Cherchez la femme: 10 лучших фильмов про женственность
Истинная женщина — какая она? Чувственная, заботливая, верная? Сильная, принципиальная, смешная? Ответов может быть множество, но в конечном итоге каждая женщина решает сама, какой ей быть. Представляем любовно отобранные фильмы с главными героинями, способными вдохновлять.
В небольшом французском городке появляется новая жительница, которой одним только ярким внешним видом удалось навести переполох. Очаровательную женщину зовут Виенн, она приехала вместе в маленькой дочкой и намерена открыть магазин шоколадных конфет. Невиданное нахальство накануне поста! Однако вскоре местные жители понимают, что Виенн — настоящая волшебница, способная растопить сердце непримиримых врагов, разжечь страсть стареющего супруга и наладить добрососедские отношения. Возможно, всё дело в секретном рецепте шоколада, а может быть, героиня просто умеет внимательно слушать и предугадывать желания людей.
Фильм «Шоколад», в основе которого лежит одноименный роман Джоанн Харрис, был выдвинут на премию «Оскар» сразу в пяти номинациях, и это неудивительно: добрая история растопила сердца не только жителей Ланскне-су-Танн, но и профессиональных критиков. У фильма столько достоинств, что их перечисление не имеет смысла и утомит читателя. Пожалуй, главное вот в чем: несмотря не внешнюю простоту, темы, поднимаемые по ходу повествования, актуальны и злободневны во все времена — от укоренившегося в сознании запрета на радость до опасности ослепляющих стереотипов.
В 1937 году, когда она попала в автокатастрофу и получила удар молнии, молодой вдове Адалин Боуман было всего 29. Чудом оставшись в живых, героиня перестала стареть. До 40 лет она не придавала этому значения, но пристальное внимание правоохранительных органов заставило ее пуститься в бега и сменить документы. Теперь Адалин вынуждена проворачивать этот трюк каждые десять лет — никаких долгосрочных отношений, постоянного дома и любых привязанностей. В тайну женщины посвящены только двое: незрячая подруга и дочь, которая вскоре будет выглядеть старше матери. Только внезапная любовь заставит Адалин впервые задуматься о том, чтобы остановить свой бег.
Казалось бы, кого можно удивить фильмом с бессмертным главным героем? Тема неоднократно поднималась в кинематографе и уже набила оскомину искушенному зрителю. Складывается впечатление, что режиссер Ли Толанд Кригер намеренно принимает вызов, чтобы показать, как работают вкупе тщательно подобранный актерский состав (в том числе второго плана), талантливые костюмеры, декораторы, гримеры и композиторы. При подобном раскладе вторичный сюжет перестает выглядеть таковым и филигранно держит внимание зрителей до финальных титров, открывая новые истины или аккуратно напоминая о вечных.
В консервативном женском колледже появляется новая преподавательница истории искусств Кэтрин Уотсон. Действие фильма разворачивается в 1953 году — время, когда в США идет активная борьба женщин за свои права. Кэтрин горит амбициозным желанием изменить мировоззрение своих учениц, заставить поверить в свою значимость и научиться слышать истинные желания. Первая встреча преподавательницы и студенток проходит весьма напряженно, но со временем в аудитории начинаются настоящие дискуссии, в которых всё громче и увереннее звучат женские голоса.
Фильм Майка Ньюэлла, вышедший в 2003 году, если и произвел фурор среди критиков, то только лишь со знаком минус: картину назвали скучной, а тему — избитой. Однако вот незадача: в год выпуска фильм оказался настолько финансово успешным, что уступил лишь завершению трилогии «Властелин колец». В чем же секрет? Неужели у широкого зрителя настолько низкая планка? Или, возможно, всё дело в том, что большинство критиков — мужчины? При более пристальном рассмотрении можно увидеть, что актуальная и в наше время тема феминизма — это лишь обрамление гендерно нейтральных вопросов, которыми хоть раз в жизни задается каждый человек. Кто я и чего хочу на самом деле?
