Подсмотрено у жизни: 10 фильмов о сильных женщинах
По подписке Okko можно посмотреть фильм Филлис Наж «Звоните Джейн», участвовавший в прошлогоднем Берлинале. Картина посвящена тайной организации, которая в конце 1960-х годов тайно проводит в Чикаго аборты. Собрали фильмы, снятые по реальным событиям из жизни как всемирно знаменитых, так и малоизвестных женщин. И каждый из них рассказывает свою замечательную историю.
Сегодня уже сложно представить себе, каково жилось женщинам еще лет 150 назад. Хотите, например, учиться на врача? Во-первых, вас никто не пустит в высшее учебное заведение. В российских университетах полноправные студентки появились только в 1911 году. Во-вторых, даже если вы выучитесь, никто не даст практиковать, потому что предрассудки. Право учиться, работать, получать за это достойную оплату, самостоятельно распоряжаться своей жизнью и финансами — всё это результат усилий многих женщин. Это плоды феминистского движения, стартовавшего в разных странах примерно с середины XIX века, и, конечно, технического прогресса. Как ни странно, и сегодня способность женщин преуспевать во многих областях по-прежнему надо доказывать, бесконечно сдавая экзамен на профпригодность и одобрение общества.
1922 год, Мексика. 18-летняя Фрида Кало попадает в аварию: автобус сталкивается с трамваем, и девушка получает множественные переломы и раны. Она переносит несколько операций и вынуждена много времени проводить в кровати. Единственное занятие, способное отвлечь ее от боли, — рисование. На ноги Фрида встает уже художником со своим особым почерком. С картинами под мышкой она идет к знаменитому мексиканскому живописцу-монументалисту Диего Ривере, чтобы узнать, стоит ли ей заниматься искусством. Вскоре Фрида становится женой Диего.
Много лет спустя художница будет говорить: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Первая авария подтолкнула Фриду Кало к рисованию, вторая дала ей огромное количество тем для автопортретов о любви, печали и разочаровании. А история жизни двух великих мексиканских художников стала основой для отличного фильма, снятого режиссером Джули Тэймор. Главную роль исполнила Сальма Хайек. В карьере мексиканской актрисы много ярких ролей, но образ соотечественницы Фриды Кало, смелой, харизматичной и фанатично преданной своему делу, до сих пор остается самым удачным.
1961 год, три афроамериканки, Кэтрин Джонсон, Дороти Воган и Мэри Джексон, работают расчетчицами в исследовательском центре Лэнгли. Когда СССР запускает свою первую космическую ракету с Юрием Гагариным на борту, США торопятся сделать свой первый запуск с пилотом. Космической рабочей группе настолько нужна помощь толковых ученых, что в институте появляются в том числе и три чернокожие женщины-расчетчицы. Правда, даже в этом прогрессивном месте новым работницам приходится нелегко: они сталкиваются с двойными предрассудками, будучи женщинами в науке, к тому же чернокожими.
Во время съемок фильма больше всего повезло актрисе Тараджи П. Хенсон, которая смогла встретиться с прототипом своей героини Кэтрин Джонсон. Ученой на тот момент было уже сильно за 90 лет, и она очень удивилась тому факту, что о ее жизни кто-то решил снимать кино. Старушка даже посмотрела фильм и осталась очень довольна увиденным. Возможно, именно благодаря популярности картины о ее заслугах вспомнили: в 2019 году Кэтрин была награждена Золотой медалью Конгресса США. Другие ее коллеги к 2016-му, когда состоялась премьера картины, уже умерли. Кэтрин Джонсон дожила до 101 года и, как утверждают близкие, даже в самые преклонные годы сохраняла удивительную ясность ума.
Эрин, мать-одиночка с тремя детьми, после развода со вторым мужем безуспешно ищет работу. Тяжелая жизненная ситуация еще больше осложняется автомобильной аварией, в которую Эрин попадает не по своей вине, и большими расходами на лечение в больнице. Женщина обращается к адвокату, и тот уверен в том, что ее дело беспроигрышно, однако чрезмерно эмоциональная клиентка умудряется всё испортить. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, Эрин уговаривает адвоката взять ее на работу. Новоиспеченная работница юрфирмы натыкается на одно из дел о проблемах с недвижимостью, которым никто не занимается, и берется за расследование. Поиски ответов на странности в документах приводят ее к поселению Хинкли. Местные жители страдают от загрязнения грунтовых вод шестивалентным хромом, который используется на производстве в компании Pacific Gas and Electric.
