Опубликовано 31 июля 2024, 17:42
11 мин.

Cлезы капали от счастья: 10 лучших фильмов Георгия Данелии

Поделиться:
Cлезы капали от счастья: 10 лучших фильмов Георгия Данелии

© Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Георгий Данелия был ровесником режиссеров французской «новой волны», которая стала частью глобального обновления киноязыка 1960-х годов во многих странах мира, в том числе и у нас. Оно совпало с переменами и в общественной жизни во времена оттепели. А фильмы Данелии наравне с авторскими работами Хуциева и Шпаликова, Шукшина и Иоселиани, Полоки и Панфилова создали самобытный кинематограф, аналогов которому не отыскать. Предлагаем вам сосредоточиться на 10 фильмах Данелии, а также не забыть о золотой коллекции советского кино.

Лучшие фильмы Георгия Данелии — в нашем списке

Серёжа

Сережа
Рейтинг: 8.2IMDb: 7.8
Жанр: Драмы
1960, 75 мин
СССР, 12+
Режиссер: Георгий Данелия, Игорь ТаланкинГлавные роли: Борис Бархатов, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Юрий Козлов, Сергей Метелицын, Любовь Соколова

Первый фильм, как часто водилось в те времена, выпускники высших режиссерских курсов снимали на двоих, и Данелия с Игорем Таланкиным приспособили для экранизации повесть Веры Пановой. Таланкин написал сценарий, а Данелия собственноручно отрисовал раскадровку. Это история о маленьком Серёже (Боря Бархатов), мама которого, Марьяна (Ирина Скобцева), снова выходит замуж. Его отчим — человек серьезный и занятой, ведь он председатель колхоза Дмитрий Корнеевич (Сергей Бондарчук). Но внезапно отчим становится лучшим другом Серёжи, так что мальчик запросто зовет его по-товарищески Коростелёв.

Все труды дебютантов, корпевших над сценарием и раскадровкой, пошли насмарку, ведь маленький Боря Бархатов оказался жутким непоседой, который совершенно не хотел слушаться молодых режиссеров и быстро утомлялся. В итоге было решено снимать всё подряд, поскольку ребенок часто импровизировал, а когда забывал текст — выдавал настоящие перлы. Так, например, родилась знаменитая сцена с конфеткой и крылатая фраза «дядя Петя, ты дурак?», которой не было в сценарии. На роль Коростелёва авторы искали «кого-то похожего на Бондарчука», ведь были уверены, что народный артист даже не станет читать их сценарий, однако внезапно Бондарчук заинтересовался историей и сыграл одну из лучших ролей в своей карьере.

Топ лучших фильмов, снятых Данелией

Я шагаю по Москве

Рейтинг: 7.99IMDb: 8
Жанр: Советское
1964, 73 мин
СССР, 16+
Режиссер: Георгий ДанелияГлавные роли: Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Любовь Соколова, Ирина Титова

Однажды Геннадий Шпаликов принес Георгию Данелии бутылку шампанского и подарил первый эпизод их будущей картины: девушка идет под дождем, а за ней едет молодой мужчина на велосипеде и пытается прикрыть ее зонтом. За шампанским историю развили, и получилась заявка «Я шагаю по Москве». О том, как встречаются сибирский монтажник Володя Ермаков (Алексей Локтев), который проездом оказался в столице и хочет навестить известного писателя, и юный метростроевец Колька (играет Никита Михалков), который вызвался помочь гостю столицы найти дорогу. Вместе они проведут незабываемый день, гуляя по Москве и встречая знакомых Коли. Сценарий писали долго, мучительно отстаивали на худсоветах, пока сам замминистра по кино не взял с Данелии слово, что тот снимет кино «без фиги в кармане». Ведь уже два года цензоры никак не отставали от картины «Застава Ильича», сценарий которой сделал Шпаликова знаменитым. Фильм не выпускали, Хуциева заставляли переснимать и перемонтировать. Когда Данелия дал обещание министру, «Я шагаю по Москве» наконец-то запустили в производство.

