Еще раз про любовь: 10 российских сериалов-мелодрам
Ни одно чувство не вдохновило больше произведений искусства, чем любовь. С первых лет существования кинематографа режиссеры ищут новые способы воплотить романтику на экране. Истории любви бывают разные: черно-белые зарисовки улиц, встречи в гламурном баре и даже диалоги пациентов в клинике. В этой подборке — смелые, забавные и лиричные сериалы о главном чувстве на Земле.
Чтобы с головой окунуться в романтику, предлагаем посмотреть подборку лучших российских фильмов-мелодрам.
Севе и Оксане можно позавидовать: после 20 лет брака у пары трое детей, квартира в центре Москвы и много свободного времени для личной жизни. Однако страсть между супругами давно угасла, а доверие и вовсе пропало: Сева крутит роман с любовницей (а иногда и с несколькими), а Оксана проводит ночь с Артёмом — автором книги, которую выпускает ее издательство. Тут бы и сказке конец, но вместо развода Сева и Оксана решаются на парадоксальный эксперимент: чтобы спасти брак, супруги дарят друг другу полную сексуальную свободу.
Еще несколько лет назад открытый брак в российском обществе воспринимался как экзотика, сегодня же популярность свободных отношений набирает обороты и в кино, и в жизни. Режиссер Иван Китаев придумал простую, но действенную схему: поместил узнаваемых героев в непривычную ситуацию. Уставшие супруги Сева и Оксана близки многим зрителям, но развитие их отношений в ходе семейного эксперимента остается главной интригой до конца сериала. Помимо любовных похождений главных героев (эта сюжетная линия часто сопровождается пикантными постельными сценами), интересно наблюдать за второстепенными персонажами. Роль Даши, старшей дочери Севы и Оксаны, исполнила блогер и певица Юлия Гаврилина — очевидная, но удачная попытка авторов сериала привлечь молодую аудиторию зрителей. Полина Максимова ярко сыграла Аню — типичную московскую тусовщицу с улыбкой на лице и одиночеством в глазах. Сюжетные линии героев переплетаются, раскрывая разные стороны человеческих взаимоотношений: как любовных, так и дружеских.
Успешная, но одинокая карьеристка Елена Ивановна недавно перешагнула сорокалетний рубеж. Опытная подруга открывает героине пугающую правду: пока Елена покоряла трудовые вершины, она совсем забыла о личной жизни и простом женском счастье. Подруги заключают пари, и теперь у Елены есть 24 часа, чтобы обольстить и соблазнить незнакомого мужчину. Случай сводит героиню с обаятельным петербуржцем: тот помогает Елене выиграть спор и исчезает под утро, но главная героиня не готова отпустить нового знакомого. Елена вновь отправляется на поиски и начинает понимать, чего хочет на самом деле.
Сериал стал продолжением одноименной короткометражной работы, снятой Анной Меликян для благотворительного аукциона фонда Action!. Режиссер создавала картину в спартанских условиях: на главные роли пригласила знакомых актеров, а фильм целиком сняла на айфон. Непривычный формат съемки привел к проблемам с освещением, и тогда родилась идея снимать «Нежность» в черно-белой гамме: это визуальное решение сохранилось и в сериале. Продолжительность каждого эпизода — всего пятнадцать минут, но в каждой серии зрителей ждут отголоски разных жанров. Прогулки главной героини по Петербургу и Москве отсылают к советскому лирическому кино, преследование возлюбленного в исполнении Евгения Цыганова — типичный сюжет для ромкома, ну а сама Меликян назвала «Нежность» историей о поиске себя. Украшением сериала стал звездный актерский состав: помимо исполнителей главных ролей Виктории Исаковой и Евгения Цыганова, в съемках приняли участие Константин Хабенский, Анна Михалкова, Ингеборга Дапкунайте и Юлия Пересильд. Во втором сезоне к касту присоединилась Светлана Ходченкова. Продолжение снял Владимир Щегольков, и это та же история, но глазами мужчины. Отдельного упоминания заслуживает ламповый саундтрек: в сериале звучат песни Константина Меладзе, «Полет на дельтаплане» на балалайках и знакомая с детства «Золушка».
С ранних лет москвичку Яну окружают материальные блага: девушка живет с обеспеченными родителями и всё свободное время тратит на развлечения. Отец Яны, глава «Росмеда», думает только о том, как умножить финансовое состояние. Нехватка заботы и внимания со стороны родителей приводит девушку к пагубной зависимости: Яна становится наркоманкой. Поглощенные собой взрослые не сразу замечают изменения в поведении дочери, но однажды Яна в невменяемом состоянии стреляет в отца. После этого инцидента родители наконец осознают опасность, нависшую над дочерью, и помещают девушку в реабилитационный центр. Теперь Яна — не избалованная тусовщица, а пациентка с историей зависимости, окруженная такими же «бывшими».
