Что творят мамы-мафиози с беременным чиновником: Лучшие фильмы и сериалы Сарика Андреасяна
Заметным фильмом года стала драма «На солнце, вдоль рядов кукурузы» одного из самых обсуждаемых и критикуемых режиссеров в стране — Сарика Андреасяна. Картина с Егором Бероевым в главной роли основана на реальных событиях — успешной аварийной посадке пассажирского самолета под Жуковским 15 августа 2019 года. Вспоминаем 10 лучших проектов режиссера, от просмотра которых можно получить удовольствие или хотя бы отключиться от забот.
Первый серьезный опыт комедийного режиссера в драматическом жанре. Тема — максимально личная. Здесь Сарик Андреасян шел на невероятный риск, потому что такие фильмы нужно или снимать хорошо, или не браться за них вовсе, забыв о творческих амбициях. Картина посвящена ужасной трагедии, которая произошла в Армении в 1988 году: тогда из-за сильного землетрясения были разрушены несколько городов и погибли более 25 тысяч человек, а более полумиллиона армян остались без домов. О драме всего армянского народа Сарик решает рассказать через частную историю — конфликт двух героев, архитектора Константина и юноши Роберта, которых связывают трагическое прошлое, боль и ненависть. Эти двое вынуждены объединиться ради спасения других людей. Не все герои доживут до финала, но трагедия в Ленинакане научит каждого по-иному относиться к жизни.
Фильму удается показать масштаб народной боли, а также вызывать слезы и чувство эмпатии на протяжении всей ленты. Важно отметить, что сценарий создавался по мотивам воспоминаний очевидцев и документальной хронике, а в массовке снимались жители Гюмри, которые пережили Спитакское землетрясение. Декорация разрушенного города была построена с максимальной точностью на площади более 10 тысяч квадратных километров.
Андреасян и голливудские актеры класса А на одной площадке? Почему бы и да. Сарику и его продюсерской компании Enjoy Movies удалось привлечь к сотрудничеству Эдриана Броуди и Хейдена Кристенсена на главные роли — они сыграли двух братьев, переживающих сложные отношения. Фильм «Ограбление по-американски» является вольным ремейком фильма 1959 года «Большое ограбление банка в Сент-Луисе». Картина вышла в прокат в 50 странах по всему миру, но при бюджете в 10 млн долларов смогла заработать лишь 2,2 млн. Для Сарика на тот момент это был слишком масштабный проект, а рядом не оказалось людей, которые могли бы дать дельные советы. Из «Ограбления по-американски» не получилось откровения, но в своей весовой категории спустя годы фильм смотрится совсем неплохо. Братские отношения, стрельба, погони — всё, что мы ждем от экшена в стиле «Форсажа».
Джеймс (Кристенсен) провел за решеткой полтора года из-за своего старшего брата Фрэнки (Броуди), который до этого отсидел все десять. Все попытки младшего начать новую жизнь не складываются — из-за тюремного прошлого. Он не может рассчитывать на хорошую работу и получает отказы в кредитах. Узнав об этом, Фрэнки предлагает Джеймсу «провести небольшое дельце» — ограбить банк в Новом Орлеане, сбежать из города и начать жизнь с чистого листа. Но в итоге их «дельце» станет одним из самых кровавых налетов в истории США.
Классический Андреасян в вакууме — это как раз про фильм «Что творят мужчины!». Тот самый случай, когда «настолько плохо, что даже хорошо». Здесь режиссер пытался зайти на территорию «Американского пирога» и схожих с ним комедий, разбавив это в меру своих способностей концепцией фильмов «Квартета И». Здесь тоже есть четыре главных мужских персонажа (Таир Мамедов, Гавриил Гордеев, Роман Юнусов, Константин Крюков), которые должны соблазнить как можно больше девушек, женщин и даже бабушек на курорте, чтобы заработать полмиллиона долларов от эксцентричного богача в исполнении Дмитрия Нагиева.
Как нетрудно догадаться, женщинам в картине отводится совершенно атрибутивная роль, а действие полно гендерных стереотипов, сексизма и мизогинии. Из 2023 года на картину смотреть неловко, но вместе с тем это guilty pleasure — гэги, которые выдают главные герои, так эксцентричны и нелепы, что за абсурдностью ситуаций в какой-то момент становится интересно наблюдать. Также хочется узнать, а чем же эта феерия пошлости может закончиться.
