Гений и кризис среднего возраста: 10 фильмов про Ван Гога
Удивительная история творца, фанатично преданного искусству, сыграла в росте популярности Ван Гога немаловажную роль. Даже сейчас судьба художника тревожит умы людей, и его жизни посвящено много фильмов (больше, чем Леонардо да Винчи). О некоторых из них мы и поговорим в этой подборке.
Голландца Винсента Ван Гога так или иначе знают все: кто-то влюблен в его работы, кто-то — в судьбу, а кто-то слышал что-то про отрезанное ухо. Всего за 10 лет творческой жизни великим художником создано более двух тысяч произведений, которые определили развитие современного искусства. Причем не только с точки зрения подхода к созданию живописных полотен, философии творчества или художественной техники. Сама трагическая судьба художника изменила взгляд торговцев и коллекционеров на работы неизвестных авторов.
При жизни Ван Гога было продано всего около 14 его работ, а живописец был известен очень узкому кругу людей. Однако после смерти в возрасте 37 лет Винсент превратился в настоящую суперзвезду — во многом благодаря стараниям его невестки Йоханны Ван Гог-Бонгер. Его картины стремительно росли в цене, и торговцы, проглядевшие в свое время гения, стали внимательнее присматриваться к работам начинающих авторов. С историями некоторых художников XX века можно познакомиться в подборке фильмов об искусстве.
Выпускник миссионерской школы страстно желает помогать людям в качестве священника. У него нет способностей к этому занятию, но есть энтузиазм, поэтому Винсенту Ван Гогу выделяют место в богом забытой шахтерской провинции Боринаж. Люди здесь живут в нищете и целые дни проводят под землей, чтобы заработать на кусок хлеба. Винсент пытается помочь хоть чем-то, раздавая свое скудное имущество нуждающимся. В свободное от обязанностей пастора время он делает наброски углем, фиксирующие впечатления от этого мрачного места и его обитателей. Когда становится ясно, что священника из него не выйдет, Ван Гог возвращается в родной дом и с той же одержимостью всё свое время и силы посвящает рисованию.
Биографическая драма 1956 года с Кирком Дугласом в роли Ван Гога неторопливо и последовательно исследует все этапы творческой жизни художника: прозябание в Боринаже, новые знакомства в Париже, одиночество в Арле, приезд Поля Гогена, лечебница для душевнобольных и роковой Овер. В 1957 году Кирк Дуглас получил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль, а Энтони Куинн, сыгравший Поля Гогена, — «Оскар» за роль второго плана. Вспоминая кульминационную сцену фильма, Кирк Дуглас рассказывал в автобиографии о ее съемках: «Было ужасно стоять в поле, где он написал свою последнюю картину — ворон на пшеничном поле, облокотившись на то же дерево, с пистолетом в руке». В то время еще считалось, что «Пшеничное поле с воронами» было последней картиной художника перед самоубийством.
Винсент Ван Гог решает стать художником и сообщает об этом брату Тео, который упрекает его в безделье. Тот воспринимает новость скептически и даже смеется над мечтателем. Тео рационален и обстоятелен, поэтому карьеру делает уверенно, тем более что у него довольно перспективная профессия: он продает картины в галерее. Молодой торговец начал не так давно, но ему уже предлагают стать куратором отдельного филиала на Монмартре. Несмотря на приличный заработок, Тео живет очень скромно, потому что существенная часть денег уходит на содержание брата, который в это время с фанатичным упрямством марает бумагу.
Образ Ван Гога стал частью наиболее успешного этапа в карьере британского актера Тима Рота: в начале 1990-х годов также вышли «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво». Драма «Винсент и Тео», появившаяся в 1990 году, представляет отношения между двумя братьями не такими нежными, как принято считать. Они постоянно ссорятся и упрекают друг друга: Тео Винсента — в том, что брат сидит у него на шее, Винсент Тео — в том, что брат не умеет продавать его картины. Художник в исполнении Рота получился таким, каким его, возможно, воспринимали многие современники — некомфортным в общении, нервным и временами отталкивающим.
После того как Винсент Ван Гог в приступе безумия отрезал себе часть уха и подарил его знакомой проститутке, жители Арля напряжены. Они и прежде считали художника ненормальным, а теперь говорят о том, что он опасен не только для себя, но и для окружающих. Около тридцати соседей Ван Гога подписали обращение в полицию с требованием изолировать сумасшедшего от общества. Несчастного помещают в больницу, где Винсент проводит несколько месяцев.