Настоящая Эрин Брокович-Эллис утверждала, что все рассказанные в фильме события верны на 98-99 процентов. С правдивой подачей заморочились настолько, что левша Джулия Робертс, исполнившая главную роль, училась писать правой рукой, как реальная Эрин. А саму Брокович-Эллис можно увидеть в роли официантки в ресторане с бейджиком Джулия Р. на груди.
Один день из жизни доктора Лизы. У них с мужем 30-летняя годовщина свадьбы, и вечером надо быть дома, потому что придут гости и сыновья, приехавшие в город специально на праздник. Елизавета Петровна обещает мужу, что будет дома к семи вечера, а до этого ей надо успеть поделать кое-какие дела. Одних утешить, другому добыть почетную грамоту за «борьбу с мировым злом», девочке, умирающей от рака, достать морфин, раздать еду бездомным, а потом ехать в вечернем платье на светский прием. Полдня ее всюду сопровождает сотрудник наркоконтроля, которому велено посадить доктора Лизу за кражу морфина.
Сюжет фильма Оксаны Карас составлен из случаев, происходивших в разное время и спрессованных в один день, но правдивость этой жизни в постоянных разъездах, хлопотах и поисках жизненно важных лекарств прекрасно иллюстрирует история со съемок. Группа долго не могла найти подходящую квартиру для постановки домашних сцен, и муж Елизаветы Глинки предложил использовать их настоящую квартиру. На предупреждение о том, что съемочный процесс приводит к хаосу, он ответил, что 30 лет прожил с Елизаветой Петровной Глинкой и его сложно напугать такими вещами.
1989 год, Миннесота. Джози Эймс (Шарлиз Терон) с двумя детьми ушла от мужа, который жестоко ее избивал, возвратилась в родной город и теперь пытается начать новую жизнь. Родители без энтузиазма принимают возвращение дочери и намекают Джози, что, возможно, она сама виновата в плохих отношениях с мужем. Проглотив обиду, женщина пытается заработать денег, чтобы обзавестись собственным домом, а сделать это можно только на руднике, где платят лучше всего. Мужчины в принципе плохо относятся к тому факту, что на шахту начали брать женщин, однако в случае с Джози всё усугубляется особенной неприязнью со стороны ее школьного приятеля Бобби Шарпа. Он устраивает настоящую травлю новенькой.
Фильм поставлен по книге Class Action: The Story of Lois Jenson and the Landmark Case That Changed Sexual Harassment Law, написанной Кларой Бингам и Лорой Лиди Генгслер в 2002 году. И если события в картине развиваются быстро, то в реальной жизни всё было гораздо печальнее. Лоис Дженсон (так звали прототип главной героини) осмелилась подать иск о сексуальных домогательствах лишь через 13 лет после начала работы на шахте — в 1984 году. Дело рассматривалось на протяжении 14 лет и было урегулировано лишь в 1998-м. А вот история о том, что отец не поддерживал решения Джози работать на шахте, — на самом деле художественный вымысел.
В 1956 году молодая мама и жена Рут Гинзбург приходит учиться на юридический факультет в Гарвард. Она показывает высочайшие результаты и умудряется закончить университет с отличием, даже несмотря на сложную семейную ситуацию: Рут ходит и на свои лекции, и на лекции мужа, который в это время борется с раком. Супругам удается справиться с трудностями и даже родить еще одного ребенка. По окончании учебы оказывается, что муж легко находит работу и быстро завоевывает уважение коллег, а Рут не берут ни в одну юридическую контору, в том числе и потому, что боятся ревности своих жен.
Сценарий к фильму писал Дэниэл Стиплман, племянник первой Верховной судьи — женщины Рут Гинзбург. Его знаменитая тетушка принимала активное участие в уточнении деталей. Вероятно, поэтому покойный муж Рут получился в картине почти святым. Реальная Рут, кстати, осталась очень довольна картиной, очарована Арми Хаммером, сыгравшим роль ее супруга, и отдала должное превосходному бруклинскому акценту англичанки Фелисити Джонс, исполнившей главную роль.
Франция, 1906 год. Габриэль Шанель по прозвищу Коко днем шьет наряды, вечером поет в ресторане дуэтом со своей сестрой Адриенной. Однажды девушка знакомится с офицером из богатой семьи Этьеном Бальсаном и вскоре становится его любовницей. Этьен приглашает ее погостить в поместье, где соберутся интересные люди из высшего света. Правда, показывать эксцентричную красавицу гостям Этьен не хочет, но Коко не нуждается в разрешении. Она придумывает необычный наряд и быстро очаровывает веселую компанию, в том числе и популярную актрису Эмильену д’Алансон, которой очень по душе новый стиль, который изобретает Коко.
