Дети подземелья: 10 лучших фильмов о пещерах
Если герои картины отправляются под землю, ждите приключений. В мировом кино пещеры неизменно ассоциируются с клаустрофобией, удушьем и темнотой, которая пугает своей неизвестностью, а еще — с поиском сокровищ, удивительными открытиями и чудесными историями спасения. В нашей подборке — 10 фильмов, в которых подземелья испытывают персонажей на прочность.
Рекомендуем также ознакомиться с подборкой фильмов о поиске сокровищ.
В июне 2018 года, когда весь мир следил за проходившим в России чемпионатом мира по футболу, юниорская команда из Таиланда в составе 12 подростков-футболистов и одного тренера отправляется в пещеру Тхамлуангнангнон. Там их настигает мощнейший ливень, который быстро затапливает путь к выходу. Вскоре родители обнаруживают пропажу детей, начинается спасательная операция. Своими силами власти Таиланда справиться не могут, и тогда к делу подключаются волонтеры со всего мира. Среди них — британские дайверы Ричард Стэнтон (Вигго Мортенсен) и Джон Волантен (Колин Фаррелл), которые специализируются как раз на нырянии в пещерах.
Фильм основан на реальных событиях, в свое время приковавших к экранам миллионы людей. Въедливым зрителям, прежде чем браться за игровую картину, сначала стоит посмотреть док «Спасательная операция» от National Geographic — там всё происходившее описано в мельчайших деталях. Однако и к работе голливудского мастера Рона Ховарда («Аполлон 13», «Игры разума», «Гонка») никаких претензий нет. Он снял добротную, без лишней сентиментальности драму о борьбе за спасение жизней и о человеческом гении, который в экстремальных обстоятельствах способен находить самые удивительные и неожиданные решения.
Профессор археологии Хоппер (Эндрю Уилсон) хочет узнать, что случилось с его родителями, которые много лет назад исчезли во время поисков фонтана вечной молодости. Но самого профессора постигает та же судьба: он пропадает в одной из пещер Техаса. Экспедицию по его спасению снаряжают студенты, которые, тоже застряв в пещере, понимают, что время там течет совсем не так, как на поверхности. То, что внутри ощущается как минута, снаружи может оказаться столетием.
«Ловушка времени» — инди-фильм, снятый буквально за копейки командой энтузиастов. Место съемки искали через соцсети, актеров набирали неизвестных, готовых работать за минимальный гонорар. Идея пришла в голову режиссеру Марку Деннису после того, как он отправился в четырехлетнее путешествие к Южному полюсу, а вернувшись, обнаружил, что у всех его друзей уже совсем другая жизнь. Собственно, этой идеей о разном течении времени смысл картины и ограничивается. Тут есть немного от «Индианы Джонса», от «Прибытия» и «Интерстеллара» — оригинального в этом, конечно, маловато, но нет сомнений, что скромным бюджетом и другими возможностями авторы фильма распорядились с умом.
Документальное путешествие знаменитого немецкого режиссера Вернера Херцога в пещеру Шове во Франции. В середине 90-х там обнаружили наскальные рисунки, сделанные около 30 тысяч лет назад, — это древнейшее собрание подобной живописи. Свою находку французы до сих пор оберегают с тщательностью, не сравнимой, наверное, даже с охраной Лувра и его «Джоконды». Шове никогда не сможет стать туристическим аттракционом: любые колебания влажности воздуха, любое изменение микроклимата неизбежно приведет к уничтожению рисунков. Херцог попал туда с крошечной съемочной группой и всего на шесть дней.
Выяснив, что даже археологи не могут точно сказать, зачем нужна была наскальная живопись, Херцог находит феномену поэтическое объяснение: рисунки — это «пробуждение души», доказательство того, что человек практически с момента своего появления ощущал потребность в искусстве. Особый восторг у режиссера вызывают словно «размноженные» изображения лошадей. Херцог считает, что это попытка запечатлеть не статику, а движение, то есть фактически первобытный кинематограф. Следить за ходом его мысли и слушать беседы с экспертами — одно удовольствие. К разгадке пещерных тайн это не приближает, но немцу такой результат и не нужен: по Херцогу, чем больше вокруг загадок, тем больше пространства для воображения и творчества.
