Коварство и любовь: 10 лучших ролей Тома Хиддлстона
Рассказываем о карьере Тома Хиддлстона в десяти фильмах и объясняем, почему Локи — самый человечный из богов Marvel и какие еще неожиданные сюжеты и амплуа ждали театрального актера на большом экране.
Том Хиддлстон начинает свою карьеру, как и сотни других актеров: играет в театре, потихоньку появляется на телевидении, получает свои первые предложения, первые театральные премии. «Архипелаг» — не является для него дебютом на большом экране: Хиддлстон к 2010-му уже успел принять участие в десятке ситкомов и телепроектов, но впервые, пожалуй, сыграл настолько заметную роль. Сложную и во многом определившую его дальнейшую киносудьбу.
В фильме он играет Эдварда, одного из семьи Лейтонов. Вместе с матерью Патрисией и сестрой Синтией, они отправляются в двухнедельный семейный отпуск на остров Треско. У Эдварда в жизни переломный момент. Он как раз ушел с работы и решил посвятить себя волонтерским работам в Африке, а именно одной образовательной программе по осведомленности и профилактике СПИДа. Эдварда всё еще терзают сомнения. Отпуск мог бы помочь с решением, но вместо островной идиллии Эдвард оказывается посреди настоящего крушения семьи. Непонимание, раздор и еще больше вопросов. Вот и следующему герою Хиддлстона семейных проблем никак не избежать.
Персонаж Локи, сводный брат Тора и бог хитрости, заимствованный из скандинавской мифологии, по многим причинам становится центральным для карьеры Хиддлстона. Когда в 2011 году его приглашают подписать контракт с Marvel — он не столько на пороге признания (к этому моменту у актера уже есть и награды, и опыт), сколько на пороге будущей популярности. На протяжении последующих десяти лет популярность эта будет только расти, пока в 2021 году Marvel не выпустит сериал «Локи».
Хиддлстон отлично вписывается в свою роль. Ключ к его персонажу можно отыскать в театральном прошлом актера: когда его берут в постановку «Отелло», то он идет вовсе не на роль коварного Яго, он — простодушный Кассио. Вот и у Локи, при всей его хитрости, всегда находится место частице искренности, бесхитростной любви. Для миллионов зрителей Локи, которому в этом мире божеств и супергероев позволено быть слабым и совершать ошибки, — это способ найти в этом мире и себя. Локи важен в марвеловской вселенной своими психологическими качествами, а вовсе не силами: каждый раз зрители вынуждены следить не за тем, как и в кого он превратится, но чью сторону займет. Именно его персонаж наиболее человекоподобен. Хотя в своем облике Локи не чужд и готичности: темные волосы, темный плащ, слабость к изящным костюмам. Локи еще и модник. Надо сказать, что и этот стиль перейдет с Хиддлстоном в другие его фильмы, а Локи станет его талисманом.
Вместе с популярностью приходят и новые предложения. В том же 2011-м, когда выходит «Тор», Хиддлстон снимается в небольшой роли в «Полночи в Париже» у Вуди Аллена. Аллен устраивает очередной фильм-вечеринку, которая на сей раз разворачивается во всём своём великолепии в Париже 1920-х. Там полно невообразимых личностей: и Дали, и Хемингуэй, и Гертруда Стайн. Там же и Фрэнсис Скотт Фицджеральд, которого и играет Хиддлстон.
Мир алленовского фильма настолько плотно населен известными личностями, что, разумеется, всё, что успевают делать актеры — не столько играть своих персонажей, сколько протаскивать на экран известный исторический багаж и шарм. Персонаж Хиддлстона, Фитцджеральд, известен не только своими романами, но и слабостью. Несчастный муж, который не верит в себя и в любовь жены. Таким его и описывал Хемингуэй в романе «Праздник, который всегда с тобой», таким же он интересен и Аллену, который находит в герое свой любимый типаж неуверенного в себе невротика. Хиддлстон тут важен изящными чертами лица, готичной хрупкостью и — да — слабостью, которая постепенно превращается в фирменное качество.