Чтобы авторов не обвинили в бессюжетности и бесконфликтности, они решили ввести эпизод, издевающийся над всевозможными худсоветами. Так возник полотер (в его роли дебютировал как актер режиссер Владимир Басов), которого герои случайно принимают за известного писателя, выдвинувшего рассказ Ермакова к печати. Рабочий долго анализирует творчество Володи, доказывая, что тот графоман и лакировщик, а потом внезапно возвращается настоящий писатель. В Госкино всё же придрались: «непонятно, о чём фильм». И Данелия выкрутился, придумав указать в титрах новый жанр «лирическая комедия». Неожиданно этот ответ всех устроил, и третий полнометражный фильм молодого режиссера стал настоящим хитом: только в год выхода его посмотрели более 20 миллионов советских зрителей. А следом прошла и мировая премьера на фестивале в Каннах.

Комедия «Не горюй!»

Не горюй!

Рейтинг: 7.9IMDb: 7.8
Жанры: Драмы, Комедии
1968, 89 мин
СССР, 6+
Режиссер: Георгий ДанелияГлавные роли: Серго Закариадзе, Вахтанг Кикабидзе, Софико Чиаурели, Анастасия Вертинская, Лия Гудадзе, Верико Анджапаридзе

Георгию Данелии очень нравились французские плутовские романы, особенно «Мой дядя Бенжамен» (1843) Клода Тилье — история о похождениях плута, врача и пьяницы во времена Людовика XV. Это была любимая книга данелиевской мамы, и он решил снимать по ней. Только не Францию, тем более два века назад: как решил режиссер, Грузия тоже подойдет. И с книжкой под мышкой он полетел в Тбилиси, где познакомился с первым же сценаристом, который пришел утром к киностудии, когда туда привезли бочку свежесваренного пива. С тех пор Резо Габриадзе станет близким другом Данелии на всю жизнь. Тем летом они гуляли по Тбилиси и выслушивали бесконечные истории о старых добрых временах, а потом садились записывать всё, что напридумывали про дорогого дядю Бенжамена.

Времена стремительно менялись, ощущение надвигающейся осени после беззаботных летних 1960-х уже витало в воздухе, и новым друзьям всё больше хотелось оставаться в своем пропитанном солнцем старинном городе с черепичными крышами. В результате появилась картина «Не горюй» о приключениях городского повесы в исполнении Бубы Кикабидзе. Картине суждено было стать одной из жемчужин богатого на шедевры десятилетия в грузинском кино. И единственным снятым Данелией фильмом о его исторической родине, о прекрасной, но уже, увы, не существующей старой доброй Грузии.

«Тридцать три»

Тридцать три

Рейтинг: 7.12IMDb: 7.2
Жанр: Комедии
1965, 72 мин
СССР, 12+
Режиссер: Георгий ДанелияГлавные роли: Евгений Леонов, Нонна Мордюкова, Любовь Соколова, Инна Чурикова, Геннадий Ялович, Николай Парфёнов

Евгений Леонов, у которого была грандиозная театральная карьера, в кино считался выдающимся актером второго плана. Он нечасто играл главные роли, но персонаж Ивана Сергеевича Травкина, технолога на заводе безалкогольных напитков, у которого во рту вдруг обнаруживают аномальный 33-й зуб, стал настоящим бенефисом актера. После Леонов появлялся в каждой картине, поставленной Данелией, став своеобразным режиссерским талисманом. Травкин по сюжету комедии в одночасье оказывается настоящей знаменитостью, его везут в Москву на научный конгресс, где выбирают в качестве посланца к марсианам... Конечно же, всё происходит в травкинском сне.

