Опубликовано 15 февраля 2023, 20:35

Коварный план: Ужастики, детективы и военные фильмы, снятые одним кадром

Поделиться:
Коварный план: Ужастики, детективы и военные фильмы, снятые одним кадром

С одной стороны, кажется, что все тенденции современной культуры требуют, чтобы кадры в видеоряде были как можно короче, а динамика монтажа кружила голову. Тем ценнее и уникальнее редкие бриллианты — фильмы с рекордно длинными кадрами, а то и вовсе снятые без монтажа. Такой формат съемки позволяет ​​глубже погрузить зрителя в историю, добавляет реалистичности картинке и ощущение присутствия. Зритель из наблюдателя превращается в участника событий. Фильмы, которые мы сегодня выбрали, показывают, как радикальное с технической точки зрения решение дарит режиссеру уникальные возможности для взаимодействия со зрителем.

Веревка

Рейтинг: 7.69IMDb: 8
1948, Триллеры, Драмы, Криминальное, 80 мин
США, 16+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Альфред Хичкок, Джеймс Стюарт, Фарли Грейнджер, Джон Долл, Седрик Хардвик, Констанс Колльер

В классическом триллере 1948 года Альфред Хичкок демонстрирует высший пилотаж в умении держать зрителя в эмоциональном напряжении. Режиссер искусно создает исключительно тревожную атмосферу, используя для этого минимальный инструментарий. Все события фильма разворачиваются в одной и той же локации, в них участвуют всего несколько персонажей. За относительно простой историей зрители наблюдают в режиме реального времени.

Компания друзей убивает своего приятеля, которого зрители даже не успевают толком увидеть, — преступление совершается за кадром, и мы застаем лишь последние секунды жизни жертвы. Труп друзья прячут здесь же в первом попавшемся сундуке. Более того: прямо на нем накрывают фуршет и устраивают вечеринку. Они уверены в том, что никто не заподозрит их в преступлении. Но постепенно преступников начинают выдавать детали — и план избежать наказания рассыпается на глазах. Именно лаконичность действия в фильме, тот факт, что он снят одним дублем, без склеек и лишних акцентов, позволяет сфокусировать внимание на нюансах обстановки и предметов, наблюдать за событиями пристально и не отрываясь ни на минуту.

Тайм-код

Рейтинг: 6.49IMDb: 6.2
2000, Драмы, 93 мин
США, 16+
Режиссер: Майк ФиггисГлавные роли: Ксандер Беркли, Ричард Эдсон, Саффрон Берроуз, Голден Брукс, Вивека Дэвис

Экспериментатор и мастер радикальных решений Майк Фиггис (самая известная его работа — «Покидая Лас-Вегас» с Николасом Кейджем) всегда славился неординарным подходом к художественным задачам. И он пошел едва ли не дальше всех в экспериментах с действием в реальном времени и съемками одним планом. 

В «Таймкоде» Фиггис не просто показывает, как развивались события в режиме онлайн, — еще и умудряется позволить зрителю наблюдать одновременно за несколькими пространствами сюжета. Добивается он этого смелого и яркого решения с помощью такой нехитрой штуки, как полиэкран. Благодаря этому зритель в одном кадре видит все четыре сюжетные линии — и наблюдает за каждой из них в малейших деталях. Сюжет в данном случае оказывается не так уж и важен: режиссер и продюсер переживают кризис и ищут исполнительницу главной роли для своего нового проекта. Мучения и творческие поиски запечатлены в фильме настолько детально и достоверно, что глубокое погружение в эмоциональную жизнь героев неизбежно. Тем более что смотреть можно хоть на переживания продюсера, хоть на страдания режиссера, хоть на истерики актрисы — кому как больше нравится. Или на всё сразу.

Необратимость

Рейтинг: 7.25IMDb: 7.4
2002, Триллеры, Драмы, 97 мин
Франция, 18+
Режиссер: Гаспар НоэГлавные роли: Моника Беллуччи, Венсан Кассель, Альбер Дюпонтель, Филипп Наон, Джо Престиа, Стефан Друо

Скандальный фильм Гаспара Ноэ вызвал настоящий фурор во время мировой премьеры в Каннах. Зрители массово бежали из зрительного зала и падали в обмороки, а у входа в кинотеатр дежурили врачи. И дело не только в брутальном сюжете картины: опытные синефилы привыкли к насилию и жестокости в кино, их не удивишь хроникой чудовищного падения героя или драмой о том, насколько человек человеку волк.