Еще один фильм 2011 года — «Глубокое синее море» Теренса Дэвиса. Хиддлстон тут играет в паре с Рэйчел Вайс. По сюжету он — бывший военный летчик Фредди Пейдж. На дворе 1950-е. Однажды в местном гольф-клубе он знакомится с Эстер Кольер, и между ними вспыхивает страсть. Проблема в том, что Эстер замужем, и будущего у них нет, есть только пламя, которое согревает двоих.
Оба героя в фильме глубоко несчастны. В жизни Эстер не хватало страсти, которую она нашла во Фредди. Ему же, страдающему от воспоминаний войны, никак не влиться в спокойную жизнь, ему не хватает риска, адреналина и того самого мига, в котором он чувствует себя живым. Эстер помогает Фредди вернуть пьянящее волнующее чувство жизни, но этот миг истинного счастья будет недолгим. И снова Хиддлстон отыгрывает человека в поисках собственной идентичности, и снова он теряется. Фильм оказывается по-настоящему глубоким и серьезным произведением искусства, чем-то средним между «Крыльями» Ларисы Шепитько и «Короткими встречами» Дэвида Лина. Полет, измена, секс, раскаяние и невозможность будущего — всё перемешивается и усугубляется сложной сюжетной структурой.
Это поэтичное высказывание мастера авторского кино Джима Джармуша довершает начатый в фильмах о Локи готический портрет. Джармуш превращает Хиддлстона в вампира. Правда это не простой вампир, выглядит он очень стильно, занимается музыкой в Детройте, одевается, как будто на дворе 1960-е. Есть у него и возлюбленная жена. Он — Адам, она — Ева. Она сейчас живет в Танжере, но вот милый впадает в депрессию (а как не впасть за многие сотни лет), и она отправляется к нему.
Древние вампиры, их житейские неурядицы, литературные предпочтения и музыкальные сочинения — Джармуш в фильме словно бы и свою любовь к искусству заостряет таким вот жанровым вампирским манером. Ему всегда были интересны другие: инаковые, странные, занятые кино, интересующиеся музыкой, увлеченные жизнью и искусством или уставшие от них. И Хиддлстон ему интересен тем же. Он другой среди героев Marvel. Другой, который нужен Эстер в «Глубоком синем море». Другой, близкий искусству и авторефлексии, который нужен Аллену. Вот и здесь, вместе с Тильдой Суинтон, он другой. Красивый, тонкий, вечный, олицетворяющий современность и так не похожий на нее.
Готический облик героя до того пристает к Хиддлстону, что режиссеров уже не удержать. Гильермо дель Торо берет Хиддлстона в свой костюмный, полный летящих тканей, паутин, листьев и платьев «Багровый пик». Это мистическая история об одном старом поместье, которое стоит на красной глине, и зимой, когда всё вокруг бело, вокруг него, словно кровь, расползается цвет земли, одолевшей снег. В это поместье и прибывает главная героиня фильма Эдит. Прибывает вместе со своим супругом Томасом Шарпом в исполнении Хиддлстона.
Снова Хиддлстона не отпускают семейные узы: в доме с молодоженами живет его сестра, и у нее явно что-то на уме. То ли она недолюбливает новую обитательницу, то ли слишком преданно любит брата и не в силах делить его с другими. А Томас, не будь то Хиддлстон, не может решить, кому он вернее: жене или сестре. Как и в «Выживут только любовники», он тонок и поэтичен. Как и в «Торе» — не знает, чью же сторону занять. Хиддлстон здесь собирает воедино свои прежние образы и обогащает героя собственным кинематографическим контекстом.
В том же 2015 году, что и «Багровый пик», выходит остросоциальная антиутопия «Высотка» Бена Уитли, где Хиддлстон тоже играет одну из главных ролей. Сценарий основан на одноимённом романе 1975 года Джеймса Балларда. С готической горячкой покончено. Теперь Хиддлстон — врач, высокооплачиваемый специалист, который может позволить себе жить в фешенебельном многоэтажном доме. Дом этот непрост, его архитектор Энтони Ройял, кажется, предусмотрел всё для идеальной жизни: в высотке есть и супермаркет, и бассейн, и школа, и единственное, зачем жителям вообще нужно покидать здание — это работа.
