважаемый слэшер 80-х получил ремейк. После того как на экраны с переменным успехом вернулись Кожаное Лицо, Крюгер, Вурхиз и Майерс, очередь дошла и до «Хорошего парня». «Детские игры» образца 2019 года — единственный фильм про Чаки, к созданию которого крестный отец франшизы Дон Манчини не имеет никакого отношения. Теперь инфернальную куклу озвучивает Марк Хэмилл, а мотивацией для преступлений служит отнюдь не душа маньяка, а сбой в искусственном интеллекте. Новая версия, невзирая на не самые плохие сборы и положительную критику, почти сразу канула в небытие, тогда как оригинальная сага Манчини, напротив, продолжает процветать и здравствовать.
Экстрасенсы расследуют смерть своего коллеги, незадолго до своей кончины вышедшего на след кукольника Андре Тулона, оживлявшего игрушки посредством черной магии. Они останавливаются в отеле, не подозревая, что там обитает целая банда пластиковых головорезов.
«Повелитель кукол» — наиболее известная работа студии Full Moon Entertainment, в 90-е исправно поставлявшей фильмы формата direct-to-video. Основатель компании и вместе с тем автор идеи картины — ветеран кино категории B Чарльз Бэнд, всегда питавший любовь к куклам-убийцам. В 1986 году, занимая пост руководителя Empire Pictures, он спродюсировал фильм «Куклы» Гордона. Полтора года спустя вышли «Детские игры», так что тема к концу десятилетия была в тренде. Да и режиссер Бэнду попался подходящий: еще на старте карьеры Дэвид Шмёллер поставил слэшер «Путешествие в ад», где зловещие куклы играли отнюдь не последнюю роль, после чего поработал с Клаусом Кински, который выступил прототипом для главаря игрушечной группировки в «Повелителе кукол». Несмотря на невнятный сюжет, а также не самые выдающиеся спецэффекты, фильм о схватке экстрасенсов с ожившими куклами сразу же оброс преданной фан-базой. Сейчас серия насчитывает по меньшей мере 12 частей, не считая спин-оффов.
Таинственный маньяк по прозвищу Конструктор похищает людей и заставляет их участвовать в бесчеловечных играх на выживание. Очередные жертвы психопата — фотограф Адам и успешный хирург Лоуренс. Придя в сознание, узники обнаруживают себя прикованными цепями к трубам в просторной ванной комнате. Таинственный голос с найденной пленки сообщает, что на спасение у незнакомых друг с другом мужчин есть всего семь часов.
Не будет преувеличением сказать, что «Пила: Игра на выживание» — один из ярчайших дебютов в истории. Беспрецедентный фильм ужасов получил неоднозначные отзывы критиков, но собрал в мировом прокате свыше 100 миллионов долларов (при бюджете 1,2 млн), в конечном счете породив не только долгоиграющую франшизу, но и целый поджанр, известный как «пыточное порно». Конечно, «Пила» в первую очередь ассоциируется со сценами увечий, которые герои зачастую наносят сами себе, но истинным символом хоррор-сериала стала жуткая марионетка Билли, разъезжающая на миниатюрном велосипеде. Джеймс Ван наглядно продемонстрировал: даже являясь рупором серийного убийцы, а не разумным существом, кукла может пугать до смерти.
Однажды возле двери Джэйми и Лизы кто-то оставляет посылку без обратного адреса. Вскрыв коробку, они находят внутри жуткую куклу чревовещателя. Вскоре кто-то жестоко убивает Лизу, а Джэйми, оказавшись главным подозреваемым, решает разобраться в случившемся самостоятельно. Молодой человек уверен, что в трагедии виновата кукла, но доказательств у него нет. Расследование приводит его в родной город, где когда-то жила чревовещательница Мэри Шоу.
Кукла чревовещателя — популярный образ, фигурирующий во многих фильмах ужасов. Новелла киноальманаха «Глубокой ночью», картины «Кукла дьявола» и «Магия» с Энтони Хопкинсом — лишь некоторые из них. Являясь поклонником подобных страшилок, Джеймс Ван норовит запихнуть злобных кукол практически в каждый свой проект. И если в «Пиле» марионетка была атрибутом Конструктора, то в «Мертвой тишине» она сама становится убийцей. Не лучшая, но определенно заслуживающая внимания работа именитого хоррормейкера.
