Дружба, любовь, трудное детство и вера в добро: Отличные фильмы из коллекции Госфильмофонда
Госфильмофонд, главный киноархив России, хранит около 80 тысяч фильмов — от старых немых картин конца XIX века до современных. Среди них — множество настоящих жемчужин кинематографа, оказавшихся незаслуженно забытыми по той или иной причине. Поговорим о забытых советских фильмах из коллекции Госфильмофонда, на которые точно стоит обратить внимание.
Предлагаем также посмотреть подборку лучших советских фильмов.
В ленинградской школе № 183 работает Борис Николаевич Свешников. Прежде чем стать учителем, он прошел войну, окончил институт и написал несколько произведений, которые опубликовали в литературном журнале. Но именно работа с детьми стала для него настоящим призванием. Борис Николаевич искренне пытается понять, что нужно современным школьникам, прислушивается к их мнению и постепенно приходит к тому, что старые педагогические принципы пора пересмотреть, а на первое место поставить уважение к личности ребенка. Либеральные взгляды директора провоцируют его конфликты с завучем Валентиной Фёдоровной и учительницей Инной Сергеевной. И если первая придерживается совершенно других принципов педагогики и считает Свешникова слишком мягким, то вторая и вовсе пришла в профессию случайно и не особо интересуется судьбой учеников.
Черно-белый фильм Бориса Фрумина снят по пьесе Анатолия Гребнева «Рассказ от первого лица. Дневник директора школы» в двух ленинградских школах. Картина не захватывает динамичным сюжетом, секрет ее обаяния в другом. Это тонкая, интеллигентная лента, неспешно раскрывающая характеры персонажей. Свешников — пример человека, который нашел дело всей жизни и мягко, но упрямо следует своему пути. По иронии судьбы, собственный сын директора лишен проницательности отца и не понимает, зачем тот потратил столько сил и лет на, по сути, чужих людей. Свешников не спорит с отпрыском, он чувствует благодарность своих бывших учеников, и для него этого достаточно.
Интересно, что в фильме, вышедшем на экраны в 1975 году, главный герой говорит фразу, которую мог бы произнести и наш современник: «Это сейчас у многих появились телефоны, а раньше люди писали письма. И это дисциплинировало ум, учило взаимному уважению». Уже тогда кинематографисты задумывались о проблеме живого общения, замечали, как новые технологии заставляют людей отдаляться друг от друга, и говорили о том, как важно сохранять чуткость и взаимопонимание.
1940 год. Староста 9 «Б» класса Искра Полякова — преданная идеям комсомолка, которая не сомневается в правильности своих убеждений. На ее становление, несомненно, повлияла мама — фанатично преданная партии женщина. Однажды Искра оказывается на дне рождения одноклассника, где ее подруга Вика читает вслух стихотворения Есенина. Искре стихи нравятся, но она привыкла считать Есенина упадническим поэтом, чуждым советским идеалам. Однако книгу литератора Искра берет, а через несколько дней знакомится с отцом Вики, известным в городе директором авиазавода, и начинает задумываться о справедливости, искусстве, пытается разобраться в сложных вопросах долга и личного счастья. Но всё меняется в один день — когда отца Вики арестовывают. Его нарекают врагом народа, а Вике предлагают публично от него отречься. Девочка отказывается, и ее изгоняют из комсомола. Несмотря на поддержку одноклассников, все эти события приводят к трагическим последствиям. А меньше чем через год начинается война, которая навсегда изменит судьбы героев.
Учась во ВГИКе, Юрий Кара решил снять дипломный фильм по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Бюджет был крохотным — всего 50 тысяч рублей. Все роли сыграли бесплатно друзья и однокурсники режиссера. Кстати, многие из них после продолжили сниматься в кино и стали известными в СССР и за рубежом. Среди них, например, Нина Русланова, Вера Алентова, Наталья Негода. Декорации, реквизит тоже собирали по частям у друзей и знакомых. Хотя по сюжету действие происходит в провинции, снимали картину в Москве, причем в таких известных местах, как Патриаршие пруды, Печатников переулок, Пушкинская площадь.
