Инопланетяне, ведьмы и глэм-рокеры: 11 лучших мокьюментари
Что такое мокьюментари, понятно по самому названию. Этот термин образован слиянием двух слов: mock — «издеваться» и documentary — «документальный фильм», то есть это буквально фальшивые, издевательские документальные ленты. В этой подборке — и самые известные представители жанра, и скрытые жемчужины для тех поклонников фальшивых документалок, которым кажется, что они посмотрели уже их все.
Многие познакомились с жанром мокьюментари после выхода в 1999 году «Ведьмы из Блэр», которая стала настоящим культурным феноменом. Но псевдодокументальное кино снимали и до него. В 1984 году американский актер Роб Райнер снял свою дебютную картину «Это — Spinal Tap», которая рассказывала про одноименную британскую хэви-глэм-рок-группу. Некогда кумиры миллионов, они постарели, растеряли фанатов и, чтобы наверстать упущенное, отправлялись в тур по США в поддержку нового альбома Smell the Glove (буквально — «Понюхай перчатку»). Но во время гастролей всё идет не так: билеты плохо продаются, концерты отменяют, группу обвиняют в сексизме, музыканты ссорятся между собой. Райнер и сам появляется в кадре — он играет режиссера Марти ди Берги, который снимает про катастрофические гастроли Spinal Tap фильм.
«Это — Spinal Tap» — комедия, но зрители не сразу поняли юмор. Многие приняли ироничный фильм про эпатажных рок-музыкантов за чистую монету и к Spinal Tap любовью не прониклись. Признание к картине пришло позже: она получила статус культового, попала в коллекцию Criterion и Национальный реестр фильмов США. Еще один любопытный факт: считается, что именно Райнер придумал слово «мокьюментари». Правда, сам он определил жанр иначе — как «рокьюментари».
В 1994 году трое студентов киношколы берут камеры и отправляются в глухие леса в штате Мэриленд снимать курсовую. По легенде, здесь водится ведьма, но студенты, понятное дело, этим ужасам не верят и хотят снять разоблачение. Все трое пропадают, а через год в лесу находят их камеры с отснятыми пленками, по которым можно установить, что с ними произошло.
На производство «Ведьмы из Блэр» у Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса ушло всего 35 тысяч долларов, что не помешало фильму стать настоящимкультурным феноменом и хитом бокс-офиса. И дело не только в том, что Мирик и Санчес переизобрели поджанр found footage, найденной пленки, но и вудачной промокампании. Перед выходом ленты в прокат создатели запустили сайт, посвященный исчезновению трех студентов, — на нем были биографии пропавших, новостные заметки о них и даже отчеты полиции. На актеров, сыгравших в картине главные роли, создали профили на IMDb, в которых указали, что они пропали без вести. По телевидению показывали отрывки картины, а на улицах раздавали листовки, в которых просили сообщить любую информацию о пропавших. О том, что всё это выдумано, публику, разумеется, не предупредили — и многие поверили, что перед ними настоящий документальный фильм. Такой «партизанский маркетинг» оказался очень эффективным: картина собрала в мировом прокате почти 250 млн долларов и установила рекорд по соотношению затраченных на производство денег к бокс-офису.
В 2008 году знаменитый актер Хоакин Феникс (Хоакин Феникс) внезапно объявляет, что заканчивает карьеру в кино. Вместо этого он планирует стать профессиональным музыкантом — посвятить себя хип-хопу. В течение следующих нескольких месяцев он ходит на репетиции, пьет, дует, философствует с бутылкой пива, дерется со знакомыми, пытается завязать знакомство с рэперами Шоном Коумбзом (Пафф Дэдди) и Мос Дефом.
«Я всё еще здесь», как и другие псевдодокументальные фильмы, — мистификация, и, как любая мистификация, она противится тому, чтобы ее раскрыли. В период съемок Феникс появлялся наинтервью и на публике в новом образе — с пузом, нечесаным и обросшим — и рассказывал о том, как идет его рэп-карьера. И только после премьеры режиссер, друг Феникса Кейси Аффлек, признался, что всё это постановка. На съемки фильма Феникса и Аффлека подтолкнуло удивление тем, что многие зрители убеждены — у реалити-шоу нет сценария (у самого «Я всё еще здесь» был сценарий, его написали Аффлек и сам Феникс). В ответ Феникс и Аффлек решили снять свое реалити и в нем исследовать «отношения между СМИ, потребителями и звездами». Однако не все поверили в то, что это постановка: видим ли мы здесь реального Хоакина Феникса или вымышленного и сыгранного персонажа — единогласия по этому вопросу у фанатов нет до сих пор.
