Борьба за власть, свободу и любовь: 10 казахских фильмов
О любой стране лучше всего расскажут люди, которые в ней выросли. Они знают о родине много больше гостей, да и взгляд изнутри никак не заменить. Рассказываем о наиболее известных казахских фильмах, с которых стоит начать знакомство с любопытной восточной кинематографией.
Каратас, поселок где-то на задворках Казахстана, живет под гнетом криминального авторитета Пошаева. Головорез и его банда управляют даже местной полицией, а жителей поселка устраивают на работу по незаконной добыче полезных ископаемых. Других вариантов заработать здесь нет, и люди безропотно ходят на поклон к Пошаеву, а те, кто идет против него, расплачиваются жизнью. В Каратасе живет Арзу — типичный маленький человек, забитый и запуганный. Он подчиняется любым приказам и молчит, даже когда его выселяют из дома. Но однажды жена Арзу восстает против незаконной власти и погибает, а мужчина оказывается в центре внимания: все гадают, как он поступит. Отомстит ли за жену? Окажется ли тем, кто спасет Каратас от Пошаева?
Адильхана Ержанова называют главным современным казахским режиссером. Его фильмы сложно перепутать с чьими-то еще. Он снимает криминальные драмы и вестерны, но глобальная проблематика и условность пространства превращают их в притчи. Из фильма в фильм кочуют степь, вымышленная деревня и маленький человек, восставший (или нет) против жестокого исполина. В мире Ержанова героев можно отличать по цветам одежды. Персонажи в черном воплощают зло, в красном — отвагу, в желтом — честность. Однако в «Голиафе» нет того, кто надевает красные одежды, чтобы отправиться на помощь своим близким. Арзу отказывается действовать и продолжает жить тихой, незаметной жизнью. И только красные вставки на его спортивном костюме дают маленькую надежду на перемены.
1990 год, небольшой казахстанский город. Здесь живет Баха, шестнадцатилетний парень, увлеченный идеей гипноза. Он читает об этом книги даже во время уроков, а еще пытается подражать известному экстрасенсу из телевизора. У Самата, старшего брата Бахи, тоже есть секрет — он тайком записывает и продает аудиокассеты. Однажды Баха случайно видит обнаженную девушку в окне соседнего дома. Это Берта, первая красавица их двора. Баха в одно мгновение влюбляется, и теперь все его мысли только о ней.
«Скоро кончится лето» — полнометражный дебют Яны Скопиной, ученицы Сергея Соловьева, снявшего фильм «Асса», где звучит рок-музыка 80-х, в том числе группы «Кино». Название картины отсылает к песне Виктора Цоя, а один из героев, главарь дворовой банды, — копия музыканта. В фильме много примет того времени: кассеты, обрезанные джинсы, пышные прически, но Виктор Цой скоро погибнет, великие идеалы окончательно рухнут, и страна станет совершенно другой. А пока длится последнее лето, и его хочется прочувствовать и запомнить, пусть и сквозь дымку уже надвигающейся печали.
Красавица Салтанат живет вполне спокойной жизнью, пока не умирает ее отец. Он оставляет огромные долги, и теперь их должна выплачивать мать девушки, но у нее серьезные проблемы со здоровьем. Спасение, кажется, приходит, но какой ценой. Дядя Салтанат обещает свести племянницу с богатым ухажером, а по сути — планирует продать ее одному из своих друзей. Не знающая об этом Салтанат отправляется к дяде в город. Вслед за ней едет влюбленный в нее друг детства Куандык.
Премьера фильма состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Новые работы Ержанова вообще часто оказываются на престижных европейских киносмотрах. Это картина о восстании женщины против жестокого мира мужчин, где за деньги можно купить даже чужую свободу. Фильм снимали всего две недели. Интересно, что на съемочной площадке совсем не использовали электрический свет, а нужное освещение создавали при помощи множества зеркал. Красивая и щемящая фраза, вынесенная в название, — цитата из «Постороннего» Альбера Камю. Книгу читает главная героиня и подчеркивает эти слова, еще не зная, что со дня на день ощутит на себе тот самый ласковый и безразличный взгляд.