У Кары, ставшего известным советским режиссером, получилась пронзительная драма о поколении, которое сначала столкнулось со сталинскими репрессиями, а потом с войной. Лента была удостоена множества премий не только в СССР, но и на международных фестивалях во Франции, Германии, Испании, Польше. Права на прокат купили 48 стран. А писатель Борис Васильев признавался, что плакал, когда впервые смотрел картину, снятую по его произведению.
Советские школьники Олег, Вася и Витя вместе со своим пионерским отрядом отправляются в поход по Крыму. В селе Заветном они знакомятся с ребятами, которые должны стать их подшефными. Недалеко от села есть легендарная пещера — место, где во время войны прятались партизаны. Узнав об этом, ребята очень хотят туда попасть, но учительница Вера Алексеевна не отпускает. А тем временем пещерой интересуются не только дети, но и взрослые: колхозный бухгалтер Рязанов и его друг Кушнир, приехавший из города. Молодой шофер Юрко, поклонник детективных романов, преследует их и, подслушав разговор, решает, что друзья готовят диверсию. Чтобы помочь парню, в пещеру направляются уже знакомые нам школьники и деревенская девчонка Зинка. Прежде чем выяснится правда и ребята продолжат поход, они успеют заблудиться, едва не утонуть и пережить еще множество других приключений.
Картину «Друзья-товарищи» снял Валентин Павловский. Это экранизация приключенческой повести Африкана Шебалова «Тайна стонущей пещеры». Шебалов был одним из тех комсомольцев, чей выпускной пришелся на 1941 год. Его сразу призвали в армию, на фронт он попал в 1943-м, а в 1946-м со своей воинской частью прибыл на полуостров Крым. Нет сомнений, что молодой человек влюбился в эти места с первого взгляда, — это очевидно всем, кто читал описания природы в его книге. Тем более что Шебалов был еще и художником — в Крыму он готовился к экзаменам в художественное училище. Книга была экранизирована мгновенно: ее опубликовали в 1958-м, и в этом же году в Ялте уже начались съемки картины. Они проходили в кинопавильоне, в селе Соколином, недалеко от водопада Учан-Су и в других местах. Дети-актеры получали большие по тем временам гонорары — 24 рубля за один съемочный день. Благодаря их таланту и харизме, а также великолепно прописанным в книге персонажам фильм получился светлым и добрым, как и всё советское детское кино того времени.
Сестры Лидия и Надежда остались без родителей и давно живут с дядей, который забрал их из детского дома. Дядя искренне желает племянницам только счастья, и девушки беспрекословно следуют его советам, что, однако, не всегда совпадает с их собственными желаниями. Надя, старшая сестра, мечтает стать актрисой, но дядя без конца внушает ей мысль, что сначала нужно «получить материальную базу», то есть окончить техникум, а потом уже заниматься глупостями. Девушка делает так, как говорит дядя, но со временем понимает, что предала свои мечты, и уже в 30 лет приходит в театр, где ей дают маленькие роли и произносят приговор: потеряв годы, она лишилась индивидуальности. У младшей сестры — Лиды — неудачный роман с женатым мужчиной Кириллом, который любит не жену, а Лиду. Но почему он не женился на ней? Тоже из-за «мудрого» дяди, который несколько лет назад прогнал парня, решив, что он неподходящий кандидат для племянницы.
Советский режиссер Георгий Натансон снял «Старшую сестру» по пьесе Александра Володина «Моя старшая сестра». Картину снимали в Ленинграде и в Москве, в павильонах «Мосфильма». Пожалуй, можно сказать, что это фильм о поиске счастья и своего места в жизни. А еще об утраченных возможностях, упущенных шансах и том, что всему свое время, а один неправильный выбор может навсегда изменить жизнь. Парадокс в том, что дядя, несомненно, желает девушкам счастья и уверен, что его советы помогают им избежать необдуманных поступков, но настоящая жизнь начнется у сестер, когда они очнутся от гипноза и станут принимать решения самостоятельно. Интересно, что главную роль, Лиду, в фильме могла сыграть Алла Пугачева. Георгий Натансон заметил ее однажды недалеко от «Мосфильма» и сразу же предложил сняться в кино. Певица отказалась, и только через несколько лет режиссер увидел ее по телевизору и понял, кем была та рыжеволосая девушка. Вместо нее одну из главных ролей великолепно исполнила актриса Наталья Тенякова.
