Блондинка, жертва, папина принцесса: 10 фильмов о жизни и смерти Мэрилин Монро
1 июня Мэрилин Монро могло бы исполниться 97 лет. Образ нежной блондинки с шикарной фигурой и томным голосом продолжает будоражить фантазию зрителей даже спустя полвека после трагической кончины актрисы. Кинематографисты с пугающим упорством обращаются к истории Мэрилин Монро, в которой каждый находит что-то свое. Сегодня вспоминаем самые интересные и чаще всего неоднозначные фильмы, посвященные главному секс-символу 50-х годов. А всем поклонникам байопиков также рекомендуем ознакомиться с подборкой фильмов о сильных женщинах.
«Блондинка» Эндрю Доминика, премьера которой прошла в рамках прошлогоднего Венецианского кинофестиваля, не была удостоена ожидаемых оваций, напротив — фильм приняли достаточно прохладно, а самого режиссера упрекнули в сексуальной объективации. Доминик, в частности, объективировал не только Мэрилин Монро, но и исполнительницу главной роли Ану де Армас, которая слишком уж часто появляется на экране обнаженной без всякой на то причины. Поклонникам творчества Мэрилин «Блондинка», скорее всего, не понравится, картину Доминика сложно назвать байопиком: она опускает, игнорирует или, наоборот, преувеличивает многие важные детали биографии Монро.
Впрочем, если воспринимать «Блондинку» как свободную фантазию режиссера, авторский взгляд на образ Монро — фильм может даже понравиться. Во-первых, это красиво: стилизация и саундтрек «Блондинки» выгодно выделяют ленту на фоне других работ, посвященных секс-символу Золотого Голливуда. Во-вторых, актерский перфоманс де Армас, которой пришлось пройти через множество чудовищно некомфортных и эмоционально сложных сцен, заслуживает исключительного уважения.
Биографическая драма режиссера Джона Паттерсона («Сопрано») считается чуть ли не самым скандальным фильмом о главной актрисе 50-х. Как и Доминик, Паттерсон очень небрежно обращается с фактами, рассказывая зрителям историю, правдивость которой вызывает большие сомнения. В центре сюжета — журналист Роберт Слатцер (Джесси Дэбсон), который в свое время утверждал, что познакомился с Монро задолго до того, как она стала знаменитой на весь мир. По словам Слатцера, он даже женился на актрисе, однако никаких фактических доказательств его слов найти так и не удалось.
При этом картина сильно подкупает кастингом: главную роль в картине исполнила Сьюзан Гриффитс, которая, помимо всего прочего, является официальным двойником Мэрилин Монро. Гриффитс воплощала образ Монро сотни раз — не только в кино, но и в рекламе и в многочисленных фотосетах для журналов. Для того чтобы как можно точнее войти в настроение своей героини, Гриффитс ходила на занятия по вокалу, которые в конце концов помогли ей добиться максимальной аутентичности в манерах Мэрилин. Монро всегда отличалась очень хрупким и высоким голосом.
Телевизионный фильм «Норма Джин и Мэрилин», основанный на книге актера Теда Джордана «Норма Джин: Моя секретная жизнь с Мэрилин Монро», можно уверенно назвать самой психологичной версией жизнеописания знаменитой блондинки. Режиссер ленты Тим Файвелл фокусируется на внутреннем конфликте Монро, которая долгие годы страдала от комплекса неполноценности, считая себя недостойной любви и славы. Где-то глубоко внутри обворожительная актриса всё еще чувствовала себя неуверенной девочкой Нормой Джин, которая в раннем детстве осталась без отца и никогда не знала материнской доброты.
Для того чтобы усилить контраст между двумя женщинами, живущими внутри Мэрилин, Файвелл пригласил на главные роли в фильме двух актрис. Норму Джин сыграла Эшли Джадд, а роль Монро исполнила Мира Сорвино. Катина была крайне тепло встречена как зрителями, так и прессой, и в итоге получила целых пять номинаций на главную телевизионную премию «Эмми».
Фильм доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Документальная драма придется по вкусу всем, кто не доверяет голливудским интерпретациям жизней знаменитостей. Фильм, поставленный режиссером Лиз Гарбус, рассказывает зрителям о той стороне личности Монро, которая долгое время была скрыта от широкой публики. В лучших традициях документального кино картина поднимает старые архивы и личные дневники актрисы, рассказывая о ее многолетней апатии, депрессивных мыслях и страхах перед будущим.
Большая часть записей, которые используются в фильме, была найдена в доме Ли Страсберга, коуча Монро по актерскому мастерству. Страсберга и Мэрилин объединяла не только работа, но и крепкая дружба. Примечательно, что все ее письма в картине зачитываются не обезличенным закадровым голосом, а широко известными актерами — Гленн Клоуз, Беном Фостером, Умой Турман, Линдси Лохан и многими другими.
Одним из самых известных и всенародно любимых байопиков Мэрилин Монро является «7 дней и ночей с Мэрилин» британского режиссера Саймона Кёртиса («Дэвид Копперфилд» и «Невероятная жизнь глазами Энцо»). Повествование ведется от лица Колина Кларка (Эдди Редмэйн) — стажера, прибывшего на съемки знаменитого фильма Лоуренса Оливье (Кеннет Брана) «Принц и танцовщица», в котором оказывается задействована Мэрилин Монро (ее роль исполнила Мишель Уильямс). Для Колина, который быстро влюбляется в блондинку, актриса так и остается загадкой. В отличие от своих коллег-режиссеров, Кёртис не пытается вывернуть душу главной героини наизнанку или раскрыть какие-то скандальные секреты, вместо этого он предлагает зрителям побыть сторонним наблюдателем одной из многочисленных историй ее жизни.
