Грабители, полицейские и кое-кто еще: 10 ролей Бенисио Дель Торо
Не так давно отметил 55-летний юбилей американский актер пуэрториканского происхождения Бенисио Дель Торо, харизматичный герой многих культовых криминальных драм и один из самых ярких актеров своего поколения. Вспоминаем самых ярких киногероев на его 35-летнем творческом пути.
Один из ранних фильмов молодого Дель Торо — неонуар Брайана Сингера о весьма загадочном расследовании с крайне неожиданной развязкой. Здесь в первую очередь блистает Кевин Спейси, а у Бенисио небольшая роль самого неудачливого из пятерки бандитов. Однако этот латиноамериканский гангстер в кричащем пиджаке и с повадками рок-звезды отлично запомнился зрителю, и актер получил премию «Независимый дух» за лучшую роль второго плана.
Кстати, уже тогда Дель Торо было не привыкать к криминальным ролям — например, в сериале «Нарковойны». А еще раньше была «Лицензия на убийство», где 22-летний артист предстал самым молодым злодеем бондианы.
Культовая экранизация книги Хантера Томпсона о наркотическом трипе в городе порока обессмертила Дель Торо в его 30 лет. Джонни Депп играл журналиста Рауля Дюка, фактически самого Томпсона, а Бенисио — его друга и адвоката Оскара Акосту по кличке доктор Гонзо. Когда-то эту роль предложили Марлону Брандо, человеку, на которого Дель Торо отчасти равнялся. Оба актера — адепты «метода», унаследованного от Константина Станиславского его последовательницей, преподавательницей актерского мастерства Стеллой Адлер. Брандо был одним из первых ее учеников, Дель Торо — одним из последних.
И непросто ему, наверное, было вжиться «по Станиславскому» в образ Гонзо, персонажа, еще более чудаковатого, чем рассказчик. Но Бенисио все же это сделал, изучив биографию своего героя, набрав почти 20 килограммов и полностью перевоплотившись. Вот он, одновременно, добродушный здоровяк, шутник и сумасшедший наркоман, который по выражению рассказчика, «слишком странный, чтобы жить, слишком редкий, чтобы умереть». Роль для Дель Торо совсем нетипичная — немного жаль, что подобные оригинальные образы встречаются в его фильмографии редко. Впрочем, как минимум одна деталь в этой картине как раз характерна для образов актера: это наркотики.
В упомянутых «Нарковойнах» Дель Торо играл мексиканского торговца запрещенными веществами, в «Траффике» — мексиканского полицейского. Еще 3 актера, помимо него, перекочевали в фильм из сериала, но «Оскаром» были награждены только режиссер фильма Стивен Содерберг и Дель Торо за лучшую мужскую роль второго плана. В «Траффике» нет главного героя, зато есть 3 сюжетных линии, связанные с наркоторговлей. Пока в Мексике оборот героина ведет к кровавым расправам, испорченные богатые школьники в США с помощью зелья «открывают миры».
Персонаж Дель Торо — коп на службе у коррумпированных военных, покрывающих нелегальный бизнес. Когда его друга убивают, герой решает выдать свое начальство и драгдилеров американцам, при этом парадоксально чувствуя себя предателем. Награду Академии (пока единственную), Бенисио получил заслуженно, а персонаж для него отчасти типичен: простой и не слишком правильный парень в сложных этических обстоятельствах.
Первый фильм, который сценарист «Подозрительных лиц»Кристофер МакКуорри поставил как режиссер. А написать сценарий и взяться за съемки ему дружески посоветовал Дель Торо. Получился посттарантиновский криминальный фильм, где кровопролитные драки и перестрелки перемежаются философскими и комическими диалогами. Характерно, что свои реплики Бенисио преимущественно писал сам.
Дель Торо играет неудачливого мелкого преступника, который вместе со своим напарником в исполнении Райана Филлипа решает сорвать большой куш. Они похищают ради выкупа суррогатную мать ребенка нефтяного магната и оказываются таким образом на дороге в ад. Хороший выбор для любителей «умного» криминального кино, в которому прилагается как всегда обаятельный негодяй в исполнении Дель Торо.
Возможно, самая смешная роль Бенисио — интеллигентный грабитель в хасидском облачении со страстью к азартным играм. Персонажа зовут Фрэнки Четыре Пальца, потому что он не всегда мог расплатиться с долгами. Фрэнки ограбил собратьев-евреев, заполучив гигантский алмаз, вокруг которого вращаются события фильма, но потом ему не повезло.