Виаго (Тайка Вайтити), Дикон (Джонатан Бруг) и Владислав (Джемейн Клемент) — соседи по съемному дому в столице Новой Зеландии Веллингтоне. Как у всех соседей, у них бывают разногласия на бытовой почве (например, из-за того, кто будет мыть бокалы с кровью), но их объединяет общая тайна — они вампиры, которые живут на Земле уже несколько сотен лет. Несмотря на богатый опыт, к современной жизни они адаптированы плохо: не умеют пользоваться технологиями, одеваются не по моде и не могут пройти фейсконтроль в ночной клуб. Справиться с этими трудностями им помогает новообращенный вампир Ник (Кори Гонсалес-Макуэр). Но он всем рассказывает, что стал вампиром, чем привлекает к Виаго, Дикону и Владиславу нежелательное внимание.
«Реальные упыри» Тайки Вайтити и Джемейна Клемента (написали для него сценарий и сами сыграли главные роли) выросли из их короткометражки «Интервью с некоторыми вампирами», снятой в 2005 году. В 2014-м, когда вышел полный метр, Вайтити был уже многообещающим новозеландским режиссером, Клемент — половиной известного комедийного дуэта «Полет конкордов». Но «Реальные упыри» стали, что называется, международной сенсацией — фильм очень понравился критикам (они каламбурили, что это умора и «до смерти смешное кино») и зрителям и разошелся на цитаты. Кроме того, «Реальные упыри» запустили собственную киновселенную, в которую вошли сериалы «Паранормальный Веллингтон» и «Чем мы заняты в тени». И вывели карьеру Вайтити на новый уровень: через три года после премьеры «Реальных упырей» он снимет кино совсем другого масштаба — «Тор: Рагнарёк».
«Казахстан, нраица! (Kazakhstan very nice)», — произносит на корявом английском казахстанский репортер Борат Сагдиев (Саша Барон Коэн). Он живет в деревенском доме с курами, ездит по разбитым дорогам на «жигулях» и работает на местном телевидении. Но жизнь Бората радикально меняется, когда Министерство информации Казахстана отправляет его в США снять документальный фильм про то, как живут в «лучшей стране мира». В Америке Борат встречает феминисток, политиков, рэднеков и видит по телевизору Памелу Андерсон в красном купальнике, в которую сразу влюбляется.
После выхода «Бората» Ларри Чарльза на фильм сильно обиделись в Казахстане (на самом деле картину снимали в Румынии). Но, по правде, если кто-то должен был обидеться, так это Америка: «Борат» — ужасно злая сатира. В картине высмеиваются американские двойные стандарты, популизм, ксенофобия, одержимость телезвездами и политкорректность. Создатели «Бората» использовали партизанскую съемку — многие из тех, кто попал в кадр, действительно думали, что помогают незадачливому репортеру из Казахстана. Из-за этого фильм называют полнометражным пранком, а об этичности этого приема спорят до сих пор, как и о некоторых шутках Бората (например, о его замечании, что у женщины мозг не больше беличьего). В 2020 году вышел сиквел «Последующий кинофильм о Борате», но в Казахстане в этот раз не стали обижаться и дажеиспользовали фразу «Kazakhstan very nice» в туристической рекламе.
Роб (Майкл Сталь-Дэвид), которого по работе переводят из Нью-Йорка в Японию, вечером перед отъездом заходит проститься с друзьями — и обнаруживает, что они устроили ему вечеринку. Они рассказывают на камеру, как будут по нему скучать, но вдруг в лофте, где они отмечают, гаснет свет. Когда мимо них по улице пронесется оторванная голова статуи Свободы, они поймут: что-то не так. Вскоре выяснится, что на город напала инопланетная тварь.
«Ведьма из Блэр» показала режиссерам, что для того, чтобы снять захватывающий (и коммерчески успешный) фильм, не нужны огромный бюджет, зрелищные съемки и даже звезды. Это привело к кратковременному расцвету поджанра found footage, найденной пленки. Название говорит само за себя: такие фильмы были смонтированы из случайно найденных пленок, на которых кому-то удалось заснять невероятные события. Сам жанр диктует эстетические решения: тряская ручная камера (на показах «Монстро» кинотеатры вешали объявления, предупреждавшие, что зрителей может укачивать), битая пиксельная картинка, имитирующая любительскую съемку, голос рассказчика за кадром. «Монстро» Мэтта Ривза («Бэтмен», «Планета обезьян: Революция») начинается типично для found footage — с титра, что эта запись была обнаружена на месте, «ранее известном как Центральный парк». Но это, возможно, единственный фильм в жанре мокьюментари-блокбастера –– с массовыми сценами, компьютерной графикой и солидным для жанра бюджетом 25 млн долларов. Дело в том, что картину спродюсировал один из самых влиятельных режиссеров XXI века Джей Джей Абрамс. Коммерческое чутье в очередной раз его не подвело: «Монстро» несколько раз отбил бюджет и собрал в мировом прокате более 170 млн долларов.
Отсмотрев засекреченные пленки из архива НКВД, журналисты делают невероятное открытие: советская космическая программа была запущена еще в 30-х, тогда же на Луну отправили первого космонавта.
