Короли десятилетия: 14 главных фильмов 2010-х
Отдельные киноманы уверены, что эпоха отличных фильмов осталась в далеком прошлом, однако в реальности Голливуд никогда не прекращал выпускать интересные проекты. Просто они часто теряются за дорогостоящими блокбастерами. И фильмы 2010-х годов — лучшее тому доказательство, ведь за эти 10 лет свет увидело множество качественных необычных картин.
А если вам интересно, что происходило в кино в предыдущее десятилетие, рекомендуем вам ознакомиться с подборками лучших российских комедий 2000-х и отличных зарубежных фильмов 2000-х.
Дом Кобб (Леонардо ДиКаприо) — профессиональный вор, специализирующийся на промышленном шпионаже. Используя редкую технологию, он проникает в сны людей и похищает их секреты в надежде, что однажды сможет вернуться в своим детям. Шанс получить желаемое появляется вместе с миллиардером Сайто (Кен Ватанабэ), который предлагают Коббу, казалось бы, невыполнимую задачу: внедрить идею в чей-то разум. Кобб берется за дело и собирает команду, чтобы отправиться в глубины человеческого сознания.
Кристофер Нолан славится выдающимися проектами, но «Начало» заслуженно считается одной из лучших картин в его карьере. Взяв за основу знакомую концепцию фильма-ограбления, Нолан смог перевернуть жанр с ног на голову (порой буквально), добавив в сюжет немного фантастики и много размышлений о природе сна. Картина удостоилась восьми номинаций на «Оскар» (в том числе как лучший фильм) и одержала победу в четырех.
Филипп (Франсуа Клюзе), состоятельный представитель французской аристократии, стал инвалидом после неудачного полета на параплане. Полностью парализованный, он ищет помощника, который будет присматривать за ним, и неожиданно для всех выбирает безработного алжирца Дрисса (Омар Си). На первый взгляд, парень совершенно не подходит на эту роль, но постепенно между двумя завязывается крепкая дружба.
Основанная на реальной истории французская комедия «1+1» — настоящий хит 2011 года. Критики поначалу приняли картину настороженно, зато зрители пришли в восторг: за девять недель фильм стал самым кассовым в истории страны, опередив предыдущего рекордсмена, комедию 2008 года «Бобро поржаловать!». Ленту номинировали на множество наград, а Омар Си получил престижную кинопремию «Сезар» как лучший актер. Успех породил несколько ремейков на других языках, в том числе голливудскую версию с Брайаном Крэнстоном и Кевином Хартом.
Когда Локи (Том Хиддлстон) получает доступ к неограниченной силе энергетического куба под названием Тессеракт, директор Щ.И.Т. Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) инициирует вербовку супергероев для команды Мстителей. Железному человеку (Роберт Дауни — младший), Капитану Америке (Крис Эванс), Халку (Марк Руффало), Тору (Крис Хемсворт), Черной Вдове (Скарлетт Йоханссон) и Соколиному глазу (Джереми Реннер) предстоит научиться работать сообща и вместе остановить инопланетное вторжение.
Киновселенная Marvel стартовала в 2008 году «Железным человеком», но по-настоящему дала о себе знать в 2012-м, когда по всему миру грянул блокбастер «Мстители». Впервые на большом экране собрались супергерои из разных проектов, и зрители не смогли пройти мимо, занеся в кассу фильма 1,5 млрд долларов. Оглушительный успех в прокате сказался на всей киноиндустрии: крупные студии начали пытаться создавать собственные киновселенные и франшизы, которые могли бы потягаться с творением Кевина Файги. Только вот никому это так и не удалось.
В 1987 году Джордан Белфорт (Леонардо ДиКаприо) устраивается на работу в инвестиционный банк на Уолл-стрит, однако быстро оказывается не у дел, когда компания терпит крах. Так он попадает в мир торговли мелкими акциями, где его талант раскрывается полностью: Белфорт наживает огромное состояние, обманывая богатых инвесторов на миллионы долларов. Однако пока Белфорт и его приспешники наслаждаются гедонистической смесью секса, наркотиков и острых ощущений, Комиссия по ценным бумагам и ФБР подбирается к его империи излишеств.
Основанный на реальной истории «Волк с Уолл-стрит» идеально демонстрирует, почему Мартин Скорсезе, несмотря на почтенный возраст, запросто способен побороть многих молодых постановщиков. Это циничное, но вместе с тем веселое исследование человеческой жадности, которое в очередной раз позволило ДиКаприо хорошенько развернуться в образе отрицательного, но харизматичного персонажа. Другими словами, «Волк с Уолл-стрит» не зря стал одним из лучших фильмов 2013 года.
Пытаясь смириться с безвременной смертью любимой жены, бывший наемный убийца Джон Уик (Киану Ривз) получает от нее последний подарок — щенка. Только вот когда высокомерный принц русской мафии Иосиф Тарасов (Алфи Аллен) и его люди крадут драгоценный «мустанг» Джона и убивают собаку, легендарный киллер вновь берется за оружие и начинает мстить, давая волю безжалостной машине для убийств, скрытой внутри.
