Клоуны и призраки мертвых пациентов: 10 фильмов про врачей и медицину
Фильмы про современных врачей помогают нам увидеть все темные стороны непростой профессии: постоянные переработки, эмоциональный стресс, давящее чувство вины и ответственности за гибель сложных пациентов. Спасая жизни, доктора часто забывают спасти самих себя, что непременно ведет к тяжелой депрессии и перегоранию. Собрали картины, которые лучше всего говорят о психологических и моральных аспектах работы в медицине.
Драматическая картина Пенни Маршалл основана на мемуарах невропатолога Оливера Сакса, в которых рассказывается о масштабной эпидемии летаргического энцефалита в двадцатых годах прошлого века в США. Главный герой «Пробуждения» — замкнутый медик-исследователь по имени Сэйер (Робин Уильямс), который вынужденно отправляется работать в настоящую больницу, где сталкивается с выжившими после эпидемии пациентами. Каждый из них на протяжении десятилетий находился в состоянии кататонического ступора — без возможности двигаться или разговаривать. Внезапно для самого себя Сэйер находит экспериментальный метод лечения, который начинает работать.
Вернувшиеся к жизни люди испытывают целый спектр эмоций — от внезапной радости преображения до горькой печали о потерянных годах. Чувство отрешенности от мира, который перестал быть родным, проходит пунктирной линией через весь фильм. Как ни странно, лучше всего своих пациентов понимает только сам Сэйер, который, в отличие от них, всегда по доброй воле чурался человеческого общества. Несмотря на всю свою замкнутость и зажатость, Сэйер — персонаж максимально трогательный и комичный, идеальный портрет непризнанного гения, который наконец дорвался до заслуженной славы.
Основанная на одноименном рассказе биографическая драма «Творение Господне» рассказывает историю пионера кардиологии Вивьена Томаса и его учителя Альфреда Блейлока, который в свое время открыл экспериментальный метод лечения пороков сердца у младенцев. Особое внимание в фильме, снятом четырехкратным лауреатом «Эмми» Джозефом Сарджентом, уделяется проблемам расовой сегрегации — из-за цвета кожи Вивьен Томас не имел возможности проводить исследования. Его знакомство с Альфредом Блейлоком состоялось в университете Вандербилта, куда Томаса наняли в качестве обычного подсобного рабочего. Заметив его интерес к медицине, Блейлок предложил Томасу принять участие в своем новаторском проекте. Впоследствии они вместе работали в больнице.
Сотрудничество Блейлока и Томаса было революционным не только для медицины, но и для общества прошлого века, в котором царило явное пренебрежение к «цветным». Пользуясь своим авторитетом, доктор Блейлок отстаивал интересы молодого коллеги, а также открыто рассказывал о его вкладе в исследования по кардиохирургии. Парадоксально, но в «Творении» тема медицины — лишь фон для основного сюжета, а главная драма сфокусирована на несправедливости классовой иерархии, которая упорно превозносила одних и безосновательно игнорировала заслуги других.
Еще один фильм с Робином Уильямсом о реально существующем враче, больничном клоуне и общественном активисте Пэтче Адамсе. На волне безумной популярности Уильямса картина Тома Шедьяка показала приличные сборы в прокате, однако сам Адамс байопик не оценил, как, впрочем, и западная пресса. Тем не менее «Целитель Адамс» смог привлечь большое внимание к деятельности Пэтча, который был врачом тяжелобольных детей и малолетних сирот. В фильме значительное внимание также уделяется личной жизни главного героя, его многолетней борьбе с депрессией и чудодейственному преображению в педиатра.
Концепция смеха как лекарства, спасающего от всех болезней, едва ли является для кого-то новой, однако органичный образ Робина Уильямса спасает, казалось бы, утопающий в клише сценарий. Для большинства людей, особенно детей, фигура доктора ассоциируется с чем-то неизбежно тревожным. Персонаж Уильямса успешно справляется с посттравматическими переживаниями зрителей, позволяя взглянуть на личность медика с совершенно иного ракурса.
Пронзительная мелодрама Бориса Хлебникова разворачивается вокруг врача скорой помощи Олега (Александр Яценко), личная жизнь которого идет под откос из-за чрезмерной преданности профессии. Постоянная ответственность за здоровье и благополучие больных, находящихся в ожидании заветной машины с яркими мигалками, не только рушит некогда крепкий брак главного героя, но и ломает его самого. Заветная клятва Гиппократа постепенно превращается в удавку на шее.
Самое интересное в «Аритмии» — наблюдать не за стерильными буднями врачей, а за метаниями героя Яценко, чье душевное состояние нуждается в глубоком и длительном лечении. Незаметно для себя спаситель сам превращается в жертву, но, к счастью, находит утешение в объятиях любимого и по-настоящему преданного человека.
Драматический триллер Мартина Скорсезе с Николасом Кейджем и Патришей Аркетт в главных ролях рассказывает о парамедике Фрэнке, который работает на скорой помощи в ночную смену. Как и главный герой «Аритмии», Фрэнк страдает от глубокого экзистенциального кризиса, мешающего ему быть счастливым. Каждую ночь мужчину преследуют параноидальные видения — призраки пациентов, которых он так и не смог спасти. В конце концов Фрэнк делает всё возможное, чтобы его уволили с работы, в надежде таким радикальным способом освободиться от непомерной эмоциональной ноши.
