Дары моря: 10 лучших мультфильмов про русалок
В анимации русалки почти избавились от имиджа коварных соблазнительниц, которые губят моряков или других странников. Знаменитая сказка Ханса Кристиана Андерсена, на которую до сих пор опираются режиссеры-аниматоры, заложила другой канон — о морской красавице, мечтающей попасть к людям. Но раскрывают его авторы совершенно по-разному. Рассказываем, какими бывают нарисованные русалки.
Также предлагаем познакомиться с подборками фильмов и сериалов о русалках и лучших мультфильмов про принцесс.
Всем известный мультфильм студии Walt Disney основан на одноименной сказке Ханса Кристиана Андерсена, вот только сюжет авторы основательно переписали. Юная русалочка Ариэль, младшая дочь царя Тритона, живет в подводном царстве, но тайком следит за обитателями суши и мечтает стать человеком. Влюбившись в принца, она отдает свой голос ведьме Урсуле в обмен на возможность превратиться в настоящую девушку. В отличие от Андерсена, в финале тут хеппи-энд: американские сценаристы сочли оригинальную концовку слишком трагичной для семейного кино.
Именно с вышедшей в 1989 году «Русалочки» начался так называемый «Ренессанс „Диснея“» — эпоха шедевров, во время которой были сняты «Король Лев», «Аладдин» и «Красавица и чудовище». И дело было не только в гениальной работе художников и замечательной музыке, за которую отвечали лучшие кинокомпозиторы Голливуда. Если внимательно присмотреться к этим мультикам, то можно заметить, что все они посвящены одной и той же теме: познанию мира, новому опыту, стремлению вырваться за очерченные жизнью границы. Пожалуй, это то, чего так не хватает современным игровым ремейкам диснеевской классики. Никаких новых горизонтов они больше не открывают.
Спустя десять лет после выхода «Русалочки» диснеевские аниматоры выпустили продолжение фильма. Главная героиня в нем, правда, поменялась. Место Ариэль заняла ее дочь Мелоди — такая же смелая, любопытная и непокорная, как когда-то ее мама. Сюжет фактически является зеркальным отражением оригинальной картины. За Мелоди охотится Моргана, сестра погибшей морской ведьмы Урсулы. Опасаясь за дочь, Ариэль запрещает девочке приближаться к морю, но, та, конечно, нарушает запрет и при содействии колдуньи превращается в маленькую русалочку.
Несмотря на то что к своим ролям вернулись многие актеры, озвучивавшие персонажей в первой части, фильм даже не вышел в кинотеатрах. Он отправился прямиком на DVD. Пресса разгромила картину за вторичность, зрители были недовольны отсутствием хитовых мелодий. В результате лента была забыта, некоторые фанаты первой «Русалочки» и сейчас не знают о ее существовании. Рекомендовать сиквел можно, наверное, только тем детям, которые тяжело переживают расставание с любимыми персонажами и хотят снова и снова видеть их на экране в любом качестве.
Заключительный фильм трилогии о диснеевской русалочке Ариэль. Сообразив, что дочь героини — все-таки не самый интересный публике персонаж, руководители студии решили вернуться к истокам и сделали приквел. В третьей «Русалочке» Ариэль — еще совсем юная принцесса, которая бунтует против отцовского запрета на музыку в морском королевстве. Злодейкой выступает Марина Дель Рэй, амбициозная гувернантка дочерей Тритона, которая мечтает подняться по карьерной лестнице и стать царской советницей.
Отчетливо ностальгический мультфильм позволяет заполнить многие пробелы в истории Ариэль. Из него можно в деталях узнать, куда делась ее мама, почему Тритон возненавидел человеческий мир и в кого у юной русалочки такая страсть к коллекционированию предметов с суши. Также именно в этом фильме происходит знакомство морской принцессы с ее лучшим другом Флаундером (сводит их, разумеется, опасное приключение). Картина всё равно сильно уступает первой части, но заметно превосходит вторую и по качеству анимации, и по остроте сюжета.
