Детские травмы, карты Таро и злые монашки: Фильмы о проклятиях
За окном осень, а значит, самое время смотреть и пересматривать фильмы ужасов, ходить по антикварным лавкам в поисках странных вещиц с особой аурой, жечь свечи и гадать на картах Таро. Делать всё это стоит с осторожностью: герои фильмов из этой подборки доказывают, что игры с потусторонним могут быть крайне опасными.
Вспоминаем десять интересных фильмов про проклятия. И советуем посмотреть атмосферные фильмы о ведьмах и заклинаниях.
Богатый южнокореец Джин Ён-пак (Ким Джэ-чхоль) вместе с семьей переехал в США, где узнал, что его новорожденный сын тяжело болен и лучшие врачи не могут ему помочь. Поэтому Джин нанимает популярную в Сеуле мудан Ли Хва-рим (Ким Го-ын) и ее помощника, чтобы те исцелили его семью от порчи. Принюхавшись, прищурившись, побродив по дому, шаманка распознает страшное проклятие «зов могилы». Она предлагает Пакам эксгумировать их предка, одиноко захороненного на мрачной горе. А заодно изрядно раскошелиться, ведь в этом деле не обойтись без геоманта и мастера фэншуй Ким Сан-дока (Чхве Мин-сик) и директора похоронного бюро Ко Ён-гына (Ю Хэ-джин). Прибыв на место, все понимают, что дельце будет непростым: вокруг захоронения бродят лисы, ползают змеи, а почва гниет изнутри. Под звуки шаманских барабанов и лязг лопат захоронение вскрывают. Оказывается, покойник лежал здесь не один, под первой могилой таилась вторая. Ее осквернение привело в мир зло невиданных масштабов, справиться с которым не поможет даже самый мощный древний ритуал.
В домашнем прокате фильм Чан Джэ-хёна обогнал всем известный «Поезд в Пусан». События здесь наслаиваются друг на друга, заставляя дрожать от чудовищных звуков и образов. До последнего кадра режиссер демонстрирует запредельное владение формой. Сперва увлекает зрителя завораживающе харизматичными актерами, юмором и необычной завязкой, а затем буквально эксгумирует историческую травму своей страны. Не просто так персонажи названы в честь героев борьбы за независимость Кореи от Японской империи — монстры из прошлого всё еще призрачно бродят по здешним землям, травят почву и тянут живых за собой.
Математик Адам (Джош Стюарт) получает работу преподавателя в университете и вместе с беременной женой Лизой (Бояна Новакович) переезжает жить поближе к кампусу — в уединенный особняк в лесу. Идиллии и романтике сельской жизни герои радовались недолго. Как оказалось, дом одержим демонами. Почти сразу Лизу начинают преследовать сверхъестественные явления. От страха у женщины случается выкидыш. Но крики ее душевной боли привлекают внимание куда более мощной силы с того света.
Хрестоматийный хоррор пугает проверенными рабочими средствами. Призраки устраивают козни, скептик-математик пытается всё паранормальное объяснить по науке, пока страдающая женщина испытывает на себе все спецэффекты жанра. Режиссер Майкл Уинник снимает с душой, у него получился действительно убедительный образчик жанра: до чертиков пугающий, в меру драматичный и интригующий.
Первое свидание Джей (Майка Монро) с новым бойфрендом (Джейк Вири) пошло не по плану. Парень воспользовался девушкой и передал ей во время секса жуткое проклятие. Теперь Джей повсюду преследуют невидимые окружающим люди, желающие ее убить. От нечисти нет панацеи. Можно передать порчу половым путем, но избавиться от недуга навсегда не удастся: если новый зараженный умрет, проклятие пойдет обратно по цепочке.
Культовый инди-хоррор Дэвида Роберта Митчелла — по-своему уютное кино о страхах юности и тревогах взросления. За счет выбранной спокойной интонации и сеттинга скучающей субурбии режиссеру удается достичь реализма и окутать зрителя не только тягучим, обволакивающим ужасом, но и дурманом ностальгии. «Оно приходит за тобой» — типичный подростковый ужастик, где секс играет определяющую роль. В отличие от склонных к эротике соседей по жанру, это кино более тонко исследует тему телесной близости. С одной стороны, в основе сюжета лежит страшилка венерических заболеваний, превращенная в мистическое проклятие. С другой, секс сопровождает инициацию, переход из детства во взрослое состояние. Но куда интереснее смотреть на историю с иного ракурса: невидимые окружающим преследователи героини олицетворяют невозможность поделиться травматическим опытом с другими.