Что, впрочем, не помешало разглядеть в сюжете клевету на советскую космонавтику. И спустя две недели после премьеры фильм сняли с проката. Хотя, несмотря на запрет, в последующие годы «Тридцать три» периодически показывали через киноклубы в других городах и на окраинах Москвы. А сам режиссер однажды даже присутствовал при просмотре затертой копии на территории кубинской военной базы, о чём вспоминал в одной из книг своей мемуарной трилогии.

«Афоня»

Афоня

Рейтинг: 8.1IMDb: 7.8
Жанр: Советское
1975, 91 мин
СССР, 12+
Режиссер: Георгий ДанелияГлавные роли: Леонид Куравлёв, Евгения Симонова, Евгений Леонов, Борислав Брондуков, Валентина Талызина, Владимир Басов

После «Не горюй!» и экранизации Марка Твена («Совсем пропащий») Георгию Данелии захотелось обратиться к современности. Вместе со сценаристом Александром Бородянским они переработают его сюжет об алкоголике, балагуре и бабнике «Борщов» в пронзительную трагикомедию о созависимых отношениях, на которые обрекает себя молодая героиня Катя (Евгения Симонова), влюбившаяся, на свою беду, в непутевого сантехника Афоню. В поисках актера на главную роль между Владимиром Высоцким и Даниэлем Ольбрыхским постановщик внезапно сделал выбор в пользу Леонида Куравлёва. Актер оказался настолько близок и понятен народу, что некоторые жены даже писали разгневанные письма режиссеру, дескать, что вы оправдываете паразитов, вы сами когда-нибудь спали рядом с пьяным сантехником?

Также ансамбль исполнителей дополняли актер-талисман Данелии Евгений Леонов, Борислав Бурундуков и Владимир Басов. А когда этот фильм показали на фестивале в Америке, режиссеру внезапно посоветовали не возвращаться обратно, поскольку он снял резко антисоветскую картину. Не успев как следует испугаться, Данелия всё же возвращается в Москву, и оказывается, что «Афоню» выпускают первой категорией с максимальным прокатом по стране. «Афоня» станет самым посещаемым фильмом года, а Данелию наконец-то нарекут «народным» режиссером.

«Мимино»

Мимино

Рейтинг: 8.33IMDb: 8.3
Жанр: Советское
1978, 91 мин
СССР, 12+
Режиссер: Георгий ДанелияГлавные роли: Вахтанг Кикабидзе, Фрунзик Мкртчян, Елена Проклова, Евгений Леонов, Руслан Микаберидзе, Закро Сахвадзе

После «Афони» Георгий Данелия собирался снимать фильм по сценарию Виктории Токаревой, но за месяц до начала подготовительного периода в разговоре с другом понял, что перегорел и нужно писать новый сценарий. Он вернулся к старому замыслу про вертолетчика, который сажает своего сокола с лопастями на цепь и запирает на большой амбарный замок. Сюжет подсказал Данелии Габриадзе, а сыграть главного героя должен был Буба Кикабидзе. В отчаянии Данелия решился и позвонил другу с просьбой о помощи. Габриадзе срочно вылетел в Москву, где уже вместе с Токаревой втроем они лихорадочно придумывали историю о Валико Мизандари по прозвищу Мимино, который живет в маленьком Телави и возит на своем маленьком вертолете крестьян и кино из деревни в деревню. Однажды он влюбляется в стюардессу и решает перейти в гражданскую авиацию, едет в Москву на переподготовку и попадает в самые разнообразные комедийные ситуации.

Актеров на второстепенные роли подбирали еще до того, как персонажи были написаны. Так в картине появились Леонид Куравлёв, Фрунзик Мкртчян, Елена Проклова, Арчил Гомиашвили. Для Евгения Леонова ключевая роль появилась отдельно, когда стало ясно, что необходим тот, кто спасет Валико, когда он окажется в самом отчаянном положении. «Мимино» будет суждено если не превзойти «Афоню» в народной славе, то уж точно стать самым известным фильмом о чувстве ностальгии по грузинской деревне. А это чувство заставляет забыть обо всех дальних странах, но не о небе.

Кадр из фильма «Осенний марафон»

Осенний марафон

Рейтинг: 8.04IMDb: 8
Жанр: Советское
1979, 88 мин
СССР, 12+
Режиссер: Георгий ДанелияГлавные роли: Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неёлова, Евгений Леонов, Норберт Кухинке, Галина Волчек

Сценарий Александра Володина долго путешествовал по творческому объединению, управляемому Данелией, пока наконец-то режиссера и драматурга не познакомил Анатолий Калягин, который очень хотел сыграть роль Бузыкина. Режиссер не видел этот материал своим, а Володин очень не любил вмешательства в его текст, что было обычным методом Данелии при работе над фильмом. Но в результате Володин оказался прекрасным соавтором. В результате совместной работы над сценарием стало ясно, что нужно искать нового актера вместо Калягина. После долгих подборов ассистентка буквально заставила Данелию познакомиться с Олегом Басилашвили. Оказалось, что в роли рохли и размазни ему нет равных. Бесхарактерный и безотказный Бузыкин мечется между женой Ниной (Наталья Гундарева) и любовницей Аллой (Марина Неёлова), не в силах отвоевать время для собственной переводческой работы и отказать назойливому датскому коллеге Хансену (Норберт Кухинке), пьянице-грибнику соседу Харитонову (Евгений Леонов) или коллеге Варваре «Дюймовочке» (Галина Волчек), за которую герой буквально переписывает ее бездарные опусы.

Когда Данелия снял фильм, равнодушных не было — режиссер получил целый мешок писем. От тех, кто благодарил за возможность увидеть свои проблемы со стороны, и от тех, кто резко ругал Данелию за персонажа, так и не сделавшего выбор. Вскоре универсальную понятность этого конфликта подтвердят жюри международных кинофестивалей в Сан-Себастьяне, Берлине и Венеции, а Леонов еще и получит две международных премии за лучшую роль второго плана. После международного успеха фильму Данелии присудили Государственную премию имени братьев Васильевых.

Кадр из фильма «Слезы капали», режиссер Георгий Данелия

Слезы капали

Рейтинг: 8.1IMDb: 7.8
Жанры: Фэнтези, Драмы
1982, 84 мин
СССР, 0+
Режиссер: Георгий ДанелияГлавные роли: Евгений Леонов, Ия Саввина, Нина Гребешкова, Ольга Машная, Александра Яковлева, Борис Андреев

Над этой пронзительной сказкой, берущей свою завязку у Андерсена, Данелия работал вместе с Александром Володиным и писателем-фантастом Киром Булычёвым. По сюжету тролли создали злое кривое зеркало и забрались с ним на небо, чтобы показать его солнцу, а потом не удержали, и зеркало упало, разбившись на тысячи осколков. Один осколок попадает в глаз Павлу Ивановичу Васину (Евгений Леонов) из маленького городка Зареченска. Так добрый прежде человек внезапно становится невыносимым тираном, выгоняет из дома родного сына, ссорится с женой, вдрызг ругается с сослуживцами, а потом и вовсе решает повеситься.

Наверное, это был самый личный фильм Данелии. Незадолго до съемок фильма режиссер попал в реанимацию с осложнением от перитонита, что в результате кончилось клинической смертью. Однако автору удалось быстро восстановиться: отсюда весь экзистенциальный заряд картины, в результате которого сказка превращается в притчу. Согласно ей, спасти пораженного злобой человека могут лишь слезы покаяния. Во время работы над картиной Данелия написал песню на стихи покойного друга Геннадия Шпаликова, а потом приглашенный вокалист очень долго не мог спеть ее с нужной интонацией, так что пришлось петь самому режиссеру. И это настолько понравилось композитору Гии Канчели, что он уговорил Данелию оставить такую версию в фильме.

Фильм Георгия Данелии «Кин-дза-дза»

Кин-дза-дза!