Для Мишель Уильямс работа над фильмом стала во многом судьбоносной — роль знаменитой блондинки принесла ей первую номинацию на «Оскар» и премию «Золотой глобус». Стоит отметить, что пробы на «7 дней и ночей с Мэрилин» оказались настоящей борьбой для актрисы: Уильямс удалось обойти таких мастодонтов индустрии, как Скарлетт Йоханссон, Эми Адамс и Кейт Хадсон.
Американский мини-сериал с Келли Гарнер, Сьюзен Сарандон, Эмили Уотсон и Джеффри Дином Морганом в главных ролях основан на одноименном бестселлере The New York Times, написанном Дж. Рэнди Тараборелли, известным журналистом и биографом знаменитостей. На фоне других, более громких и популярных фильмов о голливудской блондинке, «Тайную жизнь» выделяет сюжетный акцент — шоу в большей степени посвящено личной жизни Мэрилин: ее детству, отношениям с матерью, психологическим проблемам и многочисленным романам.
Мини-сериал Стивена Крониша едва ли будет интересен поклонникам творчества актрисы: вопреки своему названию, он рассказывает зрителям о фактах, которые и так всем давно известны. Тем не менее шоу отличает крепкая драматургия и прекрасные актерские работы Келли Гарнер в роли Мэрилин Монро и Сьюзен Сарандон в роли ее жестокосердной матери Глэдис Перл Бейкер.
Сатирическая комедия Николаса Роуга («А теперь не смотри»), премьера которой прошла в основном конкурсе Каннского фестиваля, не является байопиком Монро. Роуг осознанно не указывает прямо на личность главной героини, оставляя в кадре лишь карикатурный и легко узнаваемый образ, за который Монро и полюбили во всём мире. Действие «Ничтожества» разворачивается в стенах гостиничного номера в Нью-Йорке, где встречаются Актриса, Профессор, Спортсмен и Сенатор. За каждым из безымянных героев стоит отсылка к той или иной знаменитости, ознаменовавшей эпоху.
Роль Мэрилин Монро в фильме исполняет Тереза Расселл, американская актриса и бывшая супруга режиссера Николаса Роуга. Ее перфоманс сложно оценивать с точки зрения достоверности, поскольку Роуг никогда не ставил цель добиться сильного сходства с Монро. Ее присутствие в «Ничтожестве» — не более чем попытка кинематографиста ухватить современный ему цайтгайст, важной частью которого является Мэрилин.
Телевизионная мелодрама режиссера Брэдфорда Мэя («Сверхъестественное», «Говорящая с призраками») фокусируется на скандальном романе актрисы с братом американского президента Джона Кеннеди Робертом. Фильм, в частности, поднимает некогда табуированные темы, связанные с работой секретных служб, которые не только шпионили за влюбленными, но и пытались контролировать их отношения. Для самой Монро тотальное давление со стороны правительства стало настоящим психологическим адом, который погрузил ее в хроническую бессонницу.
Мэй ожидаемо связывает действия властей с депрессией актрисы, подтверждая популярную теорию о том, что именно Роберт Кеннеди стал причиной ее трагической кончины. Роль Монро в фильме исполнила канадка Мелоди Андерсон, для которой эта работа стала последней в карьере. После выхода «Ее последней любви» Андерсон приняла решение завязать с актерским мастерством и стать психологом.
Драма Дэвида Лоуэлла Рича с провокационным названием «Символ секса» считается первым, но не официальным байопиком Мэрилин Монро, поскольку ни сюжет, ни даже имя главной героини напрямую не указывают на личность актрисы. В своей работе Рич, в частности, рассказывает, как нестабильное поведение Монро в конце концов приводит к краху ее карьеры. Образ героини сконструирован максимально доходчиво: Монро здесь узнается и по легендарным белокурым локонам, и по нарочито сексапильному поведению.
Известно, что в оригинальной версии сценария «Символа секса» все-таки присутствовало имя Монро, однако на этапе продакшена создатели решили убрать все упоминания об актрисе, опасаясь судебных тяжб с ее родственниками и осуждения со стороны журналистов. Хорошо вышло или плохо — сказать сложно. На фоне большинства современных фильмов о жизни актрисы «Символ секса», снятый в далеком 1974 году, определенно проигрывает и не предлагает ничего нового.
Netflix, который совсем недавно выпустил трогательную документальную картину о Памеле Андерсон, годом ранее снял фильм о ее главном кумире — Мэрилин Монро. «Неуслышанные записи» ожидаемо потерялись на фоне «Блондинки» Эндрю Доминика, вышедшей в это же время. Однако работа Эммы Купер определенно заслуживает внимания — особенно это касается любителей тру-крайма, в котором у Netflix в данный момент нет равных.
Дело в том, что «Неуслышанные записи» посвящены не жизни, а смерти Монро. Купер и ее команда проводят собственное расследование загадочной кончины актрисы в надежде раз и навсегда ответить на вопрос: что же стало истинной причиной ее суицида? В ход идут архивные записи полиции и судмедэкспертов, а также свидетельства тех, кто застал последние дни и даже часы жизни Монро.