Шесть подруг планируют совместное спелеологическое приключение в пещерах Аппалачей — горной системы на востоке США. У вылазки есть не только спортивная, но и психотерапевтическая цель: одна из девушек, Сара (Шона МакДональд), год назад потеряла в автокатастрофе мужа и дочь, а лучшая подруга Джуно (Натали Джексон Мендоса) нужной поддержки ей почему-то не оказала. Вскоре выясняется, что героини отправились в неисследованную пещеру, которая — сюрприз! — уже давно заселена, и чужаков тут не ждут.
Образцовый спелеологический хоррор британского режиссера Нила Маршалла породил массу подражаний и на короткое время сделал пещеры популярным сеттингом для фильмов ужасов. Превзойти оригинал, впрочем, никому так и не удалось. Лихой, кровавый и зубастый (в том числе в буквальном смысле) «Спуск» и сейчас смотрится на одном дыхании. Его центральная идея тоже не устарела: если друг оказался вдруг, то лучше с ним — а в данном случае с ней — в разведку не ходить. Кстати, чтобы убедительно изобразить пещерную клаустрофобию, Маршаллу не нужно было лезть в настоящие подземелья: все декорации отстроили в павильонах британской студии Pinewood.
Группа смельчаков, которую возглавляет опытный спелеолог Фрэнк Макгуайр (Ричард Роксбург), собирается исследовать самую большую в мире систему подводных пещер — Эса’ала в Папуа — Новой Гвинее. В команде, помимо Фрэнка, — его сын Джош (Риз Уэйкфилд), уставший от славы отца и постоянно ставящий авторитет родителя под сомнение, а также миллионер-филантроп Карл Хейли (Йоан Гриффит) и его подруга Виктория (Элис Паркинсон). Внезапно начавшийся тропический шторм вынуждает застрявших героев спуститься глубоко в пещеры. Вернуться обратно прежним путем они не могут. Надо искать новый.
«Санктум» в свое время подавали как «фильм Джеймса Кэмерона». Автор «Титаника» не только выступил исполнительным продюсером проекта, но и поделился с его создателями техникой, которую использовал при съемках «Аватара». Триллер про подводную пещеру тоже снимался в 3D — в начале 2010-х кинематографисты были уверены, что технология произведет революцию во всех сферах индустрии, включая драматургию. Без специальных очков «Санктум» смотрится уже не настолько впечатляюще, но за прошедшие с момента его выхода 13 лет так глубоко и с такой отличной аппаратурой в настоящие пещеры больше никто из режиссеров игрового кино не залезал.
США, 1847 год. Во время Американо-мексиканской войны лейтенанта Джона Бойда (Гай Пирс) отправляют в отдаленный гарнизон в Калифорнии. Вскоре после этого там объявляется незнакомец по фамилии Колхун (Роберт Карлайл), рассказывающий жуткую историю. Обоз, с которым он шел, попал под снегопады и решил переждать их в пещере. Но быстро погода не наладилась, и измученные голодом люди начали поедать друг друга. Бойд собирает отряд и отправляется на поиски роковой пещеры.
Картина, снятая самобытной британской постановщицей Антонией Бёрд, соединила в себе сразу несколько жанров. Это и фильм ужасов, в котором хватает кровавых сцен (слабонервным зрителям стоит быть осторожными), и вестерн, исследующий пограничные территории и индейскую мифологию, и, как ни странно, черная комедия, в которой особенно преуспевает шотландец Роберт Карлайл, сыгравший тут свою лучшую роль после «Мужского стриптиза» и «На игле». Создатели фильма препарируют не столько трупы, сколько «американскую мечту». Их выводы неутешительны: никаких героев среди покорителей Америки нет, а капитализм равен каннибализму.
В 1961 году группа спелеологов собирается спуститься в Бездну Бифурто — 683-метровую пещеру, расположенную в Калабрии, на юге Италии. Пока ученые разворачивают лагерь и готовятся к историческому спуску, вокруг продолжается обычная жизнь. В горах свистит ветер, шумят деревья, на полях пасутся лошади, старый пастух подгоняет свое стадо. А где-то в далеком Милане открывают самое высокое здание страны — небоскреб Пирелли.