Павел Антонов в свое время подавал большие надежды как боксер, но ушел из спорта и собрал в летнем лагере так называемых трудных подростков, растущих в неблагополучных семьях и уже успевших совершить правонарушения. У Павла нет педагогического образования, но зато есть огромное желание помочь этим детям найти правильный путь в жизни. Ценности, которые он хочет донести до них, — чувство справедливости и умение держать слово. Также от подростков требуется четкое выполнение задач и ритуалов. Днем они работают или дежурят в лагере, а вечером — ужин, во время которого каждый должен ответить — прежде всего себе — на вопрос: «Что полезного я сделал за день?». Однажды Павел привозит в лагерь Вову Киреева, которого забрал прямо из зала суда. У Вовы есть сестра Марго. Узнав о том, что ее обижает отец, Вова решает убить родителя. И теперь все подростки, от мелких правонарушителей до отпетых хулиганов, объединяются в едином порыве — не допустить убийство и спасти Вову от тюрьмы.
Фильм Динары Асановой основан на реальных событиях: в 60-х годах в лагере «Прометей» ленинградец Сергей Алексеев проводил подобный эксперимент, привезя туда мальчишек, которые состояли на учете в милиции. Об этом был снят документальный фильм «Трудные ребята». Вдохновившись этой историей, Динара Асанова и сценарист Юрий Клепиков взялись за разработку собственной. По словам кинематографистов, они хотели заглянуть в сложный внутренний мир подростков и помочь им разобраться в своих проблемах. Но картина адресована прежде всего взрослым. Чтобы ситуация изменилась, именно они должны иначе взглянуть на проблему и начать ее решать, больше не перекладывая ответственность на школу, милицию и друг на друга.
«Пацаны» стали одной из лучших работ Асановой. К тому времени она уже приобрела славу режиссера, мастерски снимающего кино о детях и молодежи. В своем творчестве Динара исходила из того, что детство и отрочество — это не подготовка к жизни, а уже сама жизнь, со всеми ее сложностями и перипетиями. Помимо профессиональных актеров, в картине снимались ребята, которых и в жизни считали «трудными». Во время съемок с ними постоянно находились их воспитатели. Большую часть фильма снимали летом 1982 года недалеко от Приозерска, в окрестностях Ладожского озера. В результате получилась мощная социальная драма, соединяющая в себе игровое и документальное кино.
В основе «Нежности» лежат три истории-новеллы. Их герои — молодые люди, связанные любовными, дружескими и родственными отношениями. Так, в первой части Санжар встречает на берегу реки Лену и влюбляется в нее, однако сразу понимает, что чувство останется безответным. Вторая часть повествует о путешествии Лены и Тимура. Они отдыхают с друзьями за городом, навещают бабушку одного из них, наслаждаются живописными пейзажами. Хотя Лена и Тимур любят друга друга, между ними чувствуется напряжение и недосказанность. И, наконец, последняя новелла — о Мамуре — девушке, которая влюблена в Тимура. В этой части она узнает о трагических событиях, произошедших в жизни Тимура, а еще знакомится с Санжаром — парнем из первой части. Так замыкается круг, но жизнь продолжается, а фильм заканчивается салютом в честь всех влюбленных.
«Нежность» — дипломная работа режиссера Эльёра Ишмухамедова. Картина планировалась короткометражной, снимать ее начали в Ташкенте, но очень быстро съемки пришлось прервать — из-за страшного землетрясения, произошедшего в апреле 1966 года. Практически вся старая часть Ташкента была разрушена, в город ввели войска, установили комендантский час. Продолжать съемки в таких условиях не было возможности. Тогда концепцию решили пересмотреть — использовали документальную съемку, в том числе скрытой камерой. Таким образом сняли первую новеллу и часть второй и приняли решение расширить фильм до полнометражного.
Когда картина была закончена, Ишмухамедова обвинили в том, что он копирует стиль итальянского неореализма и французской «новой волны», что, по мнению советских чиновников, совершенно не нужно кинематографу СССР. Влияние это, несомненно, было, однако его можно отнести к достоинствам фильма, а никак не к недостаткам. Вдохновившись работами иностранных коллег, молодой режиссер удачно перенес их метод на советское кино периода оттепели. Свободное движение камеры, отсутствие четко выраженного сюжета, уличный язык персонажей, лиричное повествование — всё это делает «Нежность» достойной, самобытной картиной, открывшей «новую волну» среднеазиатского кинематографа.
