Баба Яга спешит на помощь: 10 российских детских фильмов
Хорошо знакомые сказочные герои оказываются в современной реальности. Старые традиции передаются новым поколениям. Дети благодаря незамутненному взгляду на мир решают проблемы, с которыми взрослые не могут справиться. Обо всём этом рассказывает современное российское кино, снятое для детей. Хотя правильнее будет сказать, что это семейные фильмы и взрослым они понравятся не меньше.
Если вам оказались близки фильмы из этой подборки, рекомендуем также ознакомиться с лучшими советскими картинами для детей и подростков.
Семья, состоящая из Вики, ее девятилетней дочери Алины и кота Кузи, переезжает в новую квартиру. Место прекрасное, о таком доме можно только мечтать, но счастье длится недолго. Почти сразу в квартире начинают происходить странные вещи: двигаются шкафы, падают книжные полки, бьется посуда. Испугавшись, новые жильцы бегут к соседям и узнают, что это проделки домового, который за многие годы так устал от бестолковых людей, что теперь избавляется от всех без разбора. Вика не собирается сдаваться, но как вступить в переговоры с тем, кого даже нельзя увидеть?
Комедийный фэнтези-фильм снял режиссер Евгений Бедарев, до этого уже не раз обращавшийся к фантастическим историям («Пока цветет папоротник», «Беловодье. Тайна затерянной страны», «Последний хранитель Беловодья»). Роль кота Кузи исполнили сразу четыре пушистых артиста из труппы Юрия Куклачёва. Некоторые сцены в картине были изменены или дополнены, исходя из того, как вели себя в декорациях животные: коты плохо поддаются дрессировке, так что импровизировали по полной. Создатели говорят, что хотели отразить национальный колорит, сделав это средствами современных технологий. И у них это прекрасно получилось.
Москва, наши дни. Иван Найдёнов, бывший воспитанник детского дома, профессионально занимается «магией» — снимается в телешоу «Битва магов» и принимает клиентов. Однажды он делает «приворот» мужа-изменника, а через некоторое время встречает его в торговом центре. Убегая от разгневанного супруга клиентки, Иван прыгает в трубу в аквапарке, а когда выныривает — обнаруживает себя в лесу. Это Белогорье, и здесь живут персонажи русских сказок. Оказывается, Иван — сын богатыря Ильи Муромца, и теперь ему предстоит вступить в борьбу с силами зла и спасти сказочный мир. А заодно изменить собственную жизнь.
Приключенческий фильм режиссера Дмитрия Дьяченко впечатляет сказочным миром Белогорья, населенным знакомыми с детства персонажами. А контраст между волшебной фольклорной страной и современным взглядом главного героя только добавляет истории шарма. «Последний богатырь» стал вторым полнометражным российским фильмом, снятым студией Disney. Основные съемки проходили в Москве. Волшебный колодец, избушка на курьих ножках и темница были построены в кинопавильонах, а сцены, действие которых происходит в скалах и пещерах, — в Кабардино-Балкарии и Адыгее.
Геннадий Петрович живет в приморском городке, работает садовником в парке и к своим растениям испытывает гораздо больше чувств, чем к людям. Общается он только с другом Валерой, а дочь Таню много лет назад отдал на воспитание тетке. Сейчас у Тани уже есть собственный сын Гриша и небольшая кондитерская. Однажды в жизни нелюдимого садовника появляется Чебурашка — необычный зверек, не похожий ни на кого другого. Геннадий Петрович привязывается к новому другу, и его жизнь начинает меняться. Но он еще не знает, что совсем скоро его семью ожидают проблемы, связанные с происками некой Риммы.
«Чебурашка» режиссера Дмитрия Дьяченко не является экранизацией произведений Эдуарда Успенского. Это совершенно новая сказка про всеми любимого ушастого зверька. Выйдя на экраны, картина менее чем за месяц стала самым кассовым фильмом в истории российского проката. И это неудивительно, ведь маленькие зрители, несомненно, очаровались трогательным главным героем, а их родители, бабушки и дедушки — поностальгировали, вспомнив персонажа из своего детства. Кстати, создатели «Чебурашки» спрятали в нескольких диалогах и кадрах пасхалки, отсылающие к известным картинам. Среди них, например, «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Собачье сердце».
Шестилетний Ильхам проводит беззаботное лето в деревне у бабушки Суфии и дедушки Расима и не знает, что с его родителями случилось несчастье. Дело в том, что пенсионеры не могут решить, как сообщить внуку плохие вести, и вообще не уверены, нужно ли сообщать. Чтобы отвлечь ребенка, Расим предлагает ему сыграть в старую татарскую игру «Бери да помни». Для этого нужно вместе с кем-нибудь разломить v-образную куриную косточку и после этого, обмениваясь предметами, не забывать произносить фразу «беру и помню». Если забываешь — исполняешь желание другого. Постепенно в игру вовлекаются и другие жители деревни, а их жизни начинают меняться.
Для режиссера Байбулата Батуллина картина «Бери да помни» стала полнометражным дебютом. В ее основу легла реальная история его семьи. Роль Расима исполнил Рабит Батулла, родной отец режиссера, а некоторые предметы (например, игрушечная машинка), использованные в фильме, были взяты из дома, где Байбулат провел детство. Драмеди победило в конкурсе дебютов прошлогоднего фестиваля «Короче» в Калининграде. Картину сняли всего за 20 дней. Это очень добрый, обаятельный фильм, поднимающий при этом сложную проблему смерти и необходимости говорить о ней с детьми.
23 мая 2012 года. Шестиклассники в сопровождении учительницы едут на экскурсию в Гатчину. По дороге водитель автобуса предлагает чуть изменить маршрут и заехать к местным археологам. Оказавшись среди раскопок, школьники находят необычный камень, покрытый древними иероглифами. Возможно, это послание народа майя, который много лет назад пророчил конец света именно в 2012 году. Перед отъездом один из ребят, Глеб, решает оставить память о себе и пишет на таинственном камне текущую дату. На следующий день он и еще двое учеников оказываются во вчерашнем дне — и время с этого момента начинает идти вспять.
Российский фильм «Календарь ма(й)я» снят по мотивам одноименной повести Виктории Ледерман. Произведение было написано в 2012 году, а в 2014-м на конкурсе имени Владислава Крапивина подростки назвали его лучшей книгой. Режиссера Викторию Фанасютину привлекла идея обратного отсчета времени и возможность поразмыслить над этим явлением с деткой точки зрения. Герои в ее картине дружат, злятся, дерутся, становятся веселее и отзывчивее. И всё это на фоне приключений, происходящих в величественном весеннем Санкт-Петербурге.
Чудо может случиться с человеком в любой момент. Другой вопрос — насколько мы к этому готовы? Героев трех разных историй объединяет одно: с ними происходят необыкновенные события, и они вступают в игру, которую подготовило для них само время. Так, один из них — игроман и ярый поклонник научной фантастики — неожиданно находит старинный артефакт. Второй персонаж однажды звонит подруге, и этот звонок переносит его на 80 лет назад, в страшные годы войны. Третья история происходит в 1948 году: Петя живет с мамой в коммуналке, их послевоенный быт полон тягот и бесконечных забот, но у них есть сосед Илья, который регулярно приносит свежую морскую рыбу. Вот только непонятно, где он ее берет в такое сложное время.
У «Хроноса» сразу два режиссера: опытный постановщик Роман Просвирнин («Не родись красивой», «Позвони в мою дверь») и дебютант Дмитрий Аболмасов. В основе сценария — три рассказа Кира Булычева: «Поломка на линии», «Можно попросить Нину?» и «Шум за стеной». Героев советской фантастики поместили в современную реальность, и картина от этого только выиграла. Истории, рассказанные в ней, показывают важность таких вечных ценностей, как любовь, забота, взаимная поддержка и помощь. Фильм совсем не пророчит обществу падение нравов, наоборот — дает надежду, что развитие технологий сделает мир лучше.
Талантливый авиаконструктор Юрий Гордеев вместе с лучшим другом и коллегой Геннадием уже много лет разрабатывает самолет ЮГ-1. Технический шедевр почти закончен и скоро будет участвовать в соревнованиях во время авиасалона. Цель — получить правительственный тендер. Незадолго до мероприятия пьяный Гордеев погибает в автомобильной аварии, однако он продолжает видеть и слышать всё, что происходит вокруг него. Оказавшись в такой ситуации, он решает довести до конца главное дело своей жизни. Для этого ему нужен человек, который сможет его увидеть. И таким человеком становится школьник Ваня Кузнецов.