Энни (Тони Коллетт) не назовешь счастливой. Все члены ее семьи страдали тяжелыми психическими расстройствами. Брат-шизофреник покончил с собой, властная мать, гнобившая Энни всё детство, впала в деменцию. После ее смерти Энни наконец выдыхает: ад закончился. Но не тут-то было. Жутким образом погибает Чарли (Милли Шапиро), дочь Энни. В ее смерти женщина винит сына Питера (Алекс Вулф). Ненависть разъедает семью изнутри, оставляет глубокие шрамы, путает мысли и будит по ночам. Но вскоре Энни узнает, что за всеми трагедиями в ее ужасной жизни стоит промысел оккультистов.
«Реинкарнация» — один из самых страшных хорроров современности и предельно личное кино о переживании горя, родовом проклятии и преемственности судьбы. Ари Астер мог бы снять фильм о конфликтах поколений, ненависти матери к нежеланному сыну, но режиссер выбрал более подходящий для темы формат хоррора. Демонические силы, заговоры и оккультные символы позволили сюжету о разъедаемых семейных узах достичь максимального накала. Головы летят с плеч, рассудок затмевает ярость, по постелям ползут насекомые, а по стенам — очумевшие матери. А когда за дело возьмется само дитя преисподней, от зрителя останется одно мокрое место.
Беременная Мия Форм (Аннабелль Уоллис) получает в подарок от мужа Джона (Уорд Хортон) фарфоровую куклу. В ту же ночь ее соседка Аннабель убивает родителей, а затем вместе с сообщником врывается в дом к Формам, хватается за куклу и перерезает себе горло. Аннабель и ее подельник были культистами, поклоняющимися дьяволу. После трагедии кукла оказалась на помойке, Мия родила и Формы переехали в новую квартиру. Но игрушка, словно по волшебству, последовала за ними. В миг на женщину сваливается и быт, и материнство, и паранормальные явления. В доме неуютно, по коридорам бродят призраки, Мия слышит голоса. Отчаявшись, она просит детектива (Эрик Ладин) и священника (Тони Амендола) о помощи. Последний уверен, что оживающая кукла — медиум демона, желающего забрать чью-то душу.
Фильм вполне мог бы стать ремейком «Ребенка Розмари» Романа Поланского. У двух лент много общего. Место действия — конец 1960-х. История посвящена женщине, ставшей жертвой оккультной магии. Но, будучи связанным с киновселенной «Заклятия», «Проклятие Аннабель» строится по методичке Джеймса Вана, а значит, на первый план здесь выходит формальная сторона жанра-аттракциона: здесь не столь интересны смысловые пласты, сколько ударные джампскейры. Спин-офф выдался зрелищным и эффектным за счет густого саспенса и бессилия героини перед лицом всемогущего зла.
Компания друзей празднует день рождения в арендованном особняке. Привезенный алкоголь закончился за пару часов, и ребята спускаются в запертый подвал, где вместо бутылок вина находят старинную колоду карт Таро, расписанную вручную. Любящая эзотерику Хейли (Харриет Слейтер) предупреждает: раскладывать чужую колоду нельзя — дурная примета. Но ребятам не терпится узнать свое будущее. Одной выпадает «Верховная жрица», другому — «Отшельник», третьему — «Шут», четвертой — «Повешенный». Несложно догадаться, что все предсказания сбудутся, но не так, как хотелось бы гадателям. Нетерпеливая судьба уже на следующий день приходит за первой жертвой. Выпавшие героям карты оживают и убивают самым нетривиальным образом.
Фильм в духе «Пункта назначения», но, в отличие от франшизы Джеймса Вонга, «Таро: Карта смерти» — довольно прямолинейный хоррор, где невидимые нити судьбы показаны буквально в виде монстров. А сцены убийств сложно назвать правдоподобными, некоторые и вовсе напоминают культовый «Карнавал душ». Ничего принципиально нового «Карта смерти» не предлагает. Это по-хорошему банальный мистический фильм ужасов о ведьме, заколдовавшей колоду Таро, увлекательный и веселый слэшер о тинейджерах. И поучительная история о юношеском фатализме и вере в неотвратимость судьбы.
Джеймс Ван играет по голливудским правилам. Он снимает страшные фильмы не ради авторских амбиций, а из огромной любви к жанру ужасов. Он складывает уже существующие приемы и сюжетные тропы в удивительную хоррор-мозаику. «Заклятие» — это классическая история про дом с привидениями, куда поселяется бедная семья. В сюжет прокралась и одержимая демоном женщина — излюбленная героиня фильмов ужасов со времен «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина. Ван не придумывает ничего радикально нового, но делает традиции хорроров приятное одолжение, даря харизматичную парочку героев-экзорцистов.