Кин-дза-дза
Рейтинг: 8.1IMDb: 7.9
Жанры: Фантастика, Драмы, Комедии
1986, 127 мин
СССР, 0+
Режиссер: Георгий ДанелияГлавные роли: Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе, Ольга Машная, Ирина Шмелева

Однажды студент из Батуми Гедеван (Леван Габриадзе) попросил случайного прохожего, строителя Машкова (Станислав Любшин), переговорить с босым сумасшедшим на углу, который утверждает, что прилетел с другой планеты, и спрашивает номер их галактики. Ну а Машков не дурак и не поверил инопланетянину, запросто ткнув пальцем в его перемещатель. Так прораб и грузин тут же оказались на планете Плюк в галактике Кин-дза-дза, где все леса, озера и моря давно извели на луц (топливо), и теперь там остался лишь голый песок. А весь словарный запас для простоты сократили до одного слова «Ку» и ввели цветовую дифференциацию штанов, чтобы все знали, сколько раз нужно приседать и бить себя по щекам: желтые штаны имел право носить тот, у кого было мало КЦ (супертоплива), а малиновые — у кого было много КЦ. На Земле КЦ — всего лишь спички, так что, едва Машков пытается закурить, около героев появляется компания из местных: чатланина Уэфа (Евгений Леонов) и пацака Би (Юрий Яковлев).

Давно мечтавший снять научную фантастику Данелия вновь пригласил друга Габриадзе для работы над сценарием. Работа длилась так долго, производственные проблемы так настойчиво преследовали съемочную группу, что оператор Павел Лебешев говаривал: съемкам мешают инопланетяне, которые поняли, что их рассекретили. То пепелац уедет вместо пустыни Каракум во Владивосток, то декорация загорится, а то Норберта Кухинке вдруг в последний момент запретят снимать — и придется руководителя планеты Альфа изображать, «хватаясь за сердце от стыда», самому Данелии. В результате получился еще один, последний, культовый фильм режиссера, который по-своему прощается с советским проектом в предчувствии апокалипсиса постперестройки.

Кадр из фильма «Настя», режиссер Георгий Данелия

Настя

Рейтинг: 7.5IMDb: 6.9
Жанры: Мелодрамы, Комедии, Фэнтези
1993, 89 мин
Россия, 18+
Режиссер: Георгий ДанелияГлавные роли: Полина Кутепова, Ирина Маркова, Валерий Николаев, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Галина Петрова

Анастасия Плотникова (Полина Кутепова) — тихая и неприметная одинокая девушка, а на дворе пик экономического кризиса: электричество дают через день, по улицам ездят БТР, всем станциям метро почему-то дали новые странные названия вроде «Батьки Махно» или «Ивана Грозного». Однажды ночью Настя помогает эксцентричной старушке на велосипеде (Нина Тер-Осепян), которая оказывается доброй волшебницей. Наутро девушка просыпается буквально другим человеком (играет актриса Ирина Маркова) — писаной красавицей, которой мужчины буквально не дают прохода. Вот только сама Настя не стала от этого счастливее, а потому решила, что хочет вернуть всё назад.

В небольшой роли здесь у Данелии снялся гениальный мастер эпизода Савелий Крамаров, уже десять лет живший тогда в Америке. Актер опасался возвращаться и, когда наконец-то приехал в Москву, очень испугался произошедших перемен. На съемочной площадке Крамарову устроили долгую овацию, хотя он был совершенно убежден, что его все давно позабыли. В «Насте» его персонажа зовут Косой, как и в «Джентльменах удачи» (сценарий Данелия писал вместе с Викторией Токаревой, а режиссером фильма стал его друг Александр Серый). Когда Крамаров эмигрировал, актера вырезали из всех фильмов и оставили только в «Джентльменах удачи» и «Мимино» — Данелия вовремя объяснил цензорам, что Крамаров играет в этих фильмах исключительно отрицательных персонажей и вырезать его будет большой ошибкой.

Новое в подписке

Лучшее в подписке