В 2014-м мало кто мог представить, что небольшой боевик от начинающих режиссеров с Киану Ривзом (чья карьера переживала не лучшие времена) может добиться успеха в прокате и положить начало целой франшизе. Однако именно это и произошло. Благодаря грамотно поставленному экшену от разделивших режиссерское кресло бывших каскадеров Чада Стахелски и Дэвида Литча, уникальному миру убийц и сдержанной игре Ривза «Джон Уик» сумел выстрелить. За первым фильмом последовало продолжение, в разработку запустили спин-офф о девушке-киллере, а на малые экраны выпускают сериал-приквел.
Спустя годы после краха цивилизации тиран Несмертный Джо порабощает выживших после апокалипсиса в пустынной крепости Цитадель. Единственная, кто решается бросить ему вызов, — воительница Фуриоса (Шарлиз Терон), которая похищает пять жен деспота. Столкнувшись в пути с одиночкой Максом Рокатански (Том Харди), она вынуждена объединиться с ним, чтобы обогнать безжалостного военачальника и найти безопасное место в безумном мире.
Идея «Дороги ярости» появилась у режиссера «Безумного Макса» Джорджа Миллера еще 1987 году, а съемками он планировал заняться в конце 1990-х. Однако жизнь внесла свои коррективы: теракт 11 сентября, война в Ираке и скандал с антисемитскими высказываниями Мэла Гибсона, постоянного исполнителя роли Макса, заставили отложить производство. Однако в итоге с уверенностью можно сказать, что задержки (а также постоянные сложности на площадке) пошли картине лишь на пользу. «Безумный Макс: Дорога ярости» — эпичная экшен-опера, которая постоянно держит зрителя в напряжении, заставляя на себе почувствовать палящее солнце постапокалиптической пустоши.
Профессор лингвистики Луиза Бэнкс (Эми Адамс) возглавляет элитную команду исследователей, которой предстоит лично столкнуться с пришельцами, прибывшими на Землю на гигантских космических кораблях. Они приземлились в 12 точках по всему миру, и пока страны решают, как поступить, Бэнкс и ее команда должны как можно быстрее наладить контакт с инопланетянами. Надеясь разгадать тайну, она идет на риск, который может угрожать не только ее жизни, но и, вполне возможно, всему человечеству.
Режиссер Дени Вильнёв в одном из интервью говорил: «Этот фильм заинтересовал меня возможностью исследовать идею о том, как язык меняет наше восприятие реальности. В этом есть сходство с кинематографом». Канадец Вильнёв постепенно становится новым Ридли Скоттом — он точно так же любит исследовать новые миры, создавать их, но самое главное — во всех своих фильмах он ищет ответ на вопрос «Что значит быть человеком?». «Прибытие» — один из ярчайших тому примеров.
Себастьян (Райан Гослинг) и Миа (Эмма Стоун) — две одинокие души, живущие в Лос-Анджелесе. Она мечтает стать актрисой, а он — сделать карьеру джазового музыканта. Случайная встреча сводит их, давая начало бурному роману. Однако неожиданный успех угрожает их отношениям, и Себастьян и Миа постепенно начинают осознавать, что им не суждено быть вместе.
С мюзиклом связан один из крупнейших скандалов в истории вручения премии «Оскар». Когда очередь дошла до объявления призера в главной категории, лучшим фильмом был назван «Ла-Ла Ленд» — за кулисами перепутали конверты. Настоящий лауреат в итоге нашелся, когда продюсеры уже произносили благодарственные речи. Но вот что интересно: если бы никто в прямом эфире не заметил этот конфуз, остался бы фильм Шазелла с «Оскаром» за лучшую картину 2016 года? Ведь премию прочили именно ему — Голливуд всегда любил кино про себя.
Лукас (Мадс Миккельсен) — воспитатель детского сада, который очень заботится о своих учениках. Он живет одинокой жизнью после тяжелого развода, пытаясь добиться опеки над сыном. К несчастью для него, у юной Клары (Анника Веддеркопп) буйное воображение, и она сочиняет извращенную ложь о своем учителе. Лукас моментально становится изгоем в родном городе, превращаясь из уважаемого соседа в ненавистного монстра. Ему предстоит доказать свою невиновность, прежде чем массовая истерия окончательно уничтожит его жизнь.
После церемонии награждения на Каннском фестивале Миккельсен утверждал, что приз получил не он, а фильм. Канны наградили актера премией за лучшую мужскую роль, но вокруг «Охоты» долго не стихали разговоры — слишком уж щекотливая тема. До 2017 года, когда вместе с разоблачением Харви Вайнштейна началось движение #MeToo, оставалось пять лет, а потому «Охота» принималась хоть и неоднозначно, но достаточно тепло. Если бы фильм снимался в Штатах, финал бы разжевали максимально четко и у зрителя не осталось бы ни малейших сомнений в невиновности Лукаса.