У фильма, кстати, существует еще и сиквел, но о нем общественное сознание предпочло благополучно забыть. А сама картина «Что творят мужчины!», в свою очередь, является спин-оффом ленты «Мужчина с гарантией», в которой Дмитрий Нагиев уже появлялся в образе эксцентричного миллионера, страдающего лишним весом.
Фильм-альманах в духе «Елок» Тимура Бекмамбетова, к участию в котором привлекли восемь отечественных режиссеров. У каждого из них по 10-15 минут экранного времени и полная творческая свобода в выборе жанра. По задумке, 8 марта происходит телефонный сбой, и всем мужчинам — молодым и старым — нужно бросить всё и поздравить маму лично.
Андреасян снял новеллу «Отец и сын» — про отца-одиночку (Егор Бероев), который хотел бы найти себе новую жену и мать для ребенка (Майкл Стрюков), но у него вечно нет на это времени. Тогда находчивый парнишка сам берется за дело и от лица папы начинает знакомиться с потенциальными мачехами. Наиболее удачной и трогательной в альманахе можно назвать новеллу «Моей любимой», которую снял Дмитрий Дюжев с Сергеем Безруковым, — про сына-бизнесмена, который покидает шумную Москву и отправляется в глухую уральскую деревню на могилу к матери с букетом тюльпанов.
Во всех новеллах на главных ролях только звезды российского кино: Марина Голуб, Лия Ахеджакова, Анастасия Заворотнюк, Игорь Верник, Михаил Пореченков и Гоша Куценко. А для саундтреков к каждой новелле были выбраны песни, в которых поется про маму. При бюджете в 2 млн долларов лента собрала в прокате почти 8 миллионов долларов и получила два продолжения — «С новым годом, мама!» и «Мамы 3».
Пять лет спустя после «Ограбления по-американски» Сарику вновь захотелось ступить на американскую почву, и на этот раз получилось удачнее. Во-первых, бюджет уменьшился почти в 10 раз до 1,1 млн долларов. Во-вторых, к работе были привлечены русскоязычные актеры, которые и гонорары меньше просят, да и найти с ними общий язык на съемочной площадке оказалось легче. В-третьих, фильм строится по типу альманаха, который успешно показал себя в «Мамах».
Виктор Сергеевич (Юрий Стоянов) едет в США в гости и с ужасом обнаруживает, что его внук хоть и говорит по-русски, но не понимает простых вещей, знакомых ему. Хитрый Армен (Грант Тохатян) пытается получить гражданство, постепенно постигая все прелести фиктивного брака в Америке. Юля (Елизавета Моряк) не может найти привычную для себя кухню в Штатах, а Игорь (Владимир Яглыч) всячески хочет откреститься от своего прошлого и становится Джейсоном.
Через своих персонажей Андреасян хочет ответить на извечный вопрос — можно ли уехать из России и попрощаться с русской душой? Съемки фильма стартовали весной 2019 года в Лос-Анджелесе, а продолжились летом в Москве. Среди главных героев снова появился актер-талисман Сарика — Дмитрий Нагиев. Рабочим названием ленты изначально было «Родина», но буквально за два месяца до премьеры его изменили на «Гудбай, Америка».
Еще одна картина в фильмографии Андреасяна, основанная на реальных событиях. Главный герой — Виталий Калоев (Дмитрий Нагиев), инженер-строитель, который потерял жену и двоих детей во время катастрофы над Боденским озером в Германии, — тогда из-за ошибки авиадиспетчера столкнулись два самолета, Ту-154 и Boeing-747. Пассажиры обоих погибли. Чтобы достоверно воссоздать события, показанные в фильме, режиссер лично встречался с Виталием Калоевым. В картине показаны шесть лет из жизни главного героя, что потребовало шести разных решений по гриму для Нагиева: так сильно менялся персонаж за это время. Примечательно, что за год до «Непрощенного» в США вышел фильм «Последствия», в котором рассказана та же история. В главной роли — Арнольд Шварценеггер.
Диспетчерская компания долгое время отказывалась признать вину и предпочитала просто откупиться от родственников жертв, но Виталию деньги были не нужны. Он несколько лет пытается добиться справедливости, не находит ее и отправляется в гости к тому самому мужчине, Петеру Нильсену, который в роковой день отдал неправильные команды экипажам самолетов. С собой у Виталия нож — и он не остановится ни перед чем.