Автор картины, итальянский режиссер Микеланджело Фраммартино, публике известен не так хорошо, как его соотечественники и коллеги Паоло Соррентино, Маттео Гарроне или Аличе Рорвахер. По уровню таланта Фраммартино ни в чем им не уступает, вот только снимает он раз в десятилетие, а фильмы его часто проходят мимо широкого зрителя, потому что их невозможно четко отнести ни к игровому, ни к документальному кино. Между тем ни в каких дополнительных пояснениях эти молчаливые медитативные ленты не нуждаются. Любые слова тут будут лишними. В «Дыре», как и в предыдущих фильмах, Фраммартино ищет и находит поэзию не в каких-то искусственных нагромождениях букв или других изобретениях человеческого разума, а в окружающем пространстве, в природе, в бытии как таковом.
Во времена холодной войны группа охотников за сокровищами исследует старинный монастырь в Карпатах, подрывает его мозаичный пол и навсегда исчезает под землей. 30 лет спустя в то же самое место прибывает вторая, куда более подготовленная экспедиция. Она обнаруживает и мозаики, и реку, которая проходит по всей цепочке пещер. Местные ученые считают, что там сформировалась своя уникальная экосистема, равной которой нет нигде на Земле. Новой группе предстоит убедиться в этом на собственном опыте.
Фильм готовили со всей тщательностью: съемки в Румынии, строительство специального резервуара для подводных сцен, консультации с профессиональными спелеологами. Однако в прокате картина проиграла битву «Спуску» Нила Маршалла, триллеру с похожим сюжетом и местом действия. Причины провала понятны. «Пещере» недоставало воображения и оригинальности, даже монстры, с которыми борются герои, до боли похожи на Чужого из шедевра Ридли Скотта. Но подземелье выглядит внушительно, а еще тут можно увидеть двух больших сериальных звезд: Лину Хиди (Серсею из «Игры престолов») и Дэниэла Дэ Кима (Джина из «Остаться в живых»).
В 2009 году Джон Джонс (Чедвик Хопсон), 26-летний студент-медик, увлекающийся спелеологией, приезжает в штат Юта и решает исследовать отдаленные закоулки опасной пещеры Натти-Патти, в узких лазах которой раньше уже застревали другие отчаянные искатели приключений. С героем, переоценившим свои силы и опыт, происходит то же самое. Джонс повисает вниз головой в одной из расщелин. На место прибывают спасатели, которые обещают сделать всё, что могут. Пока идет операция, студент вспоминает свою короткую жизнь и рефлексирует о своих отношениях с любимой женой.
Картина не связана со «Спуском» Нила Маршалла, это самостоятельное произведение, основанное на реальной истории. Фильм создавался в сотрудничестве с родными и близкими Джонса и, по словам авторов, должен был показать зрителям, как человек, оказавшийся на грани жизни и смерти, внезапно понимает, что для него действительно важно. Поставил «Последний спуск» Айзек Халасима, режиссер клипов группы Imagine Dragons, постаравшийся сохранить в повествовании документальную точность. Это, наверное, самый грустный в истории кино фильм про пещеры: он доказывает, что перед тем, как куда-то лезть, стоит все-таки десять раз подумать, а стоит ли оно того.
Уютному району Гун Докс в американском городке Астория, штат Орегон, угрожает исчезновение. Его хотят превратить в загородный клуб с огромным полем для гольфа. Подросток Майки Уолш (Шон Эстин), один из жителей района, собирает своих приятелей на последнюю дружескую сходку и неожиданно находит на чердаке дома старую карту, которая якобы указывает путь к сокровищам пирата по прозвищу Одноглазый Вилли. Герои уверены: клад — единственный шанс спасти их дома. Вместе юные балбесы отправляются на поиски сокровищ.
Культовый детский фильм середины 80-х, «Индиана Джонс» для малышей — с увлекательными погонями, смертельными ловушками, пиратским кораблем и карикатурной итальянской мафией в качестве главных злодеев. Пещеры в сюжете играют не последнюю роль, именно под землей с персонажами происходит всё самое интересное. Картину создали три голливудских гения: сюжет придумал Стивен Спилберг, сценарий написал Крис Коламбус, будущий режиссер «Гарри Поттера» и рождественской комедии «Один дома», а снял приключенческий экшен Ричард Доннер, мастер жанрового кино. Фильм дал путевку в жизнь Шону Эстину (Сэму из «Властелина колец») и Джошу Бролину, сыгравшему старшего брата Майки, а еще стал одним из источников вдохновения для сериала «Очень странные дела».