Действие фильма разворачивается в недалеком будущем. Чуткий и добрый Теодор (Хоакин Феникс) зарабатывает на жизнь тем, что пишет послания на открытках для других людей. В попытке пережить неудачный брак он увлекается новой операционной системой, которая, как утверждают создатели, превращается в интуитивную и уникальную самостоятельную сущность. Так Теодор знакомится с Самантой (Скарлетт Йоханссон), чей яркий голос помогает ему найти смысл жизни.
Искусственный интеллект считается одной из классических страшилок как в кино, так и для обычных людей — многим приходится скрывать свой ужас перед технологиями, чтобы не заслужить звание луддита. Сам Хоакин Феникс пообщался с подобием Саманты из айфона уже после съемок у Спайка Джонса. «Вышло так себе. Кажется, я сказал что-то очень пошлое, и она обиделась», — признавался актер. — В детстве я смотрел фильмы про будущее, где у всех были видеотелефоны, и я думал, что всегда бы таким пользовался. Сейчас у меня есть FaceTime, но я говорил по нему всего-то пару раз».
Эндрю Нейман (Майлз Теллер) — амбициозный молодой джазовый барабанщик, который стремится стать лучшим учеником элитной музыкальной консерватории. Для этого он начинает обучение у Теренса Флетчера (Дж.К. Симмонс), известного своими жестокими методами. Через абьюз и ненависть он помогает Эндрю стать лучше, однако желание юноши достигнуть совершенства быстро превращается в одержимость, способную разрушить его жизнь.
Еще один фильм Дэмьена Шазелла в списке лишний раз подтверждает, что режиссер умеет попадать в нерв. «Одержимость» была первой работой постановщика — коротким метром, за который Шазелл получил приз кинофестиваля «Сандэнс». Голливуд не смог пройти мимо, и Шазелл начал работать над полнометражной версией истории с участием Дж.К. Симмонса, снявшегося у него в дебютной короткометражной картине.
В 2003 году выпускник Гарварда и компьютерный гений Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг) начинает работу над новой идеей, которая в конечном итоге превращается в глобальную социальную сеть. Шесть лет спустя, став одним из самых молодых миллиардеров в истории, Цукерберг обнаруживает, что его беспрецедентный успех приводит как к личным, так и к юридическим осложнениям: бывшие друзья и коллеги хотят урвать кусочек дорогостоящего пирога и заявить свои права на популярный проект.
Дэвид Финчер никогда не встречался с героем своего фильма — он знал только ту версию Цукерберга, которую сочинил сценарист Аарон Соркин. Невыносимый гений в исполнении Джесси Айзенберга никогда не станет героем ваших фантазий, более того, это довольно неприятный тип, подставляющий друзей, готовый идти по головам ради своей задумки. Для Финчера «Социальная сеть» стала самым «разговорчивым» фильмом (в этом как раз большая заслуга Соркина) — ему приходилось ставить сцены, в которых герои выпаливают монологи и общаются с невиданной прежде скоростью. И если они успевают за это время вызвать у вас самые разные эмоции, то, как считает сам Финчер, он со своей работой хорошо справился.
После того как землетрясение разрушило жилье юного медведя в тропических лесах Перу, он отправляется в Англию в поисках нового дома. Получивший имя Паддингтон в честь лондонского железнодорожного вокзала, медвежонок находит приют в семье Генри (Хью Бонневилль) и Мэри (Салли Хокинс) Браун. Городские приключения незадачливого, но милого Паддингтона вызывают у Браунов смех и слезы, а также привлекают внимание таксидермистки Миллисент Клайд (Николь Кидман), которая мечтает сделать чучело редкого животного.
Есть какая-то ирония в том, что фильм про известнейшего английского медведя стал самым дорогим проектом французской StudioCanal. Но бюджет в 50 млн долларов оправдал себя: «Паддингтон» стал внезапным хитом проката и любимцем кинокритиков (97 % «свежести» на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes). В чем его секрет? Немного британской вежливости, капелька абсурда и, разумеется, очаровательный медведь, который под управлением режиссера Пола Кинга уверенно балансирует между драмой и комедией.
В центре сюжета — бедная семья Ким, пытающаяся выжить в малообеспеченном районе Сеула. Им подворачивается хороший шанс выбраться из нищеты, когда сын Ки-ву получает работу репетитора по английскому языку в доме богатых Парков. Оказавшись в выгодном положении, парень с помощью манипуляций и поддельных документов выбивает работу для своих родственников. Постепенно Кимы проникают в дом Парков, и между двумя семьями образуется странная связь.
Премьера «Паразитов» состоялась на Каннском фестивале (последнем перед пандемией), а пресс-показ значился после ожидаемого всеми нового фильма Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде». Удивительно, но победителем того дня в итоге вышел режиссер Пон Джун-хо: его головокружительная сатира на корейское общество не только оказалась выдающимся фильмом, но также стала мировым феноменом и даже получила премию «Оскар» за лучший фильм, вдобавок к своей «Золотой пальмовой ветви» Канн. Таких картин в истории кино всего три.