Бей первым: 12 фильмов про бои и драки
Кунг-фу, муай-тай, бокс и обычная рукопашная схватка — способов помять противнику лицо и корпус великое множество. И все они нашли отражение в кино. Зрелищность и разнообразие превратили боевые искусства в важную составляющую множества боевиков, драм и триллеров. А в разные десятилетия мастера рукопашного боя становились настоящими кинозвездами. Собрали лучшие художественных фильмы, где впечатляющим дракам и боям посвящена большая часть хронометража.
Если этого вдруг окажется мало, предлагаем посмотреть подборку лучших фильмов про боевые искусства.
Спортивная драма Клинта Иствуда, получившая четыре премии «Оскар» (включая награду за режиссуру и лучший фильм), навсегда вошла в зал славы мирового кинематографа благодаря выдающимся работам Иствуда и Хилари Суэнк как на площадке, так и в кадре. Ради роли боксерши Маргарет Фитцджеральд актриса подвергла себя изнуряющим тренировкам, а сам проект многократно откладывался из-за неуверенности студий в успехе фильма.
Сюжет «Малышки на миллион» повествует об официантка Мэгги (Суэнк), которая вдруг решает заняться боксом. В зале, выбранном девушкой для тренировок, есть только один бог — пожилой тренер со скверным характером Фрэнки Данн (Клинт Иствуд). Он принципиально не тренирует женщин, поэтому резко отказывает Мэгги, и та начинает тренироваться сама. Ее рвение и усердие привлекают внимание совладельца зала Эдди Дюпри (Морган Фримен), который берется помочь Мэгги, и та постепенно начинает раскрывать свой потенциал. Вскоре и Фрэнки под давлением обстоятельств отказывается от устаревших принципов и берет тренировки андердога под личный контроль. Мэгги добивается невероятных успехов, отправляет лучших соперниц в нокаут одним ударом и двигается к бою за чемпионский титул. В глазах благодарной девушки, окруженной алчными родственниками, Данн становится любящим отцом, а спортивный зал — новым домом.
Общество потребления, сытые американские 90-е и скучнейшая офисная работа — всё это превращает жизнь героя фильма Дэвида Финчера в депрессивное болото. Снятый по одноименному роману Чака Паланика «Бойцовский клуб» стал максимально точным слепком эпохи. А безымянный рассказчик (Эдвард Нортон), застрявший меж двух огней (офисным рабством и инфантильным радикализмом), — главным героем поколения.
Рассказчик страдает от бессонницы и не находит себе места даже в любимой квартире, обставленной по картинкам из каталогов ИКЕА. Единственное спасение герой находит, пробираясь в анонимные группы поддержки людей с неизлечимыми заболеваниями. Однажды во время одной из командировок рассказчик встречает импозантного мужчину, представившегося продавцом мыла Тайлером Дёрденом (Брэд Питт). Буквально всё в новом знакомом привлекает рассказчика: его внешний вид, внутренняя свобода и нетипичный и резкий взгляд на мир. Друзья создают небольшое общество по интересам — подпольный бойцовский клуб, где каждую неделю утомленные рутинной жизнью мужчины собираются, чтобы как следует подраться. Но очень скоро идеи Дёрдена выходят за пределы взаимовыгодного членовредительства и принимают угрожающий масштаб и характер.
Брендан Конлон (Джоэл Эдгертон), некогда выступавший в MMA, давно завязал с мордобоем, устроился учителем физики и осел в Филадельфии вместе с женой Тесс (Дженнифер Моррисон) и двумя детьми. Однако финансовые трудности вынуждают Конлона искать дополнительный заработок, и мужчина возвращается в мир смешанных единоборств. Впереди чемпионат, главный приз за победу в котором — пять миллионов долларов. Однако, уже приступив к тренировкам, Брендан узнает, что в город вернулся его младший брат Томми (Том Харди). Парень тоже намерен принять участие в турнире и до сих пор не простил Брендану прошлые обиды. Обоим братьям есть что сказать друг другу, но мужчины не видят иной возможности сделать это, кроме поединка в октагоне.