Асхат служит во флоте, но любит степь и мечтает стать чабаном. Уволившись в запас, он возвращается домой, в родной Казахстан, и готов сразу же взяться за дело. Вот только он не может получить отару, пока не женится. А сделать это не так-то просто: на много километров вокруг есть всего одна девушка, красавица Тюльпан, но согласится ли она за него выйти замуж?
Режиссер Сергей Дворцевой снимал «Тюльпан» четыре года в казахских степях. В фильме задействовано много непрофессиональных актеров, включая жителей поселка, где проходили съемки. Актеры месяц жили в одной юрте, чтобы прочувствовать образ жизни своих героев. Кроме того, по словам Дворцевого, большое значение для фильма имели животные, которые «играли абсолютно прекрасно» и задавали актерам высокую планку. Картина получилась поэтичной и, как ни странно, камерной, несмотря на большую и важную роль необъятных степей. В 2008 году «Тюльпан» был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, где получил гран-при, а затем отправился в путешествие по другим международным фестивалям и собрал множество призов.
Молодая киргизка Айка приезжает в Москву на заработки и готова браться за любую тяжелую работу, лишь бы вытащить свою семью из нищеты. Но ее ждет настоящий ад, немалую роль в котором играет полное равнодушие людей к таким, как она. Айка в муках рожает ребенка (она забеременела в результате изнасилования) и вынуждена сбежать и оставить его в роддоме. Ее преследуют кредиторы — она взяла деньги, чтобы открыть небольшой швейный бизнес, который, конечно, провалился. Девушка мечется по зимнему городу в поисках хоть какой-нибудь работы, скрывая нестерпимую боль после родов. В конце концов кредиторы предлагают ей сделку — они простят долг, если она заберет ребенка и отдаст им. Но Айка вдруг понимает, что хочет вернуть малыша себе.
Режиссер Сергей Дворцевой, работая над фильмом, знакомился и общался с мигрантками из Киргизии и Узбекистана, чтобы собрать их истории и положить в основу сюжета. По его словам, в фильме показаны далеко не все ужасы, о которых он узнал, в жизни всё гораздо страшнее. Картина вошла в шорт-лист премии «Оскар», а исполнительница главной роли Самал Еслямова получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. Кстати, она снималась в «Тюльпане», предыдущем фильме из этой подборки, который также снял Дворцевой.
Конец 40-х годов. Страну, едва приходящую в себя после войны, накрыла волна репрессий. Главный герой, еврейский мальчик Саша, едет с дедом в Казахстан — в ссылку. Родителей Саши уже нет в живых, но он пока об этом не знает. В пути умирает и дедушка. Когда поезд прибывает в глухую деревню, Сашу забирает старик Касым, потерявший семью во время войны. Мальчик постепенно привыкает к новой жизни, а однажды узнаёт, что вся страна готовится к юбилею Сталина, и решает тоже преподнести вождю подарок — своего любимого ягненка. Саша уверен, что это поможет ему вернуть родителей.
В основу фильма Рустема Абдрашева легли воспоминания израильского писателя Давида Маркиша. Он же сыграл роль пожилого Саши. Картина повествует о мрачных исторических событиях и огромных жертвах, к которым они привели. Но, пожалуй, главное, что остается в душе после ее просмотра, — это восхищение людьми, их несгибаемой силой духа и способностью даже в самых чудовищных обстоятельствах сохранять свои принципы и человечность. «Подарок Сталину» открыл 13-й Пусанский фестиваль.
Ерлан приезжает из маленького городка в Алма-Аты и поступает на факультет дизайна. Он намерен добиться успеха, а пока нужно заработать деньги хотя бы на еду и аренду жилья. Парень устраивается на работу промоутером и раздает листовки в костюме розового зайца. Однако большой город таит в себе не только перспективы, но и опасности. Ерлан знакомится с компанией «золотой молодежи», ввязывается в авантюры и остается на улице без денег. С новой работой не клеится, ночевать скоро придется на скамейке, герой в отчаянии — и тут приятель предлагает ему сделку: сесть в тюрьму за другого человека, а взамен получить огромную денежную компенсацию.