Саксофонист Джо и контрабасист Джерри переживают не лучшие времена: оба в долгах как в шелках, из общей квартиры их вот-вот выселят за неуплату, а вишенкой на торте становится убийство осведомителя Чарли прямо на глазах у горе-музыкантов. Глава местной мафии Коломбо всегда отправляет свидетелей на тот свет, однако Джо и Джерри удалось скрыться. Их жизнь висит на волоске, и тогда герои решаются воплотить дерзкий план: они присоединяются к женскому оркестру и едут на гастроли во Флориду. Мужчины переодеваются в женщин, надевают платья, каблуки и моментально вливаются в озорной коллектив, где их вниманием сразу же завладевает очаровательная певица Душечка.
Эксцентричная комедия 1959 года давно стала классикой — вряд ли найдутся зрители старшего возраста, которые ее не видели. Фильм уже много лет не теряет своей популярности, а многие его фразы ушли в народ — реплика «У каждого свои недостатки» и вовсе уверенно входит в топ-100 лучших киноцитат. Картина лихо погружает зрителя во времена сухого закона: подпольные распивочные, расцвет гангстерских группировок, коррупция и громкая музыка. Несмотря на криминальный подтекст истории, комедийный жанр всё же побеждает — почти как ослепительная Мэрилин Монро, играющая «второстепенную роль».
Рене Беннетт всю свою жизнь борется с комплексами: ей кажется, что отсутствие отношений и рабочие неудачи — прямое следствие лишнего веса. После просмотра фильма «Большой» героиня загадывает желание у фонтана в надежде, что это поможет ей стать красивой. Но чудес не бывает. Вместо этого привычные неудачи: девушка падает с велотренажера и теряет сознание. Очнувшись, Рене понимает, что она удивительно красивая. Ее настроение и уверенность на высоте! Героиня начинает новую жизнь, в которой не существует закрытых дверей, и даже не подозревает, что ее внешность осталась прежней.
Если после просмотра рафинированных страничек в соцсетях вам хочется спросить «Доколе?», то этот фильм для вас. Стандарты красоты, кто бы что ни говорил про эпоху бодипозитива, нежным ядом отравляют сознание и заставляют тратить жизнь (а она у нас, между прочим, одна!) на вечную гонку за идеалом. Режиссерский тандем Эбби Кон и Марка Силверштейна призывает общество прекратить отдавать пальму первенства внешности человека. Несмотря на комедийный жанр, проблема всё равно звучит остро и не оставляет равнодушным. При этом создателям удалось не удариться в крайность — здесь речь идет, скорее, о любви к себе.
Главный редактор авторитетного глянцевого журнала Миранда Пристли — деспотичная и самоуверенная женщина. После увольнения очередной ассистентки она нанимает на должность молодую и неопытную журналистку Андреа. Вскоре девушка понимает, что за глянцевой обложкой скрывается настоящий ад, который не перекрывают ни модные наряды, ни командировки в Париж. Работать под началом невыносимой начальницы становится всё сложнее, а ненормированный рабочий день давно является нормой. Тем не менее Андреа решает стойко вынести все сложности, ведь она не из тех, кто привык сдаваться.
Уже с первых кадров становится понятно: перед нами классическая история про Золушку. Собственно, так и есть, а где же тогда интрига? Не спешите с выводами, ведь мир глянца уже давно стал синонимом скандалов и драм. Помимо этого, истинное удовольствие доставит игра Мэрил Стрип: стервозная героиня неведомым образом вызывает симпатию, потому что, пусть и изредка, но всё равно показывает, что ее душа еще не совсем очерствела. Создателям в принципе удались объемные персонажи, которые не вписываются в категории положительных и отрицательных. Тем интереснее наблюдать за портретом нравов глянцевого мира.
Анатолий Ефремович Новосельцев трудится в московском «статистическом учреждении». Работу он свою любит, однако звезд с неба не хватает. Всё меняется, когда в коллективе появляется бывший однокашник Новосельцева — Юрий Самохвалов. Он советует приятелю приударить за директрисой, чтобы получить должность начальника отдела. Новосельцев же боится руководительницу как огня: подчиненные суровую Людмилу Прокофьевну иначе как мымрой не называют. Тем не менее герой всё же решается проявить знаки внимания, но настолько неумело, что настраивает Людмилу Прокофьевну против себя.