Иван Китаев не боится обращаться к табуированным темам: в «Бывших» режиссер наглядно показал, как живут наркозависимые пациенты реабилитационных клиник. Для Китаева было важно как можно правдивее рассказать истории реальных людей, поэтому консультантом и идейным вдохновителем проекта стал Эльдар Великорецкий, несколько лет проработавший ведущим психологом реабилитационного центра. Операторы проекта неоднократно обращались к «живой камере», чтобы усилить эффект присутствия и подчеркнуть нестабильность мира, в котором оказались персонажи. К слову, исполнительница главной роли Любовь Аксёнова перед съемками истязала себя голодом, чтобы правдоподобно изобразить на экране больного и измученного человека. Труды съемочной группы не прошли зря: на сегодняшний день сериал остается одним из немногих проектов, открыто говорящих о проблеме наркозависимости.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
В центре сюжета — москвичка Анастасия, которая в 32 года управляет собственным бизнесом, занимается домашними делами и томится в несчастливом браке. Правда, томиться особо некогда, ведь у Анастасии два любовника: капитан ДПС Никита и коллега Вадим. Оба мужчины нужны Анастасии исключительно для секса, которого ей очень не хватает в отношениях с мужем. Попав в ДТП, главная героиня встречает подругу детства Дарью, которая тоже переживает семейный кризис. Анастасия рассказывает Даше о двух любовниках, и та решает взять с подруги пример. Пока девушка ищет подходящего кандидата, Анастасия не теряет времени даром и влюбляется в друга младшего брата Славу. Теперь у главной героини уже не два, а три любовника, и ситуация становится всё более запутанной.
Американский режиссер Вадим Перельман взялся за съемки, заинтересовавшись неординарным сценарием. В историях об изменах чаще фигурируют мужские персонажи, поэтому сериал о женской неверности показался перспективным. Съемки проходили сложно: каждый день удавалось отснять не более 5 минут материала. Такая выработка обычно получается при создании полнометражного фильма, но никак не сериала. Перельман, имея опыт работы в Голливуде (дебютный фильм «Дом из песка и тумана» трижды номинирован на «Оскар»), подошел к съемкам сериала так же серьезно, как если бы снимал большое кино. Актерам приходилось много репетировать и работать по 12 часов в день, иногда снимали даже ночью. Помимо оригинального и противоречивого женского образа, созданного Еленой Лядовой, зрителей приятно удивит саундтрек: в него вошли песни Radiohead, IOWA и Ивана Дорна.
«Сам секс у всех одинаковый. А вот то, что происходит до него и после, — это действительно интересно», — шутит со сцены столичного бара стендапер Клим. Как раз о том, что случается между людьми до и после секса, рассказывает каждый эпизод сериала. Герои знакомятся и встречаются в баре «Лед», у каждой пары своя история. Неизменно одно: каждое свидание заканчивается «утром после», а сам секс всегда остается за кадром. В пестрой череде персонажей есть постоянные действующие лица — администратор бара, официанты и бармен. Вместе со зрителями сотрудники заведения наблюдают за посетителями, а иногда и сами оказываются в урагане страстей.
«Секс. До и после» — проект сразу нескольких талантливых людей. Режиссерское кресло впервые заняла Дарья Мороз, а над сценарием работали авторы «Ворониных» и «Папиных дочек». В актерском составе тоже много знакомых лиц: от Яна Цапника и Сергея Горошко до Никиты Кологривого и Гоши Куценко. Парадоксально, но в сериале про секс интимных сцен почти нет — здесь больше слов, меньше дела. Зато диалогов действительно много: герои обсуждают не только секс, но и психологию отношений в принципе. Благодаря умелой операторской работе и остроумному сценарию диалоги персонажей в ограниченном пространстве сняты живо и не дают заскучать, этому способствует и короткий метраж серий.
Герои сериала — молодые и беспечные студенты психфака МГУ. Друзья учатся, ходят по вечеринкам и пьют вино, а еще пытаются разобраться в запутанных отношениях. Главный герой Кирилл признается в любви лучшей подруге, но получает отказ и попадает во френдзону. Парень не готов сдаться и решает вывести идеальную формулу, способную превратить дружбу в любовь. В качестве подопытных кроликов Кирилл решил использовать приятелей, но увы, чувства и наука редко совместимы.
В эпоху ремейков и перезапусков заметно выделяются сериалы с оригинальной завязкой и продуманным сценарием. В центре сюжета «Френдзоны» лежит необычная идея о том, что путь от дружбы до любви можно легко преодолеть с помощью научного подхода и точного алгоритма. Любовные эксперименты над друзьями — тема далеко не новая, но в исполнении современных московских студентов выглядит забавно и трогательно. Среди друзей главного героя — типичные представители сериала о подростках вроде отличницы-зубрилы и парня-тусовщика. Сам же Кирилл помогает лучше понять героев, ломая четвертую стену и обращаясь к зрителям напрямую (как не вспомнить Зендею в «Эйфории»). Над каждым из восьми эпизодов «Френдзоны» трудились разные молодые режиссеры, поэтому все серии смотрятся на одном дыхании, не давая зрителям заскучать.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Домохозяйка Нина удобно устроилась: после двух не самых удачных браков женщина вышла замуж за обеспеченного бизнесмена Костю. Состояние щедрого супруга Нина тратила не только на себя, но и на содержание эксцентричных бывших мужей и многочисленных детей. Всех эта ситуация устраивала, пока Костя не заявил, что уходит от жены к любовнице и содержать Нину, а тем более ее бывших, больше не планирует. Теперь развеселой семейке предстоит ютиться в маленькой панельке в Нижнем Новгороде и искать способы к существованию.
Шоураннером проекта выступил режиссер и сценарист Жора Крыжовников — это уже повод обратить на сериал внимание. Актерский состав возглавили Виктория Исакова в непривычном комедийном амплуа, а также Андрей Бурковский и Сергей Бурунов, для которых Крыжовников с командой сценаристов специально написали роли. В «Нине», как и в других проектах Крыжовникова (например, «Горько!» и «Слово пацана. Кровь на асфальте») много «живой камеры» и рваный монтаж. Эти приемы помогают размыть границу между персонажами и зрителями, создают эффект присутствия. Кстати, еще один трюк для сближения с аудиторией — прямой взгляд Нины в камеру, которым заканчивается каждая серия.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Молодая петербурженка Аня работает в скромном ивент-агентстве. Несмотря на маленькую зарплату, девушка не планирует увольняться: работа позволяет завести полезные знакомства и попасть в элитное общество. На очередном светском мероприятии Анна знакомится с Серканом, харизматичным потомком османского султана. Девушка решает воспользоваться ситуацией и украсть драгоценное ожерелье, которое привез с собой турок: Ане срочно нужны деньги, чтобы выкупить отца из тюрьмы. Увы, как и отец главной героини, Серкан оказывается аферистом, а роскошное колье — подделкой. Аня выводит мошенника на чистую воду и добивается согласия на сотрудничество: вместе им предстоит совершить аферу века.
В последнее время сюжеты о мошенниках-самозванцах появляются в кино всё чаще. После нашумевшего «Афериста из Tinder» и мини-сериала «Изобретая Анну» популярность подобных персонажей продолжает набирать обороты, захватывая приключенческий и комедийный жанры. «Блеск» — это редкий для современного российского кино симбиоз юмора, романтики и приключений, еще и с восточным колоритом в придачу. Съемки проходили в нескольких локациях: сначала в Санкт-Петербурге, затем на побережье Балтийского моря. На финальном этапе съемочная группа переместилась в Стамбул, где были сняты сцены на берегу Босфора. Еще одним украшением восточной сказки стал звездный актерский состав. Главные женские роли исполнили Александра Бортич и Лариса Долина, а Настасья Самбурская и Агата Муцениеце появляются в небольших камео.
Бывший летчик, а ныне охранник Григорий работает в телецентре. Мужчина немолод, одинок и безнадежно влюблен в звезду мыльной оперы и рекламы творожков Ирину Синицину. Актриса заносчива и капризна, не обращает внимания ни на Гришу, ни на всех остальных. Каждое появление Ирины на съемочной площадке портит нервы режиссеру, сценаристу и даже продюсеру, который состоит с Ириной в любовной связи. Скандальные выходки и бесконечное хамство Синициной приводят к полной потере репутации. Тем временем Гриша срывает куш в лотерее и решает потратить выигрыш на обожаемую диву. Новоиспеченный миллионер предлагает Ирине контракт: полгода совместной жизни в его общежитии за 20 миллионов рублей.
Над проектом работала группа сценаристов, среди которых создатели хитов «Ивановы-Ивановы» и «Папины дочки». В центре комедийного сюжета две беспроигрышных темы: социальное неравенство (она — звезда, он — неудачник из общаги) и укрощение строптивой (напоминает «За бортом» 1987 года). Добавляем остроумные и сравнительно легкие диалоги, ламповый саундтрек от Валерия Сюткина и получаем достойный отечественный ромком. Залогом успеха сериала стал удачно подобранный актерский ансамбль. Исполнитель главной роли Николай Шрайбер создает образ неловкого романтика: наблюдать за ним и грустно, и смешно. Анна Антонова призналась, что роль самовлюбленной и наглой звезды далась ей не сразу, тем интереснее увидеть актрису в непривычном амплуа.
Москвичи Саша и Костя — лучшие друзья и полные противоположности. Отправившись в командировку в Санкт-Петербург, молодые люди влюбляются в двух жительниц Северной столицы, тоже очень разных. Педант и зануда Костя увлекается эксцентричной Ирой, а весельчак Саша готов остепениться ради таинственной виолончелистки Насти. Непростые жизненные обстоятельства и внезапно вспыхнувшие чувства разделяют жизнь друзей надвое.
Проект Валерия Тодоровского в первую очередь привлекает актерским составом. Два секс-символа современного российского кино Александр Петров и Данила Козловский впервые вместе на экране, при этом ни один не перетягивает внимание. Тодоровский умеет раскрывать в известных актерах потаенные грани, и в «Надвое» игра Петрова и Козловского выходит на новый уровень. Не обошлось, конечно, без шуток про две столицы: бордюры и поребрики, отсылки к «Иронии судьбы…» и подчеркнутые различия между Москвой и Петербургом здесь неизбежны. С юмором и нежностью Тодоровский показал на экране мужские переживания о внезапно вспыхнувшей любви.