Дебютный фильм Фархата Шарипова вышел в 2010 году и сразу стал событием: зрители давно не видели хороших жанровых картин о казахстанской молодежи. К тому же «Сказ о розовом зайце» говорит о проблемах социального неравенства, а его герой очаровывает тем, что поднимается наверх по социальной лестнице с самой нижней ее ступеньки. Это впоследствии и станет ключевой темой творчества Шарипова. Сам режиссер говорит, что хотел сделать максимально легкое для восприятия кино, что-то вроде карикатуры на криминальные фильмы. Пожалуй, у него получилось.
Старик Касым живет в степи, разводит овец, много шутит и обожает футбол. Он всю жизнь провел в родной глуши и ничего, кроме нее, не видел. Его внук Ералы считает, что дед выжил из ума и толку от него нет, а Касым называет парня Чертенком. Но однажды размеренная жизнь старика делает крутой поворот. Перегоняя овец, Касым сбивается с пути в густом тумане и не может найти дорогу. Он блуждает по степи, пытаясь разглядеть в молочном воздухе хоть что-то знакомое, но каждый раз вместо дороги домой находит новые места. А Ералы тем временем бросает всё и мчится на поиски деда.
Фильм снят по мотивам произведения Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». В повести рыбак Сантьяго борется с акулами и морской стихией, в картине Касым противостоит волкам и бескрайней казахской степи. Ерболат Тогузаков так вжился в роль старика, что этот образ кажется документальным, а оператор Мурат Алиев заслуживает отдельной похвалы за впечатляющий визуальный ряд, который он смог создать, имея в качестве натуры бескрайнюю заснеженную степь. В 2013 году «Старик» выдвигался на соискание премии «Оскар» от Казахстана.
VI век до н. э. На территории Евразии между степными народами идут бесконечные войны за власть. Царь Спаргап прикладывает немало усилий, чтобы примирить и объединить враждующие племена, но его попытки оказываются напрасными. В это же время в семье Спаргапа происходят одновременно радостные и трагические события. У него рождается дочь Томирис, а жена не выдерживает тяжелых родов и умирает. Так маленькая Томирис, оставшаяся с любящим отцом, с рождения оказывается погруженной в атмосферу войны.
Фильм режиссера Акана Сатаева стал самым дорогим кинопроектом в Казахстане, его бюджет составил 10 миллионов долларов. Для съемок картины на киностудии «Казахфильм» были построены впечатляющие своим размером декорации Вавилона. От зрителей фильм получил весьма противоречивые отзывы, но связаны они были в основном не с художественными особенностями ленты, а с той версией событий, которая была показана на экране. Дело в том, что «Томирис» основана на рассказанной Геродотом истории, но его точка зрения не является общепринятой. Тем не менее критики восприняли картину благосклонно. В 2020 году она получила премию на французском кинофестивале L’Étrange.
События начинаются в 1970-х годах. Робкий мальчик Фара некогда перенес сильный испуг и теперь не может ходить. Его непоседливый друг Боб предлагает решение проблемы: чтобы исцелиться, парень должен снова испытать шок. Для этого друзьям нужно пробраться на крышу, откуда и спрыгнет Фара — конечно, на мягкую поверхность. В результате главный герой и правда пугается и встает на ноги, но ценой гибели друга. Повзрослев, он станет участником событий, которые заставят его проявить характер и сделать выбор между добром и злом, а память о смелом Бобе будет неизменно поддерживать его.
Сейчас фильм Абая Карпыкова, снятый в 1998 году, может показаться излишне примитивным. Он грешит пробелами в сюжете, его персонажи не отличаются глубиной, а мораль абсолютно проста (добро должно победить). Однако есть в картине и то, ради чего стоит ее посмотреть. Это обаяние советского детского кино, каким-то образом проникшее в фильм 90-х, с его талантливыми юными актерами, слегка выцветшим изображением, пронизанной солнцем листвой и шумом, доносящимся со двора.