Фантастическую комедию «Призрак» снял режиссер Александр Войтинский. На роль Вани актера искали в нескольких городах России и в итоге из 500 кандидатов выбрали Семёна Трескунова. Юный актер и Фёдор Бондарчук, сыгравший Юрия, перед съемками проходили курс для пилотов, где на специальном тренажере учились управлять самолетом. Кстати, ЮГ-1 был полностью создан на компьютере, чтобы максимально передать всю его современность и технологическую новизну. Догадываясь, что фильм неизбежно будут сравнивать с «Привидением», где главную роль исполнил Патрик Суэйзи, создатели повесили в комнате Вани плакат с этим героем, но только из другой его картины — из «Грязных танцев».
Сеня живет в Москве, учится в школе и уже давно не верит в чудеса и сказки. Однажды по дороге в аптеку за лекарством для бабушки он проходит мимо ярмарки в Измайловском парке и видит там некую личность, которая ворует товары. Сеня тут же достает смартфон и начинает снимать бессовестного вора. Следуя за ним, мальчик оказывается в таинственном лесу и встречает там Лешего, Бабу Ягу и других знакомых героев. Однако сами существа совсем не рады гостю, ведь его прибытие означает, что границы между мирами разрушились и силы зла могут напасть в любой момент — причем как на людей, так и на жителей сказочного края. Чтобы это предотвратить, Бабе Яге нужно найти цветок дивноцвета, который поможет создать спасительное заклятие.
«Баба Яга спасает мир» — добрая сказка, семейная комедия и отличный повод провести вечер вместе с детьми. Режиссер Карен Захаров как-то сказал в интервью, что Яга — его любимый персонаж из русских сказок. В фильме классическая злодейка раскрывается с неожиданной стороны, а попытка поместить знакомых фольклорных героев в современность оказалась очень удачной. Картину снимали в Москве и Подмосковье. Она стала одним из самых прибыльных отечественных релизов 2023 года, а уже через неделю после выхода на экраны создатели объявили о съемках сиквела.
Восьмилетняя Нина увлекается многими вещами, но ко всему быстро теряет интерес. Так случилось и с огромным красивым пианино. В первые дни девочка не могла от него оторваться и рьяно изучала нотную грамоту, но наука эта оказалась непростой, и музыка была заброшена, как и многие занятия до нее. Однако инструмент решил не сдаваться. В прямом смысле. То ли к ужасу, то ли к восторгу окружающих пианино начинает играть мелодии самостоятельно. И всё бы ничего, но про это узнают злоумышленники. Они решают похитить пианино и с его помощью подчинять себе людей. Но грабители не знают, с кем связались. На помощь всему миру спешит девочка Нина!
Режиссер Роман Шаляпин снял фильм, идеальный для семейного просмотра. В его веселый приключенческий сюжет заложены истины и смыслы, гораздо более глубокие, чем просто развлечение. С одной стороны, можно не отрываясь следить за тем, как девчонка и ее друг обводят грабителей вокруг пальца, а с другой — задуматься над вопросом, стоит ли отказываться от эмоций, если они настолько сильны, что с ними сложно совладать. Это волшебная сказка, в которой злодеи скорее забавные, чем устрашающие, а приключения всегда сопровождаются познавательным уроком.
У подростка Лёньки недавно умерла мама. Мальчик замыкается в себе и тяжело переживает трагедию. Вместе с отцом Давидом они едут к дедушке Бимбе, который живет на берегу Байкала. Так Давид надеется отвлечь сына от мрачных мыслей. Бимба зовет внука на подледную рыбалку. По дороге они попадают в сильнейшую бурю, и старая машина дедушки ломается прямо посреди озера. Узнав о ненастье, Давид бросается на поиски родных. Теперь троим мужчинам нужно справиться со стихией и во всех смыслах отыскать друг друга.
Сюжет картины основан на истории, которая произошла с Мосэ Куртанидзе, когда он был ребенком. Мосэ исполнил в фильме роль Давида, а также стал соавтором сценария. Режиссером выступил Михаил Расходников. Снимали «Дух Байкала» в Бурятии зимой 2022 года, испытывая на себе все прелести сибирской зимы. Однако метель создавали при помощи искусственного снега и специальных приборов. Для сцен с волками животных больше недели везли из Москвы. Их пришлось охранять от диких сородичей, обитающих рядом с местом съемок. Фильм говорит о важности семьи, необходимости держаться вместе и ценить друг друга. А Байкал в картине стал самостоятельным героем — величественным, суровым, бесстрастно наблюдающим за человеческой драмой.