Значительную часть картины Бенисио проводит по ошибке запертым в фургоне, а затем — связанным, с мешком на голове. Иными словами Дель Торо здесь хорош, однако его, увы, мало. Впрочем, этот хит Гая Ричи все равно обязателен к просмотру.
Дель Торо играет в драме Алехандро Гонсалеса Иньярриту со своим старым другом Шоном Пенном и Наоми Уоттс — вместе с ней актер был номинирован на премию «Оскар». Пенн здесь человек с пересаженным сердцем, донором был муж героини Уоттс, а персонаж Бенисио – бывший заключенный Джек Джордан, который стал виновником аварии, в которой погибли ее муж и дети. Разумеется, героя мучают депрессия и чувство вины. До этих событий, еще в тюрьме он уверовал в Бога и пытался стать хорошим человеком. Как выяснилось, испытания от Бога тогда только начинались.
Дель Торо играет лаконично, почти скупо, ведь его персонаж не привык выражать эмоции такой силы. Сам актер любит говорить, что «меньше — значит больше». В результате его игра в этой разбивающей сердце истории производит сильнее воздействие на зрителя.
Еще одна редкая гротескная роль нашего героя. Джеки-Бой, мерзкий насильник и по совместительству коррумпированный полицейский. Он кичится властью, размахивает пушкой, но оказывается убит после того, как нагрубил не той проститутке. Только даже после смерти Джеки-Бой не может заткнуться.
Герои тем временем пытаются спрятать тело копа от местных криминальных авторитетов. Эпизод с Дель Торо ценен еще и тем, что это единственная роль актера в фильме Тарантино — точнее, в сцене, которую режиссер поставил для «Города грехов» Роберта Родригеса и Фрэнка Миллера.
Дель Торо вновь снимается у Содерберга, только на этот раз актер впервые выступил еще и продюсером полнометражного фильма. Также здесь у Бенисио одна из немногих подлинно главных ролей. Он играет легендарного революционера Че Гевару. И кто же еще мог бы так его сыграть? Портретное сходство актера и героя очевидно, харизма звезды не меньше, чем у политика и военачальника. Кроме того, в Дель Торо всегда было нужное сочетание брутальности и мягкости.
Че Гевара — врач и полевой командир, борец за мир и террорист, гуманист, мечтающий о всеобщем равенстве, и убийца, выносящий смертные приговоры. Биография авантюриста, ставшая легендой, длится больше четырех часов (если сложить хронометраж двух частей), и значительную часть зрительского интереса держит на себе Дель Торо. За эту работу актер получил награду за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 2008 года.
Граница Мексики и США и снова нарковойны. Персонажа Дель Торо здесь можно уподобить его же герою из «Траффика», только постаревшему, растерявшему все иллюзии, утратившему жалость и принципы. Убийца по имени Алехандро, кажется, работает на полицию в связке с американскими спецслужбами. А может быть, работает в интересах наркокартеля. Свой интерес у Алехандро один: отомстить всем бандитам, убившим его жену и ребенка. Для этого он не раздумывая уничтожит любого, кто встанет на его пути, пожалев лишь агента ФБР Кейт (Эмили Блант), которая напоминает ему о дочери.
Бенисио всегда умел играть суровых людей, но от Алехандро у всякого зрителя мурашки побегут по коже. Есть в нём что-то от Антона Чигура в исполнении Хавьера Бардема из «Старикам тут не место». Блистает Дель Торо и в сиквеле фильма, только его, увы, снял не Дени Вильнев.
Как и в первом фильме нашей подборки, персонаж Бенисио — преступник, попавший за решетку, но ненадолго. Мастер черных комедий Бен Стиллер снял этот мини-сериал по мотивам реальных событий. Матерый убийца и его не столь опытный сокамерник совершили единственный в своем роде побег из особо охраняемой тюрьмы. Помогла им надзирательница, оказавшаяся любовницей обоих заключенных.
Эту милую тетушку играет Патриша Аркетт, а напарника Дель Торо — Пол Дано. Уже хватает поводов, чтобы посмотреть мини-сериал, но это еще не всё. Жуткое и смешное здесь уживаются рядом. Так часто бывает там, где появляется Бенисио — артист с умным взглядом, кошачьими повадками и неукротимой брутальной харизмой.