Брусья, тальк и сила духа: 10 фильмов о гимнастике
Гимнастика — один из самых эффектных и впечатляющих видов спорта, за которым интересно наблюдать, даже если вы не разбираетесь в сложных элементах и не следите за его лидерами. Собрали разные фильмы, которые помогут проникнуться гимнастическим духом: от вымышленных историй о преодолении себя до байопиков и документальных картин о замалчиваемых проблемах. Также предлагаем вам посмотреть лучшие фильмы о танцах.
Хоуп Энн Грэгори (Мелисса Рауш) — позабытая легенда гимнастики. С детства героиня упорно занималась и делала буквально всё, чтобы стать лучшей. Однако потолок ее карьеры — бронзовая медаль на Олимпийских играх 2004 года и серьезная травма, полученная в ходе судьбоносного выступления. Из спорта девушке пришлось уйти, 10 лет спустя она живет в том же захолустном городишке, где родилась и выросла, и ругается чуть ли не с каждым встречным. Хоуп получает шанс стать тренером восходящей звезды из ее же города — но готова ли экс-гимнастка к тому, что кто-то может ее затмить?
Спортивная комедия Брайана Бакли («Пираты Сомали») впервые была показана на фестивале «Сандэнс» в 2015 году. На тот момент Рауш, также написавшая к «Бронзе» сценарий, была на пике популярности благодаря роли Бернадетт в сериале «Теория большого взрыва». В ленте с ней сыграли Себастиан Стэн («Пэм и Томми»), Хейли Лу Ричардсон («Белый лотос»), Гэри Коул («Неугасающий») и даже настоящая олимпийская чемпионка Ольга Корбут. Незамысловатая история о некогда талантливой спортсменке, которой больше нечем гордиться, стала универсальным фильмом о том, как важно найти свое место и не бояться конкуренции — не только на соревнованиях, но и просто в жизни.
Дэну Миллмэну (Скотт Мехловиц из «Евротура») может позавидовать каждый: студент колледжа, он пользуется вниманием девушек, не жалуется на отсутствие друзей, получает хорошие оценки и подает надежды в гимнастике — до выступления на Олимпиаде рукой подать. Получив серьезную травму, Дэн рискует в миг потерять всё, однако ему встречается таинственный незнакомец Сократ (Ник Нолти). Мужчина предлагает парню взглянуть на мир другими глазами, и Дэн наконец понимает, как снова обрести счастливую жизнь и вернуться в спорт.
История гимнаста Дэна основана на автобиографической книге «Путь мирного воина». И хотя спорт играет в картине немаловажную роль, это фильм прежде всего про силу человеческого духа и волю к новым целям. Заносчивый молодой спортсмен достигает такого уровня самовлюбленности, что считает себя неприкасаемым и непобедимым, и только дисциплина и менторство действительно мудрого человека могут вернуть его в правильное русло. Впрочем, смотреть «Мирного воина» стоит не только ради самомотивации — Мехловицу также удалось сполна показать зрелищность и красоту мужской спортивной гимнастики.
Спортивная драма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» концентрируется на судьбах трех легендарных российских спортсменов: гимнастки Светланы Хоркиной, пловца Александра Попова и борца Александра Карелина. Новелла о Хоркиной с Кристиной Асмус в главной роли рассказывает ее историю с момента переезда из Белгорода в Москву: от жестких нагрузок и первых успехов до победы в Сиднее в 2000-м.
Если в оригинальных «Чемпионах» разные режиссеры рассказывали пять историй великих российских спортсменов, то в продолжении постановщиком выступил один-единственный Артём Аксёненко, что придало ленте однообразия и стройности. Сами олимпийцы принимали активное участие в производстве: давали согласие на использование своей истории, утверждали актеров, помогали в подготовке к съемкам и корректировали сценарий. Так что можно быть уверенным, что о жизни Хоркиной мы узнаем именно с ее точки зрения.
Габриэль «Габби» Дуглас — двукратная олимпийская чемпионка и первая гимнастка-афроамериканка, выигравшая командное и абсолютное первенство на одной Олимпиаде. В спорт девочка пришла случайно и вскоре доказала всем, что может участвовать в крупнейших соревнованиях мира. На пути к успеху Габби столкнулась с множеством серьезных трудностей — начиная с травм и заканчивая финансовыми проблемами семьи. Однако это не помешало ей стать звездой в 17 лет.
Режиссер с удачной фамилией Грегг Чемпион не снимал до этого спортивных фильмов: на его счету телевизионная социальная драма «Чудесный пробег», боевик «Короткое время», вестерн «У ковбоев так принято». В картине о гимнастке постановщик едва ли предлагает что-то неожиданное с точки зрения жанра, однако достойно и последовательно, с необходимым акцентом на драму и без избыточного апломба демонстрирует, какой путь прошла признанная спортсменка и чего ей это стоило.
Устав от соревнований, венгерский гимнаст Донго (Золтан Миклош Хайду) отправляется в Канаду строить карьеру тренера. Однажды ему поручают подготовить к состязаниям 19-летнего Кайла (Кайл Шьюфелт) — талантливого, но своенравного парня, который не особенно горит желанием тренироваться. Донго понимает, что верный способ подстегнуть подопечного — заразить его желанием превзойти учителя. И вот между Донго и Кайлом завязывается настоящая борьба, которая, несмотря на данные самому себе обещания, снова выведет венгра на гимнастический помост.