В «Высотке» Хиддлстон сменил не только амплуа, но и жанр. На сей раз мы на территоррии антиутопии. Здание здесь — метафора общества, этажи здания делят общество по классовому принципу. На самом верхнем этаже живет архитектор. В доме постепенно и неуклонно зреет бунт, который сопровождают жестокие беспорядки. И пусть за спиной Хиддлстона нет ни плаща, ни мантии, ни ниспадающих волос, но и здесь он оказывается в уже знакомой роли: ни плохой, ни хороший, такой же, как и остальные, но и другой. Он обеспечит себе неприкасаемость тем, что будет партнером архитектора по сквошу, но ведь этого недостаточно для полноценной жизни. Разве что попытаться изменить само ее определение.
Еще одним неожиданным жанром для актера всё в том же 2015 году становится биографическая драма о жизни кантри и блюзового артиста Хэнка Уильямса, роль которого и исполняет Хиддлстон. Его жену в фильме играет Элизабет Олсен. Подробности жизни, сложности со здоровьем, характер, разъезды, рождение сына, выпивка. Много выпивки. Много любовниц. В этой истории Хиддлстон не просто сыграет талантливого подонка или нерадивого мужа, он откроет всю ту слабость и чувства, которые так старательно скрывал его Локи. Хиддлстон вслед за героем и прототипом Уильямсом будет через эти чувства творить: писать, выступать и петь (это тот редкий случай, когда можно послушать, как актер поет).
Забавно, что фильм получил полярные отзывы от внучки и внука Хэнка Уильямса. Их дедушке суждено было умереть молодым, ему было всего 29 лет. Действие фильма уложилось в небольшой временной промежуток с 1930- х и по начало 1950-х. Сложные, неспокойные годы: годы Великой депрессии, Второй мировой войны, послевоенной охоты на ведьм. И среди этого всего он — поэт, певец, отрада.
В мини-сериале Хиддлстон играет менеджера отеля. Новые проекты, новые амплуа. Правда, в менеджерах он долго не пробудет, ведь окажется, что в прошлом он был военным. Так фильм заходит на знакомую для актера по «Глубокому синему морю» территорию. С той разницей, что в «Море» его герой сгорал, не находя себе места в мирных буднях, здесь же Джонатан Пайн сумел адаптироваться и не собирается возвращаться в ряды военных. Но именно это ему и приходится сделать: Пайна вербуют в качестве шпиона, которому нужно наладить контакт с одним важным преступником, продавцом оружия Ричардом Ропером. Последнего в сериале играет любимый многими в роли злого гения доктора Хауса Хью Лори. Но на этот раз он и вправду оказывается плохим. Совсем плохим.
А вот герой Хиддлстона для разнообразия оказывается на стороне «хороших», хотя ему и приходится работать под прикрытием. Благо, он отлично знает, как изображать своего парня, где бы ни оказался: хоть на помоечной планете Сакаар, хоть на верхних этажах безжалостной высотки, хоть здесь, среди банды уголовников в одном испанском городке. Этот шпионский триллер не только получил звание лучшего британского сериала 2016 года по версии Radio Times, но и завоевал «Эмми» и три «Золотых глобуса», один из которых достался и Тому Хиддлстону.
В каких только местах не доводилось оказываться героям Хиддлстона! Не просто неожиданных или далеких, но и вовсе фантастических. И «Остров черепа» — не исключение. На этом острове замечена странная активность, которая может предвещать отличный улов для американских секретных служб. Кто не мечтает о монстре-другом, которого можно будет адаптировать под военные нужды страны? Ответьте, но только честно. Вот на Остров черепа и собирают команду с секретной миссией. Правда на деле всё оказывается не так уж просто. Активность там и вправду есть, но едва ли стоит вмешиваться.
Фильм Джордана Вот-Робертса не повторяет фабулу прежних картин о Кинг Конге — оригинальный фильм 1933 года или джексоновский фильм 2005-го, — но разворачивает новый сюжет на фоне холодной войны. Есть у него персонаж, который перекочевал прямиком из копполовского «Апокалипсиса сегодня», есть и оригинальные герои. Хиддлстон здесь исполняет роль военного капитана, который в какой-то момент встает с двумя своими сослуживцами на защиту Конга. Положительная роль и максимальные зрительские симпатии. Действительно, не всё же самому отвечать за монстров, вампиров или божеств, иногда можно и заступиться за инаковых.