Как и большинство фильмов в этом топе, «Воскрешая мертвецов» основан на полуавтобиографическом романе Джо Коннелли, который долгое время работал врачом скорой. Для самого Скорсезе фильм стал редким экспериментом на ниве сюрреализма — мир персонажа Николаса Кейджа, поначалу кажущийся причудливым, постепенно обретает черты болезненно актуальной реальности. Порожденные алкоголем и наркотиками демоны в его голове — не что иное, как проекции внутреннего «я», карающие воспаленное сознание за неспособность смириться с комплексом вины перед обществом.
Драма «До костей», премьера которой прошла на фестивале «Сандэнс» в 2017 году, затрагивает острые для наших дней темы принятия тела и расстройства пищевого поведения. Главная героиня — молодая художница Эллен (Лили Коллинз) — буквально одержима своим весом. Чрезмерное ограничение в питании в конечном итоге доводит ее до состояния нервной анорексии. Оказавшись в специализированной клинике, девушка знакомится с доктором Бекхэмом (Киану Ривз), который использует самые разнообразные методы в попытке вернуть Эллен вкус к жизни и любовь к самой себе.
«До костей» мало говорит о личности доктора Бекхэма или о сложностях лечения пациентов, страдающих различными расстройствами психики. Вместо этого режиссер и сценарист Марти Ноксон концентрируется на мироощущении главной героини, испытывающей глубокую ненависть и отвращение к самой себе. Эллен — отражение целого поколения девушек, выросших без должного внимания и заботы со стороны родителей. Мрачный и гнетущий сюжет «До костей» вряд ли поможет в процессе терапии, однако вопросы, поднятые Ноксон в фильме, определенно найдут отклик у многих зрителей.
Французская комедия с атмосферой Рождества — прекрасная альтернатива тяжеловесным медицинским драмам, препарирующим светлый образ медика. Главный герой картины «Хороший доктор» — дежурный врач больницы по имени Серж (Мишель Блан), у которого внезапно прихватило поясницу. Понимая, что в ближайшие несколько дней ему просто не встать с кровати, Серж решает обратиться за помощью к обычному курьеру. В результате мужчина, крайне далекий от понимания нюансов медицины, отправляется на вызовы людей, нуждающихся в помощи холодными зимними вечерами.
Как и большинство французских комедий, «Хороший доктор» подкупает легкостью и простодушием. В фильме нет «плохих» и «хороших» врачей, есть только Серж и его новый друг-курьер, которые вопреки всем обстоятельствам пытаются оставаться верными простому человеческому долгу — быть рядом с теми, кто в них нуждается.
И снова байопик, на этот раз посвященный основательнице фонда «Справедливая помощь» Елизавете Глинке, одной из самых известных российских общественных деятелей. Роль Глинки в фильме исполнила Чулпан Хаматова, сценарий написала Наталья Кудряшова («Человек, который удивил всех»), а постановкой занялась Оксана Карас («Выше неба»). Сюжет «Доктора Лизы» охватывает один день из жизни главной героини — 30-летний юбилей ее свадьбы, в который всё никак не удается оторваться от дел.
Вероятно, главное достоинство фильма кроется в его достоверности. В отличие от историй западных врачей, жизнь Елизаветы Глинки была как на ладони — каждый зритель при желании может сопоставить сцены фильма с фактами и событиями, происходившими в реальности. В образ, созданный Чулпан Хаматовой, сложно не влюбиться: Глинка была сильной духом и мечтавшей помочь каждому женщиной, идеальной ролевой моделью для тех, кто искренне желает сделать этот мир чуточку лучше.
Остросюжетный триллер Остина Старка «Цена ошибки» посвящен проблеме трансплантации органов, а также этичности подобных операций в современной медицине. Как показывает практика, на один здоровый орган могут претендовать сразу несколько человек, однако конечное решение об операции принимает специальная комиссия, призванная оставаться максимально объективной к кандидатам. Делать подобный выбор — задача не из легких, да и понятие объективности может меняться в зависимости от исторической эпохи.
Основное действие «Цены ошибки» разворачивается вокруг скандального судебного дела, связанного с решением экспертной группы врачей по трансплантации органов. Семь лет назад судьбоносный выбор сломал судьбы трех человек. В очередной раз люди стали жертвами равнодушной системы, которой так или иначе пришлось пройти проверку на профпригодность.
Боди-хоррор канадского режиссера Дэвида Кроненберга рассказывает о братьях-близнецах Беверли и Эллиоте Мэнтлах (Джереми Айронс), которые работают гинекологами в дорогой и успешной клинике. Братья известны как блестящие хирурги, но циничный и более уверенный в себе Эллиот к тому же не гнушается частыми и не вполне этичными связями с пациентками. Всё меняется, когда в жизни близнецов появляется актриса Клэр, к которой Беверли по-настоящему привязывается. Образ гинеколога мужского пола — весьма провокационное явление, даже для самих актеров. Так, например, Роберт Де Ниро в свое время отказался от главной роли в фильме из-за того, что ему некомфортно изображать женского врача. Не исключено, что по той же причине из проекта ушел и Уильям Хёрт.
Темы медицины и анатомии, которые прослеживались в других работах Кроненберга, получают совершенно новое воплощение в «Связанных насмерть», в первую очередь через профессию главных героев. В фильме гинекологи носят красные одежды палачей — в конце концов, они не только спасают, но и забирают жизни. Сами братья, явные мастера своего дела, так же легко манипулируют собственными жизнями, то и дело обманывая друзей, женщин, коллег по работе и даже высокое начальство. Концовка у фильма не самая счастливая, в очередной раз наводящая на мысли о том, что те, кто распоряжается чужими судьбами, чаще всего не могут разобраться в собственной.