В маленьком приморском городке живет семья кракенов — морских существ, которые на суше успешно маскируются под обычных людей. 16-летняя девочка-кракен Руби Гильман ходит в школу, зависает с подружками и заглядывается на симпатичных мальчиков. Однажды ее жизнь меняется: случайно попав в воду, Руби превращается в гигантское чудовище с мощными щупальцами. Вскоре после этого раскрываются и другие тайны. Девочка узнает, что является наследницей морского королевства, в котором правит ее бабушка, воюющая со злейшими врагами кракенов — русалками.
Фильм DreamWorks Animation был не слишком хорошо принят критиками, потому что оказался очень похож на другой анимационный хит — «Я краснею» (там девочка-подросток при волнении превращалась в огромную красную панду). Обе картины рассказывают о девичьем пубертате, о принятии себя, о выборе собственного, отличного от родительского пути и о контроле над эмоциями. За оригинальность в «Руби Гельман» отвечает не главная героиня, а как раз ее антагонистка. Это редкий случай, когда русалка в мультфильме выведена не скромной красавицей, а чудовищем, которое скрывает коварную сущность под маской ангела. И, кстати, у злодейки длинные рыжие волосы — привет диснеевской Ариэль.
Молодой монах из монастыря, очень похожего на Соловецкий, во время ледохода вытаскивает из воды прекрасную девушку в прозрачных одеждах. Вскоре между ними устанавливается связь: живущая в волнах незнакомка постоянно заигрывает с юношей. Однажды свидетелем их встречи становится наставник героя, пожилой монах. Он узнает в русалке девушку, которую обманул в молодости, женившись на другой. С горя брошенная им возлюбленная утопилась, а теперь, кажется, жаждет мести.
Российский режиссер-мультипликатор Александр Петров, ученик великого Юрия Норштейна, работает в уникальной технике «ожившей живописи». Он рисует пальцами на стекле и лишь в исключительных случаях использует кисточки. Это невероятно кропотливая работа. Для создания одной минуты фильма Петрову нужно нарисовать больше тысячи картин, поэтому на производство его лент уходят долгие годы. «Русалка», один из его ранних шедевров, получила номинацию на «Оскар» и множество других престижных наград. Вокальные партии в фильме принадлежат исполнительнице русских народных песен и романсов Евгении Смольяниновой.
Советский мультфильм конца 1960-х ловко соединил пересказ Андерсена с экскурсией по недоступному для большинства зрителей Копенгагену. Картина начинается с проезда по городу и продолжается походом группы туристов к знаменитой статуе Русалочки в порту датской столицы. В остальном фильм максимально близок к оригинальной сказке. Все трагические моменты на месте. Главная героиня, получив ноги вместо хвоста, испытывает боль при каждом шаге, наблюдает за свадьбой своего возлюбленного и в финале гибнет, обратившись в морскую пену.
Высочайший уровень советской анимации тут виден в каждом кадре. Кроме того, лента была новаторской для своего времени: при ее создании использовалась техника фотоколлажа. Но не меньшего внимания заслуживает сценарий, созданный поэтом, драматургом и бардом Александром Галичем. Он написал для Русалочки песню, которую исполнила камерная певица Виктория Иванова, и вложил в ее уста пронзительные поэтические строки, выражающие всю глубину и силу женской влюбленности. Звучат они в диалоге героини с сестрами, которые пытаются выяснить, что видела Русалочка на суше: «А не встретила ль ты быстроногих коней, / Только сядь — и умчат далеко-далеко? / А не видела ль ты разноцветных огней? / Ничего я не видела, только его».
Маленькая рыбка Брунгильда, дочь могущественного колдуна и морской богини, уплывает из дома, чтобы понаблюдать за людьми, и случайно застревает в стеклянной банке. Спасает ее ровесник — пятилетний мальчик по имени Сосукэ, живущий вместе с мамой в доме на живописном морском утесе. Он дает рыбке новое имя — Поньо. На розыски дочери отправляется обезумевший от горя колдун, убежденный, что Брунгильду похитили. А рыбка тем временем влюбляется в мальчика и отныне мечтает только об одном — стать человеком.