1969 год. Джон и Миа счастливы в отношениях и ждут первенца. Желая порадовать супругу, увлеченную коллекционированием кукол, муж добывает ей редкий экземпляр. Восторг сменяется ужасом, когда в дом семьи проникает банда сатанистов. Незваные гости проводят кровавый обряд, по итогу которого в безобидную куклу вселяется древнее зло.
«Проклятие Аннабель» — спин-офф «Заклятия», спродюсированный всё тем же Джеймсом Ваном. Как и ужастик про демонологов, фильм режиссера Джона Р. Леонетти вдохновлен реальными событиями: полвека назад кучку людишек до смерти напугала якобы одержимая «Тряпичная Энни». Изначально Ван не планировал посвящать дьявольской кукле, восседающей за стеклом в оккультном музее Уорренов, отдельное произведение. Но после премьеры первого «Заклятия» копии Аннабель стали хитом продаж, а сама она возглавила списки самых страшных кукол, в итоге получив собственную трилогию.
София — 18-летняя девушка, остро нуждающаяся в деньгах. Благодаря сестре Наталье она устраивается на работу няней в дом богатой семьи. Софии необходимо присматривать за тремя детьми хозяев: непослушным Габриэлем, застенчивой Сесилией и тихим Бруно. Рассчитывая приструнить ребятишек, донимающих бедную Софию, Наталья рассказывается им мрачную легенду, не догадываясь, что по ее вине древнее зло выберется наружу.
Перед нами латиноамериканская вариация на тему демона и куклы, сотканная из банальных для жанра приемов, известных даже неискушенной публике. Набившие оскомину джампскейры следуют один за другим, обретая поддержку от «страшной» музыки. И всё бы ничего, но дизайн демона Мормо, появляющегося во второй половине, забивает последний гвоздь в крышку гроба этого недоразумения.
Еще недавно брак Лизы и Шона казался благополучным. Пока муж с утра до ночи пропадал на работе, его супруга целиком отдавалась заботе о девятилетнем сыне Джуде. Всё изменилось после ограбления, случившегося в отсутствие Шона. В результате инцидента мальчик получил серьезную душевную травму и перестал разговаривать, тогда как Лизу начали терзать ночные кошмары. По совету психиатра глава семьи увозит близких в особняк, полностью изолированный от внешнего мира. Во время прогулки Джуд находит рядом с новым жилищем старинную куклу и обретает в ее лице друга. Поначалу родители радовались чудесному исцелению сына, не замечая, что безобидная с виду игрушка оказывает на их ребенка губительное влияние.
Важно обмолвиться, что «Брамс» никак не связан с упомянутой выше мексиканской картиной и является сиквелом другой «Куклы», режиссера Уильяма Брента Белла. Впрочем, качества данное творение идентичного. И если первая часть была худо-бедно смотрибельной, то вторая — наглядный пример того, как не нужно снимать хорроры. Таким образом, нелепая попытка сделать из Брамса еще одну Аннабель с треском провалилась.
Майра счастливо живет с Эйденом, кукольным мастером и владельцем фабрики игрушек. Но их приемная дочь всё еще переживает потерю биологической матери. Надеясь поддержать девочку, Майра дарит ей на день рождения точную копию ее любимой куклы Сабрины, к которой девочка тут же привязывается. Конечно же, в безделушку вселяется злой дух и принимается наводить ужас и терроризировать домочадцев.
Подобно «Детским играм» в конце 80-х, «Аннабель» Вана породила множество третьесортных клонов, открыто паразитирующих на ее успехе. Индонезийский хоррор «Сабрина» — из их числа. Что интересно, картина Роки Сорайи, выпущенная Netflix, представляет собой триквел его же дилогии «Кукла» (и нет, они не имеют отношения к двум другим «Куклам», представленным в подборке), но об этом нигде не говорится. Даже по меркам кино категории B «Сабрина» выглядит дешево, а сюжет состоит из логических нестыковок чуть более, чем полностью. Кому сие может приглянуться — большой вопрос.