«Воин» Гэвина О'Коннора является одним из самых реалистичных фильмов о бойцах смешанных единоборств, во многом благодаря огромной работе, которую провел режиссер вместе со звездным тренером ММА Грегом Джексоном. Он не только выступил консультантом, но и принял непосредственное участие в подготовке к ролям Эджертона и Харди. Однако, кроме реалистичных драк, картину О'Коннора делает выдающейся игра как основных актеров, так и Ника Нолти, которому досталась роль пьянствующего отца братьев Пэдди. «Воин» — мощнейшая семейная драма, как по нотам разыгранная Эджертоном, Харди и Нолти в пределах ринга и вокруг него.
Дре (Джейден Смит), субтильный 12-летний парнишка, после потери отца переезжает вместе с семьей из США в Китай. На новом месте подросткам всегда сложно освоиться, тем более когда в школе полно хулиганов, владеющих кунг-фу. Однажды в столкновение Дре с местными мальчишками вмешивается пожилой мужчина по имени мистер Хан (Джеки Чан). Парень и представить не мог, что под личиной немолодого работяги скрывается настоящий мастер кунг-фу. Дре становится учеником Хана и принимается изучать боевое искусство, чтобы наказать обидчиков, а вместе с этим находит в Хане столь необходимую фигуру отца.
«Каратэ-пацан» Харольда Цварта — одновременно и ремейк, и продолжение легендарного одноименного фильма 1984 года. Создатели картины слегка осовременили сеттинг, омолодили главного героя, но оставили нетронутой основной посыл — уважение к противнику и важность дружбы. Забавный факт: в действительности Дре изучает кунг-фу, а не каратэ, что вызвало некоторые трудности с названием фильма — авторы хотели сохранить преемственность. Поэтому в Китае «Каратэ-пацан» вышел под названием «Кунг-фу мечта».
О Дэ-су (Чхве Мин-сик), скромный бизнесмен, направляясь на день рождения дочери, перебирает с алкоголем и попадает в полицейский участок, откуда его забирает друг. Но не успевает тот глазом моргнуть, как О Дэ-су пропадает. Герой приходит в себя в изолированной от мира комнате. Кто заточил его в импровизированной тюрьме и зачем, бизнесмену невдомек. Через отверстие в двери некто регулярно дает О еду, а при любом бунте пускает усыпляющий газ. Проходят 15 долгих лет заточения, и так же неожиданно пленника освобождают, оставив в ящике на крыше. Теперь единственной целью мужчины становится поиск обидчиков и жестокая месть.
«Олдбой» — центральное произведение «трилогии мести» корейского режиссера Пак Чхан-ука. Отмеченный на Каннском кинофестивале 2003 года Гран-при, выданным самим Квентином Тарантино, фильм безжалостен не только к своим героям, но и к зрителям. Он изобилует насилием как физического, так и психологического толка. При этом, как это и принято у Пак Чхан-ука, тривиальная на вид история возведена в ранг философской притчи — масштабного размышления о природе мести. А раз уж мы здесь ради драк, то отдельно стоит упомянуть ставшую классикой экшена сцену боя О Дэ-су с бандитами в коридоре, снятую одним планом: никаких сожалений и компромиссов, только молоток, чистейшая ярость и адреналиновое насилие.
Левши на ринге — крайне редкие и неудобные противники. Боксер Билли Хоуп (Джейк Джилленхол) именно такой. Абсолютный чемпион в полутяжелом весе, Билли не проиграл ни одного боя и добился недостижимых высот. Но время идет, дочь растет без отца, а жена Билли Морин (Рэйчел МакАдамс) умоляет Билли оставить спорт и больше времени уделять семье. Жизнь левши рушится в один момент — на ужине в ходе ссоры случайно погибает Морин. Саморазрушение приводит боксера на самое дно, органы опеки забирают дочь, спонсоры разрывают контракты, друзья отворачиваются. Единственный способ собрать себя из осколков — выйти на ринг еще раз и защитить титул.