В фильмографии японского волшебника Хаяо Миядзаки нет провальных или даже просто скучных картин. В каждой из работ режиссер создает убедительный и продуманный до мельчайших деталей сказочный мир, в котором отсутствуют абсолютные злодеи, а сюжетом движут доброта, любопытство и страсть, но никак не ненависть. Однако даже с учетом этих обстоятельств вдохновленная сказкой Андерсена «Рыбка Поньо» в творчестве Миядзаки занимает особое место. Это самый добрый фильм великого аниматора, в котором совсем крошечные малыши своей безусловной любовью побеждают и природные катастрофы, и саму смерть.
Японский сериал начала 1970-х — типичный представитель махо-сёдзё, жанра аниме и манги, в котором девочка или девушка, обладающая сверхспособностями, учится использовать свою силу для борьбы со злом. На сказку Андерсена тут отдаленно похож лишь первый эпизод. Мако, младшая дочь морского короля, видит на борту океанского лайнера красивого мальчика, влюбляется в него и от собственной бабушки-ведьмы узнает, как превратиться в обычную девочку — с условием, что она больше никогда не может снова стать русалкой.
Это, впрочем, лишь начало. Всего в сериале 48 серий, поэтому Мако ждет множество приключений, немыслимых для других анимационных русалочек. Она получает волшебный кулон, который, правда, работает только при определенных погодных условиях, находит нового отца в лице пожилого рыбака, становится жертвой похищения и идет учиться в обычную школу, где у нее тут же появляются новые друзья. Параллельно она продолжает встречаться с Акирой, тем самым мальчиком с круизного корабля, но никак не может сказать ему правду. С точки зрения внешности это тоже одна из самых необычных русалок: подобно другим героиням японских аниме, Мако разгуливает по суше в ультракороткой юбочке и высоких белых гольфах.
Три подружки Рикки, Эмма и Клео отправляются на таинственный остров Мако и находят там бассейн в кратере вулкана. Искупавшись в нем в полнолуние, девочки обретают сверхспособности: теперь при контакте с водой они превращаются в русалок. Каждой также достается индивидуальный дар: Рикки воду нагревает, Эмма — замораживает, а Клео может стихией управлять. Однако доверить свой секрет обывателям, включая членов семьи, героини не могут, что порождает множество то смешных, то опасных ситуаций.
Анимационный сериал Netflix, состоящий из двух сезонов, был снят по мотивам популярного австралийского телешоу «H2O: Просто добавь воды». Оно, в свою очередь, было создано по образу и подобию популярных в начале 2000-х молодежных сериалов вроде «Баффи — истребительницы вампиров» или «Зачарованных». Героини с разными характерами (любительница экстрима, творческая личность и тихоня-заучка) спасают мир и учатся ладить друг с другом. Анимационная версия слабее игрового оригинала, но при этом намного красочнее.
Мерлия Саммерс, юная звезда серфинга, прозванная «королевой волн», во время одного из соревнований выясняет, что может дышать под водой. Так раскрывается тайна ее рождения: Мерлия — дочь русалки Калиссы, правительницы морского царства. Говорящий дельфин Зума, с которым девушка сводит дружбу, рассказывает, что ее мать была свергнута своей жестокой сестрой Эрис и теперь нуждается в помощи. Вместе с дельфином Мерлия отправляется в путешествие по подводным просторам, чтобы освободить маму и понять, кем же ей все-таки быть — русалкой или человеком.
Далеко не все киноманы знают, что прогремевший прошлым летом фильм «Барби» — не первая попытка производителя кукол Mattel выйти на малые и большие экраны. Столкнувшись еще в начале 2000-х с падением продаж, компания начала сотрудничать с анимационными студиями. В результате появилась серия мультиков о Барби в разных образах. «Приключения Русалочки» в ней идут под номером 17. Шедевром анимации этот фильм не назовешь, сюжет тоже не самый увлекательный, но фанатам легендарной куклы наверняка понравится, особенно тем, кто играл с реальной Барби-Русалочкой: у Мерлии, как и у игрушки, под струей воды раскрашиваются пряди волос.