Высадку американцев на Луну в 1969 году окружает множество конспирологических теорий, но Алексей Федорченко («Война Анны», «Ангелы революции») в своем игровом дебюте предлагает радикально новую версию –– первым на Луну отправился советский летчик. Правда, нетрудно заметить, что это очень ироничный фильм, а использованные в нем «архивные съемки» –– талантливые подделки. Премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале в программе «Горизонты». Фестивальное жюри продолжило шутку Федорченко и вручило «Первым на Луне» приз за лучший документальный фильм.
Группа кинематографистов из Южной Кореи отправляется в Таиланд, чтобы снять документальный фильм о шаманизме. В деревне, куда они приезжают, верят в духов и стараются поддерживать с ними хорошие отношения. Главной героиней должна была стать шаманка Ним (Савани Утумма), проводница божества по имени Байан. Но Ним замечает, что ее племянница Минк (Нариля Гулмонгколпеч) ведет себя странно, и подозревает, что в нее пытается вселиться злой дух.
Русское название «Паранормальные явления. Медиум» отсылает к «Паранормальному явлению», вышедшему в 2007 году, снятому на статичную камеру видеонаблюдения и положившему начало целой киносерии. В «Медиуме» (в оригинале Rang Zong) также используется этот прием, но из американского пригорода место действия перенесено в джунгли Юго-Восточной Азии. Режиссером ленты стал таец Банйонг Писантханакун, который до этого уже успел прославиться полюбившимся критикам фильмом ужасов «Затвор».
Ливай переезжает в дешевую квартиру на задворках Лос-Анджелеса и во дворе знакомится с Джоном, который давно живет в том же доме. В его новой квартире только грязный ковролин на полу и что-то вроде хрустальной раковины у окна. Когда Ливай стряхнет в нее пепел от сигареты, раковина поднимется в воздух и по стенам пойдут радужные сполохи. Вместе с Джоном они решат снять документальный фильм про этот сверхъестественный феномен и начнут собственное расследование, чтобы понять, что за странный объект к ним попал. Разумеется, всё идет не так, о чем герои сами рассказывают, сидя перед камерой и комментируя свои действия в лучших традициях дока.
Джастин Бенсон и Аарон Мурхед –– главные специалисты по инди-сайфаю, которые как-то научились снимать фантастические фильмы с бюджетом в несколько сотен и даже десятков тысяч долларов (на «Ломку», их дебют,ушло 20 тысяч долларов). Возможно, секрет в том, что они находят невероятное, фантастическое в повседневном (на что-то более замысловатое просто нет денег). «Сверхъестественное. Знаки» –– апофеоз их творческого метода. Если вам когда-нибудь чудилось что-то мистическое в коридоре старой гостиницы или общественной уборной, где мигает свет, знайте — это кино для вас.
Блогера Амира (Амир Асгарнеджад), прославившегося в интернете благодаря роликам, в которых его бьют, приглашают сняться в рекламной кампании нового энергетика в Лос-Анджелесе. Но все драки с его участием были постановочными, о чем в рекламном агентстве не знают. Там предлагают Амиру устроить еще одну провокацию, в которой его, опять же, жестоко избивают. Но на съемках всё идет не так, а затем их и вовсе отменяют.
DRIB норвежца Кристоффера Боргли (он и режиссер, и автор сценария) –– мокьюментари, но на основе реальных событий. По словам создателей картины, Асгарнеджада действительно пригласили в Голливуд на съемки рекламы, на которых его били и оскорбляли, а позже заявили, что кампания отменяется. Но рекламисты не учли, что Асгарнеджад –– пранкер. Он решил реинсценировать эти события и снять свой фильм, правда, чтобы избежать судебных исков, придумал новое название энергетика. Получившийся DRIB — пранк в квадрате и разоблачение американской рекламной индустрии.
В первом туре Уимблдона на корте встречаются обладатель худшей репутации в мире тенниса, сводный брат сестер Уильямс Аарон (Энди Сэмберг) и главный фаворит турнира, англичанин Чарльз Пул (Кит Харингтон). Несмотря на то что все ставят на победу Пула, ни один из спортсменов не может одолеть другого. Так начинается семидневный матч, во время которого теннисисты переживают физическое и моральное истощение, нервные срывы, а в случае Пула –– еще и нападение со стороны королевы. Но они каждый день выходят на корт, чтобы показать, насколько плохим может быть профессиональный теннис. Их сомнительные достижения комментируют теннисные эксперты и друзья, от Серены Уильямс и Криса Эверта до Дэвида Копперфильда и Лины Данэм.
Режиссера Джейка Шиманьски, работавшего над роликами для SNL, вдохновил на «7 дней в аду» теннисный матч, состоявшийся на Уимблдоне в 2010 году. Тогда американец Джон Изнер и француз Николя Маю не могли одолеть друг друга в течение 11 с лишним часов, их поединок стал самым долгим в истории тенниса. В 2017 году Шиманьски закрепил результат и снял еще одну мокьюментари-комедию про спорт — «На колесах» про велогонку «Тур де Франс», в которой главные роли сыграли, опять же, Сэмберг и Орландо Блум.
Фильм доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».