Картина Анн Фонтен рассказывает о самом начальном этапе творчества знаменитой французской кутюрье — от работы в ресторане до первого модного показа. Как и вся жизнь Коко Шанель, этот период был очень неоднозначным: она была содержанкой, и свои первые модные салоны открыла на деньги своих любовников. Но не каждая содержанка в состоянии верно распорядиться мимолетной удачей. И не каждой под силу придумать стиль целой эпохе — вытащить несчастных женщин из корсетов и переодеть в элегантные и удобные платья и брюки. История эмансипации начинается с деталей.
1958 год, США. Разведенная женщина, мать-одиночка и художница Маргарет Ульбрих знакомится с художником Уолтером Кином. Спустя время они женятся, и Уолтер, активно занимаясь продвижением своих работ, пытается продавать картины жены тоже. Проблема в том, что женскую живопись галереи не хотят брать. Поэтому муж начинает выставлять холсты Маргарет под своим именем, и они пользуются большей популярностью, чем его собственные работы. Самолюбия художника это не задевает, но он требует, чтобы жена рисовала картины тайком, скрываясь даже от собственной дочери. Причем с каждым днем ему нужно всё больше и больше, ведь популярность персонажей Маргарет только растет.
Знаменитый режиссер Тим Бёртон поставил фильм по книге «Большие глаза. Загадочная история Маргарет Кин», написанной самой Маргарет Кин. Художница рисовала детей и женщин с огромными печальными глазами, и ее изображения хорошо расходились в виде открыток и принтов на посуде в 1960-е годы. Маргарет несколько подзабыли к началу нового тысячелетия, но картина об удивительной истории ее жизни подстегнула интерес к творчеству художницы. Актриса Эми Адамс, удивительно точно попавшая в резонанс с творчеством своей героини, получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Париж, 1893 год. Мария Склодовская, со скандалом уволенная из Парижского университета, ищет лабораторию, где она могла бы продолжать свои исследования. Место в своем помещении ей предлагает недавний знакомец, известный ученый Пьер Кюри. Она долго сомневается, опасаясь, что тот украдет ее открытия, но в конце концов соглашается. Мария и Пьер начинают вместе работать над ее идеей о существовании еще неизвестного науке химического элемента и открывают сразу два — радий и полоний. Совместная работа сближает их, вскоре Мария и Пьер регистрируют брак, у них рождаются дети, открытия встречают признание мирового ученого сообщества, а потом однажды Пьер погибает под копытами лошади.
Фильм Маржан Сатрапи охватывает около 40 лет жизни великой ученой, не просто первой женщины — нобелевской лауреатки, а первого ученого в истории, который получил Нобелевскую премию дважды. Актриса Розамунд Пайк, приглашенная на эту роль, сразу дала свое согласие и досконально изучила труды Марии Склодовской-Кюри, чтобы во время съемок точно понимать, что делает и о чем думает ее героиня. В результате ей удалось создать образ решительной, прямолинейной и целиком поглощенной делом своей жизни женщины, сохранив при этом живую человеческую интонацию.
1923 год, маленький шведский городок Виммербю. Юная фантазерка и мечтательница Астрид устраивается секретарем в местную газету и делает первые шаги на репортерском поприще. Между нею и редактором Блумбергом сразу возникает симпатия, переросшая через пару лет в любовные отношения. В 18 лет Астрид беременеет и, чтобы не порочить честь своих очень религиозных родителей, уезжает из Виммербю в Данию. Только здесь женщина могла рожать, не раскрывая личности отца. Там же ей приходится оставить ребенка на воспитание в чужой семье, так как средств растить сына у нее нет. Астрид отправляется в Стокгольм, чтобы работать секретарем, и надеется, что когда-нибудь сможет забрать малыша Ларса домой.
Простой и честный байопик знаменитой шведской писательницы Астрид Линдгрен очень мало говорит, собственно, о ее творчестве. Хронология фильма даже не включает этапа, когда она начала писать книги для детей. Сюжет больше сосредоточен на самом тяжелом периоде жизни писательницы, когда она была вынуждена в одиночку разгребать собственные проблемы. Добрый и внушающий оптимизм фильм полюбился и зрителям, и кинокритикам. Особенные восторги публики вызвала трогательная исполнительница главной роли Альба Аугуст.