Сотруднику архитектурного бюро Сергею Макарову скоро исполнится 40 лет. Накануне юбилея он ссорится с женой Наташей и обманывает коллег, сказав, что едет на вокзал встречать маму. На самом деле Сергей едет к любовнице Алисе, но события развиваются не в его пользу и жена узнает об измене. И тут Сергей решает, что раз сгорел сарай, то пусть горит и хата. Он возвращается на работу и признается в своей лжи. Написав заявление об увольнении, едет к Алисе, чтобы помириться и вместе пойти на вечеринку, но девушка увлекается другим мужчиной, и Сергей слоняется по городу в одиночестве. На следующий день приключения продолжаются: мужчина попадает на свадьбу к приятелю, общается с дочерью, разговаривает с бывшей возлюбленной Ларисой. Впереди — празднование юбилея, и «полеты» Сергея еще не закончены.
Когда у режиссера Романа Балаяна появилась идея «Полетов во сне и наяву», он сам переживал не лучшее время. На тот момент ему был 41 год, и он уже пять лет пытался добиться права снимать фильмы — такие, как ему хотелось, а не о рабочих, живущих ради великой идеи социализма. И вот наконец он приступил к съемкам, которые заняли почти год. Объясняя актерам свою идею, Балаян говорил, что это фильм о дереве, которое стоит в воде, но при этом умирает от жажды. Чтобы создать на съемочной площадке нужное настроение, режиссер включал саундтрек из картины Федерико Феллини «8 с половиной». Атмосфера на площадке была непринужденной, импровизация поощрялась, актеры чувствовали себя свободно, а режиссер был доволен результатом. Однако после первых просмотров картину запретили к прокату и потребовали доработать. Художественный совет студии назвал «Полеты во сне и наяву» совершенно безыдейными, а главного героя упадническим. В начале 1983 года после долгих разбирательств лента вышла в ограниченный прокат. Позже ее показали на Каннском фестивале, и она получила заслуженную похвалу от международных критиков. На родине же картину оценили только с началом перестройки — в 1987 году всю творческую группу наградили Государственной премией СССР.
Пётр — акушер-гинеколог. Его жена Вера — пластический хирург. У пары трое сыновей. Виктор, старший сын, — молодой художник, находящийся в творческом кризисе. Он пытается убедить себя, что совершенно бездарен, и попутно влюбляется в свою начальницу. Средний, Дмитрий, окончил педагогический техникум и мечтает уехать по распределению в тундру, а еще лучше в Арктику, поэтому наотрез отказывается от подмосковных Озерков, которые ему предлагают. А Юра, еще школьник, мечтает о космосе, обожает проводить время в кинотеатре и собирается сбежать в Африку. Но, несмотря на неопытность и юношеский максимализм, в глубине души сыновья придерживаются главного жизненного принципа родителей: если ты можешь чем-то помочь людям — значит, нужно помочь. А когда Пётр и Вера усыновляют ребенка, оставленного матерью, раскрывается тайна этой крепкой семьи, состоящей из таких разных людей.
Еще до съемок «Детей Дон Кихота» режиссер Евгений Карелов стал известным благодаря фильму «Два капитана». А вот для сценаристки Нины Фоминой это была первая работа в кино. Картина появилась благодаря госзаказу. После войны в стране было много детей, оставшихся без родителей, к тому же государство позволяло женщинам, которые не хотели или не могли заботиться о малышах, оставлять их в роддоме. Так количество детских домов стало расти, и это превратилось в большую социальную проблему. Однако идеологическая составляющая не помешала режиссеру снять по-настоящему талантливый фильм. Во многом это была и заслуга актеров. Лев Прыгунов и Владимир Коренев, сыгравшие старшего и среднего сыновей, связали свою жизнь с кино, а вот Андрей Бельянинов, исполнивший роль Юры, больше в кино не снимался и стал государственным служащим. Актрису, сыгравшую мать, которая оставила своего ребенка в роддоме, снимали со спины, а ее имя в титрах не было указано. Критики посчитали это художественным приемом, который обезличивал таких женщин, а позже эту находку режиссера стали изучать в киношколах.