При этом Ноэ добился, казалось, невозможного: зритель во время просмотра не воспринимал события на экране как зрелище, а буквально проживал происходящее вместе с героями. Помог режиссеру в этом смелый формальный прием: действие, с одной стороны, передавалось очень подробно, с большим количеством правдоподобных деталей. Тем самым как будто стирая грань между кино и реальностью. С другой — события в фильме показаны в обратном порядке: от финала к началу, от ужаса, боли и жестокости к невинным и даже лучезарным сценам, с которых всё началось. В итоге скорая у входа в кинотеатр оказалась нелишней: зрители переживали боль героев на экране как свою собственную.

Вход в пустоту

Рейтинг: 7.1IMDb: 7.3
2009, Фантастика, Драмы, Фэнтези, 161 мин
Германия, Канада, 18+
Режиссер: Гаспар НоэГлавные роли: Пас де ла Уэрта

Вторая работа Ноэ ничуть не меньше шокирует — и тоже снята одним длинным кадром. На сей раз режиссер заходит на территорию, куда большинство зрителей и художников предпочитают не соваться: с помощью кино он ни много ни мало пытается познать тайну смерти и представить, каково это — умирать. Съемка одним планом без склейки здесь позволяет зафиксировать переход человека из одного мира в другой, от жизни —  к смерти, от иллюзий и фантазий — к мраку, пустоте, небытию.

Брат и сестра, потерявшие в далеком детстве родителей, живут в Токио и исследуют самые мрачные уголки этого мегаполиса. Колоритная и декадентская фактура города — первоклассный фон для истории о том, как приходит смерть. На что похож этот момент, что переживает человек, какие процессы запускаются в его сознании? Никогда прежде в кино не запечатлевали это эфемерное, фантастическое мгновение настолько подробно, натуралистично и физиологично.

Бердмэн

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.7
2014, Драмы, 114 мин
США, Франция, 18+
Режиссер: Алехандро Гонсалес ИньярритуГлавные роли: Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Зак Галифианакис, Андреа Райзборо

Алехандро Гонсалес Иньярриту доказал, что съемка одним планом может не только сделать действие более натуралистичным, но и, наоборот, унести зрителя настолько далеко от физической реальности, насколько это только возможно. «Бёрдмэн» — может, самый искренний и неординарный фильм о творчестве и боли, которую искусство дарит художнику. Бывшая звезда экшена в исполнении Майкла Китона (очевидно, он тут играет самого себя) пытается вернуться в мир высокого творчества и готовится к премьере в одном из бродвейских театров. При этом ему не дает покоя предчувствие провала: поддержки ждать не от кого, и кажется, что сама профессия актера по своей природе граничит с безумием, раздвоением личности, манией величия и прочит только страдания.

Благодаря манере съемки, выбранной Иньярриту и великим оператором Эммануэлем Любецки, эта фантазийная актерская стихия буквально уносит зрителя вслед за главным героем — сквозь закоулки Бродвея, гримерки, сны, страхи, видения, галлюцинации.

Виктория

Рейтинг: 7.18IMDb: 7.7
2015, Триллеры, Драмы, Мелодрамы, 138 мин
Германия, 18+
Режиссер: Себастьян ШипперГлавные роли: Фредерик Лау, Лайа Коста, Франц Роговский, Бурак Йийит

Модная и, в сущности, незатейливая вещица: молодая тусовщица бродит по европейскому мегаполису в поисках приключений, а внимательный кадр фиксирует все детали города, дышащего исключительно сегодняшним днем со всеми возможными его приметами.

Эта обаятельная инди-драма, снятая одним кадром, поет оду великому Берлину. Камера вслед за главной героиней следует по клубам и пустынным ночным улицам, с квартиры на квартиру, из бара на очередную техно-вечеринку. Этот лабиринт поначалу погружает зрителя в обманчиво-романтическое настроение. Как будто сам шатаешься с малознакомыми молодыми сверстниками — куда глаза глядят, по городу, который никогда не спит. Но чем дальше, тем более угрожающе выглядит маршрут Виктории и тем более мрачные очертания приобретает сам Берлин. Сквозь всю эту романтику прорастает криминальная драма, полная весьма серьезных и совсем не выдуманных опасностей.

