Безумные роботы и лжепророки: 10 сериалов про будущее
Современные фантастические сериалы всё чаще рисуют картину мрачного будущего, в котором мир охвачен войнами, высокие технологии побеждают человеческий разум, а женщины становятся рабами религиозных фанатиков. Вся надежда на то, что такие сюжеты провоцируют зрителей переосмыслить собственную жизнь и наконец осознать все возможные последствия собственных действий и стратегии общества в целом. Собрали 10 сериалов, в которых образ вымышленного будущего подсвечивает определенные аспекты актуальных социальных проблем.
Научно-фантастический вестерн, созданный Джонатаном Ноланом и Лизой Джой, — сериальный ремейк одноименного фильма 1973 года. В центре сюжета — вымышленный парк развлечений, населенный интеллектуальными роботами-гуманоидами. Каждый из них — не больше чем игрушка в руках богатых клиентов, чьи вкусы и пристрастия всё чаще выходят за грани разумного. По мере развития событий в андроидах просыпается сознание — этот факт превращает некогда идиллический «Мир Дикого Запада» в бурлящий хаос.
Сериальная версия картины Крайтона еще глубже погружается в образы основных персонажей, фокусируясь на психологическом перерождении андроидов в настоящих людей. За этими не самыми глубокими метафорами легко увидеть критику белого колониализма и даже патриархата, которая тем не менее никогда не тянет одеяло на себя и не мешает истории идти своим ходом. Несмотря на множественные сюжетные «провисания», «Мир Дикого Запада» был и остается одним из любопытных продуктов современного постмодернизма, отсылающего к искусству и литературе эпохи Возрождения.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Британская сатирическая антология «Черное зеркало» Чарли Брукера смотрит на мир будущего через призму технопрогресса, который с каждым годом делает нашу жизнь еще более комфортной и менее человечной. Каждый эпизод «Черного зеркала» — законченная история с большим назидательным посылом. Главные герои сериала — люди, угодившие в ловушку иллюзорного контроля над миром, где всё управляется технологиями.
В своем сериале Чарли Брукер демонстрирует самые потаенные и самые темные стороны технологического прогресса — за что уже получил звание главного голливудского технофоба. В его историях хитроумные смартфоны подменяют реальность, а творчество поглощается злым гением искусственного интеллекта. Тем не менее мысли Брукера, которые всё реже уходят в неолуддизм и всё чаще похожи на обычную сатиру, не лишены конструктива, а значит, заслуживают внимания.
Очередная интерпретация бессмертного романа Олдоса Хаксли, в которой люди живут в утопическом обществе будущего. Им удалось добиться мира и стабильности, благодаря запрету на моногамию, деньги и конфиденциальность частной жизни. Во главе всего стоит общество потребления, которое плотно «сидит» на синтетическом наркотике под названием «сома». Хрупкую гармонию нарушает гость, живущий в рамках совершенно иной парадигмы понимания счастья.
Несмотря на значительные отклонения от первоисточника, «Дивный новый мир», созданный шотландским сценаристом Грантом Моррисоном («Хэппи»), вторит классическим тезисам антиутопии о важности свободы выбора и ценности личности, о невозможности существования «общего блага для всех» и манипулятивных методах воздействия идеализированного лидера на массы.
Сериал «Воспитанные волками», исполнительным продюсером которого выступил сам Ридли Скотт, повествует о мире будущего, погруженном в кровопролитное противостояние религиозных фанатиков и воинствующих атеистов. Действие сериала разворачивается на планете под названием Kepler-22b. На нее приземляется корабль с двумя андроидами по имени Мать (Аманда Коллин) и Отец (Абубакар Салим). Этим роботам поручено самостоятельно воспитать человеческих детей, внушив им реальность вселенной, в которой невозможно существование Бога.
«Воспитанные волками» — идеальный вариант для поклонников олдскульного фантастического мира Ридли Скотта, истоки которого можно заметить еще в первом «Чужом» и даже относительно недавнем «Прометее». В то же время, как и «Прометей», «Воспитанные волками» не особо углубляются в философские вопросы о судьбах человечества, предпочитая концентрироваться на линии развития основных героев, в чьих желаниях и пороках отражается истинная сущность мира, в котором они вынуждены сосуществовать.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
В британо-американском сериале «Люди» андроиды находятся на добровольной службе у человечества, выполняя самую разную работу в сфере услуг и развлечений. Роботы, которых еще называют «синтетиками», не отличаются эмоциональностью или глубиной. Но вследствие незаконных экспериментов доктора Дэвида Элстера «синтетики» начинают проявлять разные стороны человечности, в том числе любовь и насилие по отношению к другим.
Подобно сценаристам «Мира Дикого Запада», Сэм Винсент и Джонатан Брэкли, создатели сериала «Люди», рассматривают этическую сторону изобретения антропоморфных роботов, влияние искусственного интеллекта на общественное устройство, культуру и психику людей. По сути, авторы «Людей» переосмыслили сюжет «Искусственного разума»Стивена Спилберга, подогнав его под современные реалии. Получилось не столь драматично, как у Лизы Джой и Джонатана Нолана, но всё еще очень интересно.