Сравнительно хорошая комедия Андреасяна, которая хочет казаться максимально непохожей на американского собрата — фильм «Джуниор» с «беременным» Арнольдом Шварценеггером в главной роли. У нас же на его место заступает Дмитрий Дюжев (Космос из «Бригады»), который так сильно хотел ребенка, что падающая звезда помогла его желанию сбыться. И теперь под сердцем дитя носит он, а не его жена Диана (певица Анна Седокова). Естественно, беременный мужчина моментально становится звездой телеэкрана, за его состоянием следит вся страна, а он при помощи друга (Михаил Галустян) и супруги, которая страшно обижена, что сама не в положении, проходит это непростое испытание, то и дело попадая в разные нелепые ситуации. Оказывается, что ребенок может не только укрепить брак, но и довести до развода.
И хотя критики в массе своей негативно отзывались о картине — отмечали ее вторичность и невнятную игру Седоковой, комедийный дуэт Дюжева и Галустяна многим понравился. Интересный факт: идея фильма «Тот еще Карлосон!» появилась у Андреасяна и Галустяна на съемочной площадке этого фильма. Но это уже совсем другая история.
Сериал, основанный на реальных событиях, сюжет которого и так по названию понятен всем. На главную роль Андреасян вновь привлек своего любимчика Нагиева, которого ранее уже снимал в драматической роли. В «Чикатило» у его персонажа нет никакой дуальности, в отличие от Виталия Калоева, и никакие грустные истории из прошлого и детско-семейные травмы не способны оправдать жажду крови маньяка.
Андрей Чикатило орудовал в Ростовской области на закате СССР. И главный вопрос в его истории: почему ему так долго удавалось оставаться безнаказанным, продолжать убивать и более 10 лет вести двойную жизнь? Сарик не пытается создавать интригу на пустом месте, имя и образ маньяка Чикатило мы видим с первых кадров, зато в сериале хватает саспенса и неожиданностей, потому что крайне интересно увидеть, как же все-таки удалось поймать убийцу.
Сериал состоит из двух сезонов, в каждом из которых по восемь серий. По своему формату он напоминает ретро-триллер, отсылающий зрителей к первому сезону «Настоящего детектива», «Зодиаку» Дэвида Финчера или «Воспоминаниям об убийстве» Пон Джун-хо.
У Фёдора Зыкова (Максим Лагашкин), чиновника небольшого провинциального городка, не жизнь, а сказка — ему осталось только передать в качестве взятки местным бандитам участок земли под застройку (и всё равно, что там живут люди, признать жилье аварийным — дело нехитрое), и место мэра, считай, у него в кармане. Однако стоило Фёдору отказать пенсионерке в помощи, он тут же получил самое настоящее проклятие: больше никаких денег от братков мимо кассы он получить не может, купюры просто сгорают в руках. И вымолить прощение у бабули уже не получится — оказывается, вскоре после проклятия она отправилась на тот свет.
Андреасян использует практически гоголевский сюжет для того, чтобы порассуждать о власти и коррупции, заботе о своей семье и чужих людях, о любви к родине и деньгам. К работе над фильмом он привлек актрис Ольгу Волкову и Елизавету Арзамасову, которые много лет играли бабушку и внучку в сериале «Папины дочки». Съемки проходили в Москве и Подмосковье, а главной съемочной локацией стала префектура Зеленограда.
Кто не знает знаменитую игру в мафию, где мирные жители ищут преступников и применяют для этого самые разные психологические приемы. Но не все в курсе, что игра была придумана в 1986 году студентом МГУ Дмитрием Давыдовым. Именно у него Сарик официально выкупил права и приступил к съемкам. Чтобы максимально сохранить интригу игры в мафию, в ходе производства картины было отснято несколько версий финала, так что даже сами актеры вплоть до премьеры не знали, кто же из них в итоге мафия, а кто — мирный житель.
Отдаленное российское будущее, где по телевидению крутят наш ответ «Голодным играм» — «Мафию». 11 игроков находятся в одном помещении и решают, кому жить, а кому умереть. И всё это происходит по-настоящему, в прямом эфире! Среди героев есть и циничный миллиардер, и алкоголичка, и больной раком, и несправедливо осужденный, и другие колоритные персонажи — но не все они пришли сражаться сюда за главный приз в 1 млрд рублей. Мотивы и способы «вычисления» мафиози вас удивят.