Утойя. Выстрелы Брейвика

Рейтинг: 6.39IMDb: 7.2
2018, Триллеры, Драмы, 93 мин
Норвегия, 16+
Режиссер: Эрик ПоппеГлавные роли: Андреа Бернтсен, Александр Холмен, Сольвейг Колён Биркеланд, Бреде Фристад, Элли Рианнон Мюллер Осборн

Фильм-событие, который лишний раз очень убедительно напомнил, насколько кино позволяет людям сопереживать, сочувствовать, влезать в чужую шкуру. А еще — по-новому осмыслить всем известные истории. В данном случае — ужасную бойню, устроенную на острове Утойя и в городе Осло террористом-фанатиком Андерсом Брейвиком.

Смотреть на нее зрителям предлагается не со стороны, не как современникам исторических событий, а изнутри, с точки зрения непосредственного участника, одной из случайных жертв террориста. Полтора часа камера следует за девушкой, которая перемещается по острову, оказавшись в эпицентре страшных событий. Тут невольно входишь в тело и мозг жертвы и можешь почувствовать, что пережили в последние минуты жизни те, кто был убит Брейвиком.

1917

Рейтинг: 8.03IMDb: 8.4
2019, Военное, Историческое, Драмы, 118 мин
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Сэм МендесГлавные роли: Джордж Маккэй, Дин-Чарльз Чепмен, Марк Стронг, Эндрю Скотт, Ричард Мэдден, Клэр Дюбюрк

Сэм Мендес («Красота по-американски», «Скайфолл») совершил революцию в историческом жанре. История, пусть даже военная, из времен Первой мировой — по определению вещь костюмная, далекая, романтичная. Но в этой трактовке исторический фильм внезапно оказывается живым, пульсирующим, осязаемым. Камера полтора часа идет вслед за солдатом, который должен бегом преодолеть линию фронта, чудом уцелеть и донести до военного лагеря особо важную информацию, способную спасти сотни жизней.

В версии Мендеса подобный сюжет — не героическая «повесть о настоящем человеке», а реалистичный эмоциональный аттракцион. Причем создан он не чтобы развлекать, а с исключительно гуманистическими целями. Потому что позволяет зрителю влезть в шкуру юноши, участвующего в событиях столетней давности, насмерть перепуганного, чудом выживающего, бегущего навстречу смерти, ужасу и страданию ради призрачного шанса на светлое будущее.

Точка кипения

Рейтинг: 7.23IMDb: 7.5
2021, Триллеры, Драмы, 91 мин
Великобритания, 18+
Режиссер: Фил БарантиниГлавные роли: Стивен Грэм, Джейсон Флеминг, Элис Мэй Фитэм, Таз Скайлар, Ханна Уолтерс, Винетт Робинсон

Британец Фил Барантини («Злодей» и «Ночные вызовы») в своей второй полнометражной работе использует съемку одним планом с благородной целью. С помощью такого технического трюка он поднимает нехитрый, в сущности, сюжет на новую эмоциональную высоту.

В центре внимания — ресторан со всей присущей этой сфере суетой: капризные посетители, нехватка продуктов, санэпидемстанция на кухне, придирчивые ресторанные критики. Этот простейший драматургический инструментарий — свалка эмоций, характеров и конфликтов — показан ювелирно точно и без единой склейки. Таким образом зритель оказывается не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником этой беготни, окунается в нее с головой и на полной скорости проносится сквозь все события, как на американских горках.

Тихий дом

Рейтинг: 4.94IMDb: 5.2
2011, Ужасы, Триллеры, Драмы, 80 мин
США, Франция, 18+
Режиссер: Крис Кентис, Лора ЛауГлавные роли: Элизабет Олсен, Адам Трези, Адам Барнетт, Эрик Шеффер Стивенс, Хейли Мерфи, Джулия Чан

Тот случай, когда авангардный художественный метод оказывается абсолютно уместным в самом массовом из жанров — ужастике. Сюжет «Тихого дома» простой и вполне конвенциональный: дом с привидениями пугает своими тайнами новых обитателей, отца и дочь, которые готовятся приступить к его реставрации.

Но благодаря визуальному решению — съемке одним планом — обычная история про призраков, населяющих старые стены, обретает новое измерение и превращается из хоррора в иммерсивное шоу, погружает во вселенную страха, ужаса и мрака. А зрителям приходится составить компанию героям в их жутких переживаниях.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке