Феи на свете есть: 10 фэнтези-фильмов для просмотра с детьми
Фэнтези — самый надежный проводник в мир эскапизма, где добро всегда побеждает зло и невзгоды. Когда погода хмурится, а уроки надоели — самое время устраивать просмотр любимых сказок всей семьей. Рассказываем о заметных образцах жанра, которые понравятся и детям, и взрослым. Также предлагаем вам посмотреть лучшие детские фильмы.
Годы идут, поколения меняются, но «Гарри Поттер и философский камень» остается важной дверью в бескрайний мир магии — впереди еще семь фильмов и столько заклинаний, которые предстоит выучить! Режиссер дилогии «Один дома» Крис Коламбус к экранизации поттерианы подошел с азартом настоящего волшебника и воспитателя, того самого, что рассказывает послушным детям сказки и дарит леденцы.
В результате кропотливой работы первый фильм серии эффектно балансирует между первоисточником Джоан Роулинг и общей фантазией о мире, спрятанном где-то за кирпичной стеной в Косом переулке. Школа чародейства и волшебства Хогвартс принесла неподдельную радость что Гарри Поттеру (Дэниэл Рэдклифф), что еще нескольким миллионам детей по всему миру. Экранизация книги Джоан Роулинг позволила перешагнуть порог сказки и увидеть свечи, парящие под потолком в общем зале. Ретроспективно особенно ощущается, что кинематографическая версия саги о мальчике, который выжил, взяла верный старт, и именно первая часть более прочих ассоциируется с чудесами, Рождеством у камина и белоснежной совой Хедвиг, которая несет в клюве хорошие новости.
«Лемони Сникет: 33 несчастья» — сказка, которая закончилась незаслуженно рано. Экранизация серии романов Дэниэла Хэндлера ограничилась всего одним фильмом и лишь годы спустя ожила в формате сериала на Netflix. Но лента Брэда Силберлинга («Каспер») за прошедшие годы не только не растеряла очарования, а, наоборот, доказала, что стимпанк не стареет. А помимо выдающейся визуальной эстетики фильма, невозможно не упомянуть и по-настоящему запоминающиеся актерские работы Джима Керри и Мэрил Стрип.
Сиротки Бодлеры, Вайолет (Эмили Браунинг), Клаус (Лиам Эйкен) и Солнышко (Кара и Шелби Хоффман), после внезапной смерти родителей мечтают об одном — найти новый дом, где будет безопасно и тепло. Но опекуны деткам попадаются специфические, а гибель родителей кажется всё более и более таинственной. Посреди готических декораций, диковинных механизмов и диких зверей с большими зубами Бодлеры доказывают снова и снова главное: безвыходных ситуаций не бывает, а дом — там, где твои близкие. Даже если вы оказались где-то на краю света.
«Спайдервик: Хроники» начинается как заправский хоррор: семья переезжает в новый дом (а вернее, возвращается в позабытое родовое гнездо), и детей начинают преследовать странные звуки, предметы вроде маминых ключей исчезают, а старшая сестра (Сара Болгер) все домыслы списывает на нехватку дисциплины. Один из близнецов (обоих сыграл Фредди Хаймор), более восприимчивый к потусторонним сигналам и наследию дядюшки Артура Спайдервика, довольно скоро обнаруживает целое Средиземье в саду, не видное невооруженным глазом.
Марк Уотерс, известный по подростковым комедиям с Линдси Лохан («Дрянные девчонки»), упаковал первую из серии книг Тони ДиТерлицци и Холли Блэк в компактный полуторачасовой хронометраж и позволил гоблинам и прочим волшебным тварям вдоволь похулиганить. Фильм и правда поначалу бодро держит мистический тон (правда, едва ли пугает по-настоящему), но в итоге выходит на тропу озорного фэнтези, которое напоминает чаще смотреть по сторонам. Совсем скоро выйдет новая адаптация книжек, уже в сериальной форме, так что просмотр ленты Уотерса можно считать репетицией перед полным погружением во вселенную.
В случае «Хроник Нарнии» кино довольно сильно отличается от первоисточника: богатый мир сокрытого королевства пленяет и поражает проработкой масштабов, но многие поклонники романов Клайва Стейплза Льюиса жалуются на упущенные смыслы и «нейтрализацию» христианских посылов литературы. С претензиями сложно поспорить, но киноверсия всё равно претендует на звание одной из главных фэнтезийных франшиз нулевых.
Режиссер Эндрю Адамсон поставил на размах вселенной, панорамы боев и прогрессирующую эпичность действия. При этом «Лев, колдунья и волшебный шкаф» довольно приветлив к зрителям, которые с первоисточником не знакомы, и постепенно погружает в законы бытия секретного мира. Кто знает, вполне возможно, что просмотр экранизации побудит и детей, и родителей ознакомиться с серией романов — они явно заслуживают внимания.
Как и «Хроники Нарнии» «Темные начала» Филипа Пулмана мечтали заполучить хотя бы часть экранной славы, которая досталась поттериане. В случае фильма Криса Вайца уже первая глава экранизации закончилась экономическим поражением, и производство остановилось до тех пор, пока к тексту не подступился HBO. Сериал «Темные начала» можно назвать выдающимся, но едва ли шоу подойдет для самой юной аудитории, а фильм 2007 года вполне может стать доброй компанией на вечер.
Сироту Лиру Белакву (Дакота Блю Ричардс) из Оксфорда, который похож на наш, и ее зверька-деймона Пантелеймона ждут множество увлекательных, но опасных приключений. Для начала непременно нужно спасти лучшего друга Роджера (Бен Уокер), которого похитили. В адаптации сильно сжали антиклерикальный пафос Пулмана и упростили политические взаимоотношения во вселенной «Темных начал», зато дали волю изображению спутников героев: не только Пана, но и рыжей обезьяны миссис Колтер (заметная роль Николь Кидман), снежного барса лорда Азриэла (Дэниэл Крэйг) и поверженного короля медведей Йорека Бирнисона. Фильм приковывает внимание масштабом и красочностью, но дает лишь примерное представление о мире Лиры Белаквы.
Когда речь заходит о фэнтези-мирах, имя японского аниматора Хаяо Миядзаки всплывает само собой. Самые титулованные ленты мэтра вроде «Унесенных призраками» и «Ходячего замка» сложно назвать однозначно детскими, несмотря на возраст главных действующих лиц. «Ведьмина служба доставки» куда больше подходит для семейных выходных.
Кики — девочка, которой предстоит стать настоящей ведьмой, а пока надо пройти школу жизни без помощи магии (ну, почти без помощи магии). Чтобы прижиться в небольшом городке и познакомиться с новыми соседями, Кики, вооружившись метлой, начинает заниматься доставкой всего и всем. Миядзаки предлагает окунуться в еще одну трепетную и понятную всюду историю взросления — с неудачами, принятием важных решений, первой любовью и черным котиком Дзидзи.
Возможно, многие родители не согласятся с тем, что «Пиноккио» Маттео Гарроне — зрелище, подходящее для юных глаз, но именно итальянский режиссер ближе многих передал дух оригинальной сказки Карло Коллоди (заметно далекой от интерпретации Disney). Как и раньше, деревянный мальчишка вместо школы отправляется в цирк, оставив Джепетто (Роберто Бениньи) тосковать в одиночестве. И именно у Гарроне линия взаимоотношений одинокого пожилого папы и нерадивого хулигана-сына звучит особенно трепетно.
Но и рукотворных чудес Гарроне не занимать! Несмотря на все достижения CGI, «Пиноккио» 2019 года производит впечатление ленты кукольной, даже ремесленной по кропотливости исполнения — этакой узорчатой деревянной шкатулки с шарманкой внутри. Фильм уносит в мир средневековых сказок — чуточку страшных, но часто справедливых в морали. Во всяком случае, финал картины точно сможет растрогать публику абсолютно любых возрастов.
Пожалуй, нет такого повода, по которому пересмотр «Паддингтона» пришелся бы некстати. Косолапый малыш в синем пальтишке уже стал членом семьи не только Браунов, но и фамилий по всему миру, а в России именно экранизации Пола Кинга принесли мишке заслуженную славу. Впервые книга Майкла Бонда была опубликована еще в конце 1950-х: на вокзале в Лондоне был обнаружен говорливый медведь из Перу, которому предстояло стать воспитанным, но шкодливым членом семьи Браунов.
Больше чем полвека спустя история о Паддингтоне остается классической и безвременной сказкой о принятии, прощении и здоровом климате в семье: быть не похожими друг на друга вполне нормально. Обычно фэнтези-фильмы зовут убежать в альтернативный мир подальше от серых будней и окунуться в приключения: «Паддингтон», наоборот, предлагает взглянуть по сторонам и увидеть рутинное волшебство в мелочах, которые окружают нас каждый день, — будь то банка мармелада или бабушкины спицы, способные связать самый теплый шарф на свете.
«Последнего богатыря» без труда можно назвать настоящей удачей сотрудничества Disney и студии Yellow, Black and White. Славянский фольклор зажил по законам голливудских блокбастеров, и получилась комедийная сказка, которую хочется не только смотреть, но и пересматривать. Если вы по какой-то причине сторонились погружения во франшизу, сейчас самое время заполнить пробел.
Где-то рядом с Москвой, но по ту сторону нашей реальности, существует Белогорье, где течет молочная река с кисельными берегами. Экстрасенс, белый маг и попросту мошенник Иван (Виктор Хориняк) случайно прорубает материю между вселенными и начинает свой богатырский путь. Баба Яга (Елена Яковлева), Кощей (Константин Лавроненко) и Водяной (Сергей Бурунов) уже в сборе, а вот меч-кладенец еще предстоит найти. Следующие части уступают в юморе и обаянии первому фильму, но Белогорье — по-настоящему проработанная и интересная вселенная, и кинематографисты не собираются ее бросать. Совсем скоро зрителей ждет неофициальный спин-офф «Финист. Первый богатырь».
Подборку фэнтези стоит закончить чистокровной фантастикой: «Валериан и город тысячи планет» считается скорее проходным фильмом Люка Бессона, если не откровенной неудачей — кинематографист самостоятельно вложился в производство. Сдержанные рейтинги, низкие оценки критиков, прохладный прием зрителей… Но чем больше времени проходит с релиза, тем сильнее кажется, что экранизация французских комиксов «Валериан и Лорелин» вышла в неудачное время и картине стоит дать еще один шанс сегодня.
Технически ленту скорее можно причислить к шпионскому жанру расследований, где двое агентов — майор Валериан (Дэйн ДеХаан) и сержант Лорелин (Кара Делевинь) — должны раскрыть заговор и, как водится, спасти мир или как минимум тот самый город тысячи планет. На практике Бессон предлагает сумасбродное и яркое фантастическое приключение, которое может огорчить взрослых простотой главной интриги, но детям, скорее всего, запомнится красочным сеттингом (практически «Звездные войны» для самых маленьких), разнообразием космических жителей и неутомимой динамичностью повествования.