Удар, блок, еще удар: Фильмы о боевых искусствах
Пока мир стремится свести уровень насилия в реальной жизни к минимуму, кинематографисты разных стран периодически обращаются к единоборствам и дракам в разных обстоятельствах. Предлагаем вашему вниманию 10 картин о боевых искусствах.
Мастер Ип, как зовут его и ученики, и коллеги по кунг-фу — один из самых известных учителей этого восточного единоборства в Фошане. Город и без того имеет славу главной точки притяжения всех, кто интересуется кунг-фу. Однако Ип Ман — единственный в Фошане, кто не берет учеников, да и собственной школы у него нет. Лишь за закрытыми дверями собственного дома он проводит эпизодические спарринги с другими учителями. Спустя годы в Китай вторгаются японцы; Ип Ман — один из немногих, кто даже в крайне сложных условиях оккупации помнит о чести и достоинстве, воспитанных за эти годы.
Самая известная экранизация жизни Ип Мана — первого мастера кунг-фу, который открыто стал обучать редчайшему боевому искусству Вин-Чун. Среди его учеников, как правило, выделяют знаменитого Брюса Ли, который, перебравшись в Штаты, занялся популяризацией Вин-Чун во всем мире. В роли мастера Ипа появляется актер Донни Йен, а консультантом проекта был Ип Чун, сын знаменитого учителя кунг-фу.
Азиатское фэнтэзи, события которого разворачиваются в древнем Китае. И, конечно, оно завязано на боевых искусствах. Страна, раздробленная на разные княжества, пытается объединиться под рукой настоящего и бескомпромиссного лидера. Он пытается покорить соседей, взять силой, но враги не дремлют — к будущему императору объединенного Китая засылают убийц, которые владеют смертоносными боевыми искусствами и холодным оружием. Герои с цепкими фольклорными именами — Небо, Летящий Снег и Сломанный Меч — готовы выполнить свой «заказ».
У них на пути оказывается некий таинственный воин по кличке Безымянный. Кажется, перед нами настоящий защитник королевства — Безымянный рассказывает императору о том, как победил каждого из вышеуказанных ассасинов. Но что если самую важную часть своего рассказа он скрывает? Режиссер Чжан Имоу (прославивший китайское кино на весь мир в конце 80-х-начале 90-х и в первую очередь знакомый любителям авторских фильмов) представляет на суд зрителей увлекательное путешествие, сочетающее масштабные бои в духе уся, нетривиальный сеттинг и знаменитый прием ненадежного рассказчика.
Еще один китайский шедевр, ставший известным во всем мире. Живописная история о легендарном мастере боевых искусств Ли Мубае, который ищет магический меч. Этот некогда важный артефакт выкрали неизвестные злоумышленники. Действие происходит в Китае XVIII века — никакой современности, исключительно дух эпохи, представленный в уважительном к исторической данности ракурсе.
Примечательно, что оригинальное название ленты — это китайская идиома, которую решили модифицировать для международных зрителей (в том числе для России). В дословном переводе на русский фильм бы назывался «Тихий омут». Картина тайваньца Энга Ли — захватывающее приключение, гармонично сочетающее и увлекательные бои, и визуальный пафос пространства, которое окружает Ли Мубая в его путешествии. Фильм проложил режиссеру дорогу в Голливуд. Последние 20 с лишним лет он в основном снимает на английском и с американскими звездами. А «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» завоевал 4 премии «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»
От азиатских постановщиков двинемся на Запад. О знаменитом турнире, исход которого решит судьбу Земли, а также других царств во Вселенной, в середине 90-х снял фильм Пол У. С. Андерсон, более известный как постановщик франшизы «Обитель зла». Это экранизация знаменитой и популярной компьютерной игры (если точнее, ее первых двух частей) в жанре файтинг под названием Mortal Kombat. Сюжет достаточно условен, главный акцент, собственно, на единоборствах.
Все началось много столетий назад, когда турнир захватил коварный маг Шан Цзун. Сделал он это не по собственной воле, а по приказу императора Внешнего мира Шао Кана. Цель антагонистов — ввергнуть мир во мрак и уничтожить все светлое и доброе. На защиту царства Земли выдвигаются три воина. Они избраны, от их силы воли, умений и мастерства зависит судьба целой планеты. Причем сражаться придется не только на ринге и, конечно, не только голыми кулаками.
Именно в Китае — в одной из главных стран, что славятся единоборствами, — появлялись в разные годы кинофильмы о знаменитых воинах. Возможно, китайские кинематографисты как никакие другие понимают важность исторической рефлексии. «Однажды в Китае» — картина о народном герое этой страны Хуане Фэйхуне, подвиги которого восходят к концу XIX века.
Страна под властью западной оккупации. Американское влияние достигло пика, многие культурные феномены ушли в тень или подполье. Людей грабят и похищают средь бела дня, и никому нет до этого дела. Народный герой Китая восстает против тирании Запада, пытаясь защитить девушку, которую продали для работы в американском борделе. Вон Фэйхун — мастер ушу, отчаянно переживающий за изменения страны и тлетворное влияние иностранцев. Ему не страшны ни оружие, ни козни врагов.
Возможно, самый главный фильм о единоборствах для поколения, воспитанного сотнями VHS-кассет в конце 80-х–начале 90-х. И одна из центральных ролей ранней фильмографии Жан-Клода Вана Дамма. Сюжет рассказывает историю некоего подпольного турнира по восточным единоборства «Кумите» с солидным призовым фондом, но весьма неоднозначной репутацией. К участию в нем готовится Фрэнк, один из американских военных.
Когда-то Фрэнка усыновил японский учитель карате Таким образом, с детства герой достиг больших успехов в нем; упорно тренировавшись, Фрэнк заслужил священный японский меч. Теперь на смертельном турнире ему предстоит сразиться с лучшими бойцами со всего мира. Правда, на хвосте у экс-военного агенты ФБР, да и Братство Черного Дракона, в которое вступает Фрэнк, таит какие-то темные секреты. Занятно, что сюжет вроде бы основан на биографии мастера боевых искусств Фрэнка Дюкса, но еще до премьеры фильма многие подвергали сомнениям ее фактологическую точность.
Говоря о боевых искусствах и единоборствах, нельзя пройти мимо Джеки Чана — возможно, лучшего постановщика неироничных трюков в кадре и за его пределами. «Полицейская история» — одна из главных франшиз с участием Джеки. Главный герой, полицейский Кевин, в ходе рейда арестовывает босса наркомафии Чи. Теперь дело нужно довести до суда, так что Кевину приходится охранять главного свидетеля по делу.
Конечно, за секретаршей, которая может выдать все секреты мафии и дать показания, начинается масштабная охота. Кевину придется пустить в ход все свои знания, умения и навыки, чтобы сохранить жизнь им обоим. Дела полицейского идут еще хуже, когда выясняется, что его подставили и обвинили в убийстве напарника. Теперь от показаний секретарши зависит не только арест босса мафии, но и жизнь самого Кевина.
Наряду с Джеки Чаном не стоит обделять и Саммо Хуна — режиссера, сценариста, актера и, вероятно, одного из главных постановщиков боевых сцен (как минимум в азиатском кино). «Победители и грешники», где Саммо выступил не только как режиссер-постановщик, но и исполнитель главной роли, — фильм, положивший начало самой масштабной франшизе 80-х в Гонконге. После этой ленты вышло аж 7 продолжений.
Картина начинается с того, что главные герои — 5 заключенных со смешными именами (Чайник, Кудрявый, Вазелин, Новичок и Выхлопная Труба) выходят из тюрьмы. Они решают начать жизнь с чистого листа и открывают фирму по клинингу. Но в дело вмешивается случай: один из клиентов новоявленных бизнесменов — фальшивомонетчик. Во время уборки его дома герои по случайности забирают чемодан с крупной суммой денег. Теперь они оказываются мишенью и для полиции, и для мафии, задействованной в преступной схеме.
Стоит отметить, что корни фильмов о единоборствах растут именно из Гонконга. В этих краях с давних времен любили франшизы о бравых молодцах, способных раздавать хлесткие удары направо и налево. Яркий тому пример — лента «Пьяный мастер» Ву-Пин Юэня, выпущенная в конце 70-х годов XX века. И вновь в главной роли любимец публики Джеки Чан. Картина собрала крайне внушительную кассу для тех лет.
История опять-таки построена вокруг защитника Китая Вон Фэйхуна, но базируется именно на его молодости и экспериментировании с боевыми искусствами, связанных с этим периодом его становления. У Юэня Фэйхун — еще дерзкий и неотесанный парень, который уже стремится защищать обездоленных, но зачастую не может защитить себя самого. Будучи неспособным наладить контакт со своим отцом, Фэйхуна отсылают к дяде — мастеру кунг-фу и большому эксперту в распитии алкоголя. Главный герой пытается сбежать от дяди, но постепенно мирится с его необычным стилем воспитания. Так и закалялась боевая сталь.
Завершаем подборку главным фильмом в карьере знаменитого мастера кунг-фу и актера Брюса Ли. «Кулак ярости» — один из лидеров в списке «100 лучших китайских фильмов» по версии киноакадемии Гонконга. Главный герой — мастер восточных единоборств Чен Жен (его и играет Брюс). Жен всегда отличался своими боевыми навыками и не знал себе равных: он быстрый, как молния и крайне опытный боец.
Возвращаясь в свою бывшую школу, главный герой узнает трагическую весть о своем наставнике, который и научил его всему — тот был жестоко убит во время нападения на школу боевых искусств. Заведение, вопреки режиму оккупации (действие происходит в 1908 году, когда японцы захватили Шанхай), работало и обучало молодых людей кунг-фу и карате. Чен Жен расследует этот инцидент и узнает, что нападение было организовано японской школой бушидо. Не надеясь на законные методы, молодой мастер решает лично привлечь виновных к ответственности.