Кажется, сюжет спортивной драмы Саболча Хайду закручивается вокруг привычных тем: попыток ученика преодолеть себя и обойти учителя, а также желания наставника распрощаться с прошлым. Однако на деле фильм предлагает прежде всего взглянуть на изнанку большого спорта. Действие развивается не только в Канаде вокруг уже взрослого Донго, но и флешбэками цепляет эпизоды из его детства в Венгрии: изнуряющие тренировки, жестокий тренер, давление родителей. Смотреть эти сцены вдвойне интересно, поскольку зритель гораздо больше привык к тому, как детский и юношеский спорт выглядит в рамках американских институций и секций.
Тане (Светлана Засыпкина) всего 16, но она уже успела стать признанной гимнасткой и победить на мировом первенстве. Получив серьезную травму позвоночника, чемпионка вынуждена завершить карьеру, вернуться домой к маме и стать обычной девятиклассницей в провинциальной школе. Впрочем, со сверстниками Таня будет вести себя не так, как обычно ведут себя подростки: героиня, буквально воспитанная тренером, следует одной-единственной программе — нужно быть первой во всём и побеждать при любых обстоятельствах.
В не очень известной драме Исаака Фридберга («Прогулка по эшафоту») нашла отражение та часть большого спорта, которая обычно остается за кулисами крупных соревнований и престижных наград. Любой спортсмен с самого детства погружается в ремесло и посвящает делу почти всё свое время, что часто может выражаться в проблемах с социализацией и пониманием других. Именно это и показано в «Куколке»: Таня не знает ничего, кроме тренировок и суровых воспитательных методов тренера, поэтому с жестокостью относится к новому миру, в котором из-за травмы приходится жить. Так что картина затрагивает не только тему спорта, но и буллинг в школе и адаптацию непростых подростков.
Ариана (Ана Голджа) — многообещающая гимнастка, которой очень интересуются скауты из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Возвращаясь домой после соревнований, девушка попадает в аварию и получает многочисленные травмы — от сотрясения мозга до переломов. После перенесенной операции главная героиня и не надеется на участие в Олимпийских играх и с трудом находит силы, чтобы вернуться к обычной жизни. Тем временем ее лучшая подруга Айла (Сара Фишер), с которой они вместе пришли в гимнастику еще в детстве, начинает демонстрировать на тренировках ощутимые успехи.
Конкуренция и дружеские сложности — частые проблемы, с которыми сталкиваются спортсменки, тем более если речь идет о подростковом возрасте. Лента Шона Цистерны («Ангелы Карли») как раз акцентирует внимание зрителя на этом: даже если вы с малых лет тренируетесь вместе, в какой-то момент соревновательный дух может заставить вас пересмотреть отношение к другу. В фильме, основанном на биографии Арианы Берлин, гимнастика переплетается еще и с довольно близким к этому спорту хобби — танцами. Отношения главных героинь выходят за рамки брусьев и перекладин и продолжают меняться еще и на танцевальной площадке.
У Хейли (Мисси Перегрим) были все шансы построить блестящую карьеру в гимнастике. Однако во время международных соревнований она узнает, что мать изменяет отцу с тренером. От выступления девушка отказывается, чем подводит команду, и решает окончательно бросить тренировки и зажить банальной подростковой жизнью: плевать на правила и развлекаться запретными способами. Когда ее ловит полиция, перед Хейли встает выбор: угодить в тюрьму или поступить в закрытую спортивную школу. В новом заведении она быстро становится лидером команды и сталкивается с новыми трудностями.
Как и в «Куколке» Исаака Фридберга, в драме Джессики Бендинджер затрагивается тема влияния спорта на подростка и его восприятие мира. Когда один из главных способов самовыражения себя изживает, не подготовленные к жизни в социуме юные спортсмены идут на крайние меры, чтобы реализоваться. Путь Хейли в этом плане можно считать нарочито идеальным: к финалу в девушке просыпается тяга к справедливости и максималистский пыл она направляет на то, чтобы ответить на изъяны системы. Это, впрочем, не отменяет того факта, что за развитием событий наблюдать интересно, тем более под такой динамичный саундтрек.
Симона Байлз едва ли нуждается в представлении. В 2016 году гимнастка стала четырехкратной олимпийской чемпионкой, а всего по числу наград с Олимпиад и мировых чемпионатов она занимает первое место в истории гимнастики. Неудивительно, что о ней снято несколько документальных фильмов — в том числе и телевизионный проект Ванессы Парис для канала Lifetime, который продюсировала сама гимнастка.
В доке история талантливой спортсменки рассказывается с самого начала. Однажды во время посещения центра гимнастики Симона попалась на глаза тренеру, который признал в ней выдающиеся способности. И благодаря поддержке семьи Симона прошла путь от девочки из интерната до олимпийского пьедестала.
Еще одна сторона спорта и спортивной гимнастики в частности, о которой принято молчать, — сексуализированное насилие, с которым сталкиваются девочки и девушки. В 2015 году в США разразился крупный скандал: было установлено, что доктор национальной сборной по гимнастике Ларри Нассар 30 лет совершал сексуальные преступления по отношению к своим подопечным.
Документальный проект Бонни Коэн и Джона Шенка посвящен тому, как именно подобная ситуация могла сложиться в сфере американской гимнастики. Жертвами Нассара стали в том числе и уже упомянутые в этой подборке Габби Дуглас, Симона Байлз, а также Джордин Уибер, Эли Райсман, Маккайла Марони. Показания многих девушек, а также интервью с представителями правопорядка и олимпийской командой стали основой для «Атлетки А».