«Служебный роман» Эльдара Рязанова стал лидером проката 1978 года. Это одно из самых громких киновысказываний эпохи на тему межличностных взаимоотношений не только на работе, но и в жизни. Фильм смотрится легко, при этом играет на разных зрительских чувствах — от сострадания и щемящей ностальгии до трогательных улыбок и безудержного смеха. Актерский состав подобран безукоризненно: дуэт Мягкова и Фрейндлих держит в напряжении, а Немоляева и Басилашвили двигают параллельный сюжет на тему «облико морале». Ко всему прочему, картина дополнена прекрасными стихами и песнями, которые вполне жизнеспособны и вне сюжета, — талантливый фильм талантлив во всём.
Бриджит Джонс 32 года, и у нее есть всё, чтобы считать себя неудачницей, — комплексы из-за лишнего веса, ворох вредных привычек и неумение выбирать достойных мужчин. На рождественской вечеринке героиня встречает нелюдимого адвоката Марка Дарси. Разговор у пары не заладился, поэтому вряд ли они еще пересекутся. Вернувшись домой, девушка полна решимости начать новую жизнь и заводит дневник, в котором фиксирует сокровенные желания. Вскоре у Бриджит начинается роман с начальником Дэниэлом Кливером — красавчиком и ловеласом. Однако из-за измены Дэниэла отношениям быстро пришел конец. Бриджит находит новую работу, где ей неожиданно помогает Марк.
Чуть более 20 лет назад зрители впервые увидели на экране неказистую и смешную героиню с запоминающимся именем Бриджит Джонс, которое впоследствии стало нарицательным. Можно с уверенностью утверждать, что фильм ушел в народ, а вместе с ним высокие трусы, смешные кофты и уютные пижамы. Женщины всего мира получили поддержку: необязательно быть роковой красоткой, чтобы найти бойфренда. Рене Зеллвегер стала голосом, который услышали миллионы, за что и была номинирована на «Оскар» в 2002 году. Комедию по достоинству оценят те, кто отчаялся и полон решимости измениться.
Писательница Элизабет Гилберт считала, что счастлива в браке, пока однажды ночью не поняла, что всё время живет не своей жизнью. Кто она и чего хочет? На эти вопросы у нее нет ответа. Приняв решение о разводе, Элизабет отправляется в Италию, где в течение четырех месяцев планирует жить в уютной квартире и познавать культуру страны через знакомство с традициями и местной едой. После этого она отправится в Индию и на Бали. С помощью духовной практики и встреч с новыми людьми героиня учится прислушиваться к себе и своим желаниям.
У фильма мощная литературная основа — автобиографический бестселлер Элизабет Гилберт. Жизнеутверждающая история женщины о поиске себя вдохновила многих людей задать себе неудобные вопросы и начать долгожданный путь изменений. Сильная духом героиня не побоялась бросить всё, чтобы обрести намного больше, чем у нее было. Захватывающие пейзажи великолепно обрамляют картину и становятся настоящим проводником в новый мир. Актерский состав тоже на высоте — сплошные обладатели «Оскара» или по крайней мере номинанты.
Эксцентричная и очаровательная Холли мечтает о роскошной жизни. Для этого ей нужно выйти замуж за какого-нибудь миллионера, которых в Нью-Йорке предостаточно, если ходить в правильные места. Напарником Холли для посещений светских раутов становится сосед Пол. Сам он живет за счет состоятельной любовницы, поэтому не осуждает стремления красотки охмурить богача. Поведение Холли будоражит Пола и часто вызывает недоумение, однако со временем он понимает, что за ангельской внешностью женщины прячется другой человек, — зачем-то же она наносит периодические визиты в тюрьму.
Ромком Блейка Эдвардса — бессмертная классика о жизни высшего света Нью-Йорка в начале 1960-х годов. Стильный фильм стал обладателем «Оскара» сразу в двух музыкальных номинациях и вскружил голову зрителям и стилистам всего мира. Утонченный, элегантный, волнующий, смешной — это всё о нем. Очаровательная Одри Хепберн стала настоящим символом женственности на десятилетия вперед. К слову, изначально планировалось, что роль Холли исполнит Мэрилин Монро. Можно долго рассуждать, какой бы получилась картина при таком раскладе, но это ни к чему — классика, как и история, сослагательного наклонения не признает.