Документальная картина, основанная на письмах Винсента брату Тео, была выпущена британским телеканалом ВВС One в 2010 году. Создатели фильма уверяют, что ни одной строчки, использованной в ленте, не было придумано: всё взято из писем, воспоминаний современников и протоколов. За исполнение роли Ван Гога взялся актер Бенедикт Камбербэтч, в то время еще мало известный за пределами родной Великобритании. Всего через три месяца после выхода «Портрета, написанного словами» актер станет всемирно знаменитым благодаря главной роли в сериале «Шерлок».
Арль, 1891 год. Сын почтмейстера Арман Рулен должен доставить затерявшееся письмо. Отправитель Винсент Ван Гог уже год как мертв, а письмо адресовано его брату Тео. Арман не видит смысла в поисках родственника, ведь из-за покойного художника у его семьи было много проблем, но отец настаивает. В Париже молодой посланник узнаёт от продавца красок и картин папаши Танги, что адресата больше нет: брат пережил Винсента лишь на полгода. Теперь можно возвращаться домой с чистой совестью. Однако Арман, увлекшись историей художника, едет в Овер, чтобы разыскать доктора Гаше, который присматривал за Ван Гогом в течение последних двух месяцев его жизни.
Роскошный анимационный фильм был нарисован командой из более 100 художников в стиле картин Ван Гога. Сначала ленту снимали как обычный игровой фильм с актерами, а потом каждый кадр перерисовывался индивидуально. Это потребовало слаженной работы огромной команды, но потраченные усилия того стоили. Оммаж Ван Гогу способен порадовать поклонников художника: это как концерт, на котором исполняются все хиты. Картина была номинирована на «Оскар» в 2018 году как лучший анимационный фильм, но, к сожалению, проиграла «Тайне Коко».
Винсент Ван Гог пытается выставлять свои работы в Париже, но они никому не нравятся. Попытка устроить коллективную выставку проваливается, потому что другие художники игнорируют призывы Винсента. Тот понимает, что в столице ему делать нечего, и по совету Поля Гогена едет на юг Франции в городок Арль. Он чувствует себя счастливым, когда рисует пейзажи, но с местными жителями отношения складываются из рук вон плохо. Он по-прежнему мечтает о дружеском круге единомышленников, которые трудились бы вместе и вели разговоры об искусстве. Но единственным, кто решается приехать в эту глушь, стал Гоген, и его компания оказывается губительной для душевного равновесия Винсента.
Одного из самых надрывных Ван Гогов в кино сыграл американский актер Уиллем Дефо в постановке 2018 года. За эту работу он был удостоен Кубка Вольпи Венецианского фестиваля за лучшую мужскую роль, а также номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Ставил картину режиссер Джулиан Шнабель («Скафандр и бабочка»), который снимает редко, но неизменно оказывается в поле благожелательного внимания кинокритиков. Пытливого зрителя Шнабель мастерски погружает во внутренний мир героя и уже не выпускает до последнего кадра.
Популярный художник Лео Мадзотти когда-то мечтал творить свое особенное искусство, но его полотна были никому не нужны. У него была возлюбленная, но Лео побоялся, что быт помешает его творчеству, и отказался от девушки. Он хочет, как Ван Гог, посвятить всю свою жизнь творчеству, но, не устояв перед большими деньгами, переключается на эпатажное искусство, становится богатым и знаменитым. Однажды Мадзотти случайно покупает картину, на которой изображен его любимый Ван Гог, а на следующий день изображение оживает. Винсент выходит из картины, знакомится с бывшей девушкой Лео, влюбляется и мечтает провести с ней всю жизнь, не прикасаясь к кисти и краскам.
Главную роль во французской романтической комедии 2021 года исполнил Фредерик Дифенталь, более известный по образу полицейского Эмильена из комедии «Такси» Жерара Пиреса по сценарию Люка Бессона. Самого Ван Гога играет малоизвестный за пределами Франции актер Стив Дрисен. Фильм от души потешается над современным искусством и его потребителями и расставляет простые и понятные жизненные приоритеты. Одним из источников вдохновения для режиссера Жана Люка Аяша стала картина «Полночь в Париже» (2011), но играть на одном эстетическом поле с Вуди Алленом он отказывается, сохраняя верность собственной философии простоты.
Французская документальная лента 2015 года, в отличие от большинства других фильмов о Ван Гоге, все свои 53 минуты посвятила лишь одному этапу жизни великого художника. Режиссер Адри де Жерлаш, сосредоточившись на периоде Боринажа, пытается разобраться, как проповедник приходит к идее взяться за живопись. Анализ этого пути в основном базируется на письмах Ван Гога. Также фильм делает вылазки в детство и юность художника, обрисовывая его отношения с родителями и обстановку, в которой герой формировался как личность.
Приехав в регион Боринаж, Ван Гог становится пастором в бедном поселке угольщиков Патюраж. Здесь он знакомится с настоящей бедностью, наблюдая за работниками угольных шахт и их семьями. Прежде он никогда не общался тесно с подобными людьми, и на выходца из вполне обеспеченной семьи это производит огромное впечатление. Как проповедник он не пытается выстраивать между собой и прихожанами иерархические отношения, одевается слишком просто и даже неряшливо. Паства его любит, но не уважает: он хороший человек для людей, но плохой священник для прихожан.
В 1990 году к образу Ван Гога обратился японский режиссер Акира Куросава в фильме «Сны». Антология из восьми новелл объединена сквозными темами и фигурой главного героя, проходящего символический путь от детства до старости. Главный герой фильма — не совсем Акира Куросава, а то «я», которое может быть лишь во сне, — проживающее множество чужих жизней. «Сны» неоднородны по жанру: тут притча и сказка соседствуют с фильмом-катастрофой, а под финал автор осмеливается представить публике даже собственную утопию. Всё это собрано воедино, чтобы поразмышлять о важных проблемах: о пренебрежении природой, о страшных ошибках, о надежде и способности идти к цели до последнего, об ответственности за собственные решения.
Ван Гогу посвящен «сон», в котором молодой японский художник приходит в музей и оказывается в картине великого голландца, где встречает автора за работой. Роль Ван Гога у Куросавы исполняет американский режиссер Мартин Скорсезе. В общий котел антологии эта глава вкладывает размышления о верности собственному призванию, а также о способности видеть и понимать красоту природы даже там, где другой человек равнодушно пройдет мимо.
Ван Гог приезжает в Овер со всем своим нехитрым художественным скарбом. Брат Тео препоручает заботу о нем местному доктору Гаше. Винсент жалуется на постоянную головную боль, и наблюдение врача для него жизненно необходимо. Постепенно приезжий знакомится с семейством доктора, который увлечен живописью и коллекционированием. Гаше даже заказывает художнику портрет своей дочери. Вскоре между девушкой и Ван Гогом завязываются отношения: они встречаются тайком, но в округе всё больше людей догадываются об их связи.
Винсент в фильме 1991 года неразговорчив, угрюм, сварлив. Он не вызывает жалости и даже сочувствия, поскольку в отношениях с окружающими довольно груб. Тем не менее вокруг него полно людей, социальная жизнь бурлит, и герой не похож на одержимого одиночку из других картин. Режиссер картины Морис Пиала умудрился сделать вполне живого человека из культовой фигуры, трагической и укутанной в плотный кокон мифов. Ради этого постановщик даже отказался от примечательной внешности Ван Гога, сделав его практически неразличимым в толпе. Исполнитель главной роли Жак Дютрон получил «Сезара» за работу в фильме.
В Арль к Ван Гогу приезжает приятель Поль Гоген, такой же нищий художник, согласившийся на добровольную ссылку ради еды и крыши над головой. Он неприятно поражен домом, в котором придется жить, пейзажи Арля не особенно вдохновляют его, а чрезмерно восторженный Ван Гог пугает, но выбора у Гогена нет. Он изо всех сил делает вид, что ему всё нравится, и берет на себя смелость поучать товарища, как надо писать картины и организовывать быт. На этой почве приятели всё чаще начинают ссориться, поскольку душа Винсента не принимает порядка и ограничений ни в каком виде.
Британская драма, местами уходящая в триллер, берется за собственную интерпретацию событий двух месяцев 1888 года в Арле. Поскольку повествование ведется от лица Поля Гогена (Джон Линч), то характеры героев сильно переосмыслены: Ван Гог (Скотт Хэнди) оказывается личностью тиранической и почти демонической, а сам Гоген — несчастной жертвой, чистосердечно желавшей помочь безумцу, но потерпевшей на этом пути поражение.