Супруги Эд и Лоррейн Уоррены — настоящие детективы, которые с 1950-х помогали американцам справляться с паранормальными злыми сущностями. В основу сюжета «Заклятия» лег прецедент, когда семейство Перрон в 1971 году поселилось в старом большом доме на ферме. До ремонта руки у семьи так и не дошли, поскольку ржавчина и трещины померкли на фоне злобных привидений. Прожив в атмосфере страха и бессонных ночей некоторое время, Перроны вызвали чету Уорренов, чтобы те провели обряд экзорцизма. Из «Заклятия» выросла полноценная кинофраншиза. Главной причиной успеха вселенной стали даже не вдумчиво расставленные по ходу повествования скримеры, тема паранормальщины или реальные кейсы, а любовь, склеивающая все фильмы воедино. Любящие и обаятельные Уоррены в исполнении Веры Фармиги и Патрика Уилсона вечно ставят свои жизни под угрозу ради других, что заставляет стены одержимых домов и зрительские кресла трястись от волнения за судьбы героев.
Фильм Перкинса продвигали как последователя «Молчания ягнят» Джонатана Демме и «Семи» Дэвида Финчера. Студия Neon публиковала в соцсетях жуткие фотографии жертв маньяка и ролики со звонками детей в полицию. На релизе фильма зрители уже были изрядно напуганы промоматериалами, но режиссер припрятал парочку сюрпризов. Перкинс не без издевки деконструирует жанр. Некоторые атрибуты вроде классической психбольницы, лаборатории патологоанатома или процесса сбора улик обыграны в комическом ключе за счет подмены привычных деталей на нечто непредсказуемое. Будь то розовой костюм, натянутый на психиатра, кукла, которую агенты ФБР принесли на вскрытие, или неловкая главная героиня, скрывающая нечто очень личное и мрачное. Характер и вся жуть фильма принадлежат его эстетике. Малоэтажная Америка, окутанная мраком проклятия, зернистое изображение, делающее всё неприятно осязаемым и близким к лицу, и до чертиков пугающий Николас Кейдж, играющий самого монструозного персонажа в своей карьере.
Зима 1990-х. Орегон. Молчаливая и социально неуклюжая агентка ФБР Ли Харкер (Майка Монро) ищет маньяка, который вынуждает добропорядочных мужей убивать своих жен и детей. На местах преступлений нет следов взлома или чужих ДНК. Лишь одна зацепка — открытка с шифром, подписанная Длинноногим. Проницательная Харкер по щелчку пальцев раскусывает тайное послание: убийства совершаются в семьях с девятилетними девочками за шесть дней до или после их дня рождения. А следующей датой резни числится грядущее 14 января — день рождения Харкер.
«Заклятье. Новый ритуал» — недооцененный аргентинский фильм ужасов, предлагающий уникальный взгляд на типичный троп дома с привидениями. Призраки сперва кажутся обыденностью, играют на доверии героев и зрителей, чтобы затем растормошить их души и судьбы. Развиваясь, хоррор перетекает из истории про непростые семейные отношения в дремучий детектив с оккультной мистикой и темными ритуалами, прокладывая путь не то в прошлое горе-семейства, не то прямиком в ад.
Бернардо (Луис Мачин) управляет фамильным похоронным бюро, расположенным в его доме. Он, его жена (Селеста Герес) и падчерица Ирина (Камила Ваккарини) уже привыкли к соседству с привидениями и строго следуют правилам, чтобы ни мертвые, ни живые не тревожили друг друга по пустякам. Однако чем сильнее нарастают конфликты внутри семейства, тем беспокойнее мертвые. Бернардо общается с призраком, что притворяется его умершим отцом. В комнату Ирины постоянно врываются мертвые и будят ее по ночам. Контакты с потусторонним миром ужесточаются, под угрозой оказываются жизни живых, и тогда Бернардо вызывает экстрасенса Рамону (Сусана Варела).
1950-е. В румынском монастыре случается страшное несчастье: под воздействием нечистой силы вешается монахиня. Событие сильно взволновало Ватикан. На расследование отправляют экзорциста Брука (Демиан Бичир) и послушницу Айрин (Таисса Фармига). Им поручают узнать обстоятельства смерти и уничтожить злую силу. Их встречает Френчи (Йонас Блоке), заставший мертвую монахиню. Его мучают видения и злые голоса, поэтому герой отваживается помочь Айрин и Бруку добраться до истины.
Еще один спин-офф «Заклятия», раскрывающий предысторию ключевого демона франшизы — Валака. Эта сущность тревожит Лоррейн Уоррен на протяжении нескольких фильмов. Приквелы должны были раскрыть предысторию монстра и объяснить, почему столь талантливая экзорцистка не в силах его одолеть. Может, объяснений в фильме Корина Харди не так много, зато в нём удачно очерчивается характер Валака — он абсолютно неубиваем и очень хитер. «Проклятие монахини» не хочется ругать за вторичность, это безумно страшный хоррор, всё действие которого проходит при тусклом пламени свечей в старинной и жутковатой церкви. А главное, это кино напрочь лишает надежды. Вера и добродетель героев не сокрушают зло. Валак кочует дальше по истории франшизы. И вот уже в сиквеле «Проклятие монахини 2» Айрин прибывает во Францию, чтобы вновь сразиться с могущественным монстром.