Телесериал «Рассказ служанки», основанный на одноименном романе Маргарет Этвуд, разворачивается в альтернативной версии будущего, где власть над большей частью Земли захватили агрессивные религиозные фанатики. Ситуацию усугубляет стремительно ухудшающаяся экология планеты, в результате чего только небольшой процент женщин в мире по-прежнему остается фертильным. Главная героиня сериала, молодая женщина по имени Джун (Элизабет Мосс), фактически становится сексуальной наложницей в доме властного религиозного лидера (Джозеф Файнс), озабоченного вопросом наследника.
Несмотря на всю научно-фантастическую составляющую, проблемы, которые поднимает «Рассказ служанки», во многом актуальны. Четвертая волна феминизма акцентировала болевые точки патриархального общества, которые вот уже несколько веков остаются нерешенными. В первую очередь это, конечно, право женщины распоряжаться собственным телом. Недавняя скандальная отмена решения по делу «Роу против Уэйда», которое давало американкам право на безопасный и легальный аборт, — яркое тому подтверждение.
Британский сериал-антиутопия, созданный Расселлом Т. Дэвисом («Доктор Кто»), рассказывает о жизни, на первый взгляд, совершенно типичного английского семейства Лайонс, члены которого становятся невольными свидетелями глобальных мировых изменений, вызванных приходом нового политического лидера. Бизнесвумен Вивьен Рук (Эмма Томпсон) — человек крайне широких, но противоречивых и местами даже чрезмерно радикальных взглядов. Она провоцирует серьезные волнения в обществе, которые медленно, но верно приводят к трагедии.
Расселл Т. Дэвис, признанный мастер задушевных человеческих историй, рисует портрет общества в миниатюре, используя образы своих героев. Каждый из Лайонсов является представителем того или иного социального класса, чьи взгляды и потребности оказались под непосредственным воздействием политики Вивьен Рук. На протяжении восьми эпизодов Дэвис показывает, как новая политическая система ломает общество изнутри, меняя сознание людей, их представления о самих себе и о жизни, которой они заслуживают.
Постапокалиптический мини-сериал «Станция одиннадцать» основан на одноименном романе Эмили Сент-Джон Мэндел. Действие шоу разворачивается в недалеком будущем, когда большая часть человечества погибла от смертельного вируса гриппа. Главная героиня сериала — молодая актриса Кристен (Маккензи Дэвис) — кочует по всей стране с бродячей театральной группой под названием «Дорожная симфония». В один прекрасный день Кристен сталкивается с мужчиной, который называет себя пророком (Дэниэл Дзоватто). Он намерен установить новую веру, которая навсегда изменит общество.
«Станцию одиннадцать» можно смело назвать одним из самых недооцененных сериалов 2021 года. Используя актуальную для нашего времени тему пандемии, авторы шоу конструируют вселенную, в которой люди, оказавшиеся на руинах старого мира, обрели долгожданную свободу для построения мира нового. Однако, как все мы знаем, история склонна повторять саму себя — а значит, противостояния двух сильных лидеров не избежать, как и кровопролитной революции, которая так или иначе поставит всё на свои места.
Сюжет фантастической трагикомедии «Загрузка» разворачивается в 2033 году, когда люди наконец нашли способ сохранять человеческое сознание после смерти организма. В далеком будущем вся загробная жизнь происходит в виртуальном мире, болезненно похожем на популярную игру Sims. Главный герой «Загрузки» — программист Натан Браун (Робби Амелл) — попадает в элитный сервис Lake View после загадочной и крайне неожиданной кончины. По мере развития событий Натан понимает, что его смерть вовсе не была случайной.
Мир будущего в «Загрузке» используется скорее как фон для основной сюжетной линии — расследованию предумышленного убийства главного героя, отправленного на тот свет раньше обычного. В поиске убийцы Натану помогает его куратор — очаровательная и одинокая девушка по имени Нора (Энди Алло), которая с каждой новой серией всё больше влюбляется в Натана и всё меньше хочет оставаться в обычном человеческом мире.
Недавний фантастический сериал «Периферийные устройства», вышедший на стриминге Amazon Prime, также является адаптацией одноименного романа Уильяма Гибсона. Действие разворачивается в 2032 году в американской провинции Голубой хребет, находящейся неподалеку от Аппалачей. Главная героиня Флинн Фишер (Хлоя Грейс Морец) по просьбе брата (Джек Рейнор) решает протестировать новую игру с нейронным интерфейсом, которая переносит ее в Лондон конца XXI века. По ходу дела Флинн понимает, что все события игры происходят в реальности, а симуляция — лишь удобное прикрытие для чьих-то коварных замыслов.
«Периферийные устройства» определенно придутся по вкусу всем поклонникам киберпанка — сам Уильям Гибсон считается родоначальником жанра и одним из его главных литературных пропагандистов. Предугадав ожидания фанатской базы Гибсона, авторы «Периферийных устройств» сделали существенный фокус не только на динамику повествования, но и на детализацию VR-игры, в которой оказалась Флинн, добавив в нее элементы ретро-футуризма и атмосферы киберпанка 80-х годов («Бегущий по лезвию», «Джонни-мнемоник»).