«Левша» Антуана Фукуа обращается к темам силы человеческой воли и очищения через страдание. Джейк Джилленхол, ради роли полгода не вылезавший из спортзала, в очередной раз продемонстрировал убедительную игру как на физическом, так и на эмоциональном фронте. А постановка боев отсылает зрителей не только к реальным поединкам, но и к такой классике спортивных драм, как «Рокки», «Бешеный бык» и «Али».
Мощный удар в самое сердце фильмов о боевых искусствах нанес в 2003 году тайский режиссер Прачья Пинкаю. «Онг Бак» вернул жанр к истокам, заложенным Брюсом Ли и Джеки Чаном: никаких спецэффектов и графики, только чистая боевая хореография. Фильм также открыл миру невероятный талант молодого каскадера и актера Тони Джа, для которого «Онг Бак» стал полноценным дебютом в кино. Джаа, с детства изучавший секреты тайского бокса, лично выполнил все трюки и сложнейшие акробатические номера в надежде привлечь внимание широкой публики к национальному спорту. Благодаря успеху фильма так и случилось.
Деревенский юноша Тинг (Джа) мастерски владеет муай-тай и оказывается единственным, кого староста деревни может отправить в город с важной миссией: вернуть почитаемую жителями голову Будды, именуемую Онг Бак. Городская среда пугает Тинга, но на помощь приходит его двоюродный брат Хам Ле (Петчтай Вонгкамлау), давно покинувший деревню и занимающийся мелким криминалом. Поначалу Хам Ле пытается обмануть Тинга, но после ряда происшествий (случившихся по вине самого пройдохи) проникается к родственнику симпатией и решает помочь в поиске статуи.
«Рокки» Сильвестра Сталлоне — классика спортивных драм, фильм, ставший одним из главных символом борьбы маленького человека за место под солнцем. Именно «Рокки» открыл путь к вершинам голливудского Олимпа никому не известному парню из Адской кухни. Сталлоне лично написал сценарий «Рокки», и главным условием начинающего актера было лично сыграть титульного персонажа. После длительного поиска финансирования (в успех фильма про боксера-самоучку никто не верил) продюсеры Ирвин Уинклер и Роберт Чартофф даже заложили собственную недвижимость.
Рокки Бальбоа (Сталлоне) — скромный парень и боксер-любитель, выходящий на ринг за копейки, а в свободное время подрабатывающий сборщиком долгов для криминального авторитета. Когда в город приезжает знаменитый боец Аполло Крид (Карл Уэзерс) в поисках выдающегося новичка, с которым можно было бы устроить показательный поединок, менеджеры боксера связываются с Рокки как с наиболее подходящим кандидатом. Чемпион мира хочет провести помпезное шоу в честь 200-летия США и предлагает Рокки 150 тысяч долларов за бой. Поначалу герой Сталлоне колеблется, но внушительный гонорар на дороге не валяется, особенно для бедного итало-американца. Крид надеется уложить противника за три раунда, но у закаленного нелегкой жизнью и полупрофессиональными боями Рокки другие планы.
Еще один символ боевиков 80-х — мастер шпагата Жан-Клод Ван Дамм — на заре карьеры снялся в «Кровавом спорте», одном из фильмов о боевых искусствах, впоследствии ставшем классикой жанра. Картина Ньюта Арнольда основана на биографии скандального актера и спортсмена Фрэнка Дюкса, выступившего постановщиком рукопашных сцен фильма. Позже, впрочем, выяснилось, что Дюкс выдумал большинство своих героических приключений и, вероятно, даже не бывал в Юго-Восточной Азии. Это не помешало «Кровавому спорту» стать хитом и обрасти огромной фан-базой. Все-таки фильм Арнольда полон взрывной энергетики боевиков 80-х.
Фрэнк Дюкс (Ван Дамм) самовольно оставляет воинскую часть и отправляется в Гонконг на мировой чемпионат по кумитэ. Это вовсе не дерзкая халатность или внезапная прихоть — Фрэнк обещал принять участие в турнире своему учителю, мастеру Сэндзо Танаке (Рой Чяо). Дело в том, что Танака взял Фрэнка еще подростком в качестве спарринг-партнера для своего сына. Но отпрыск мастера трагически погиб, а передать секреты боевых искусств кому-то было необходимо. Фрэнк оказался прилежным и способным учеником, а главное, поклялся прославить имя учителя на самом важном турнире на Востоке. Осталось всего ничего: дойти до финала и сразить Чонга Ли (Боло Йен) — неудержимого бойца, известного жестокими убийствами соперников.
Пожалуй, «Смертельная битва» Пола У. С. Андерсона до сих пор остается во многом эталонной экранизацией видеоигры. Вышедший в 1995 году фильм сочетал в себе безумие и веселую жестокость культовой серии игр Mortal Kombat и традиционный приключенческий сюжет с ворохом разной степени отбитости персонажей. Несмотря на несколько попыток повторить успех картины Андерсона, еще никому не удалось разгадать секретную формулу успеха «Смертельной битвы».
Сюжет фильма разворачивается вокруг группы героев, которые должны принять участие в турнире против темных сил под названием «Смертельная битва». Шаолиньский монах Лю Кан (Робин Шоу), звезда кино планетарного масштаба Джонни Кейдж (Линден Эшби) и оперативница с опытом проведения секретных операций Соня Блейд (Бриджит Уилсон) объединяются под руководством бога грома Рэйдена (Кристофер Ламберт), чтобы противостоять бойцам императора Внешнего мира Шан Цзуна (Кэри-Хироюки Тагава). Если представители Земли проиграют, то мир людей ждет печальная участь: вторжение сил зла и порабощение всего живого.
В тайском боевике «Честь дракона» режиссер Прачья Пинкаю элегантно развивает идеи, заложенные им в «Онг Баке». Бюджет фильма заметно вырос и позволил забросить главного героя не из деревни в город, а из Таиланда в Австралию. Тони Джа развился не только как мастер боевых искусств, но и как актер и выдает в кадре вполне приличную игру. Не изменился только базовый посыл Пинкаю: «Честь дракона», как и «Онг Бак», в развлекательной форме и через жанровые тропы боевика погружает зрителей в особенности тайской культуры.
Семья Кхама (Тони Джа) издревле занималась уходом за боевыми слонами короля Таиланда, а сам парень рос вместе с животными, которых считал практически родными. Когда во время праздника браконьеры похищают слона и слоненка, Кхам отправляется в погоню, но быстро узнает, что преступники успели переправить зверей в Сидней. Тогда герой летит в Австралию, чтобы спасти своих друзей из лап бандитов, и вместе с местным полицейским Марком (Петчтай Вонгкамлау) раскрывает целый заговор браконьеров, уничтожающих слонов ради драгоценных костей.
«Выход дракона» стал последним фильмом в актерской карьере Брюса Ли. Талантливый актер и мастер боевых искусств скоропостижно скончался всего за шесть дней до премьеры. «Выход дракона» открыл дорогу в Голливуд гонконгским боевикам. До этого ни одна студия «фабрики грез» не сотрудничала с кинематографистами из Гонконга и лишь благодаря сумасшедшей популярности Ли на Западе и участию молодой студии Golden Harvest в США поняли потрясающие перспективы подобной копродукции.
Сюжет «Выхода дракона» строится вокруг секретного турнира по боевым искусствам, который на личном острове устраивает бизнесмен Хан (Кьень Ши). Когда-то Хан был учеником в легендарном монастыре Шаолинь, но решил использовать полученные знания во зло и был с позором изгнан. Полиция подозревает Хана в изготовлении наркотиков и организации проституции, но арестовать мерзавца не может — доказательств нет. Тогда детективы обращаются к мастеру кунг-фу Ли (Ли), мирно наставляющему молодых монахов в монастыре Шаолинь. Ли с Ханом связывает не только место обучения — один из приспешников злодея был причастен к смерти сестры Ли. Теперь мастеру боевых искусств предстоит не только сразиться с лучшими оппонентами из разных уголков планеты в турнире Хана, но и собрать против того достаточно улик, чтобы засадить преступника за решетку.