872 дня: Фильмы про блокаду Ленинграда
27 января 2024 года исполняется ровно 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. Осада города немецко-фашистскими войсками продолжалась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. О количестве ее жертв до сих пор нет единого мнения, в целом называют число от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. Подавляющее большинство людей погибло от голода, холода и вызванных ими болезней. История города в эти дни наполнена как страшными событиями, так и сюжетами, достойными восхищения. Собрали несколько художественных и документальных фильмов, которые с разных сторон рассматривают образ блокадного Ленинграда — одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны.
Для интересующихся другими аспектами Второй мировой войны у нас есть еще одна подборка.
В январе 1943 года Маша Яблочкина (Анастасия Цибизова) и Соня Вишневская (Светлана Смирнова-Кацагаджиева) поступают на курсы кондукторов. В блокадном Ленинграде это неплохой вариант, потому что на железной дороге дают продуктовый паек и теплую койку. Правда, на следующий же день их в числе прочих отправляют на лесозаготовки и строительство железной дороги по льду Невы к Большой земле. Оттуда будут ходить составы с припасами для голодающего города. Хлипкий, на скорую руку собранный мост скрипит, лед потрескивает под тяжестью железнодорожного состава, немцы обстреливают и бомбят — в таких условиях девушкам приходится проявить стойкость и учиться работе на поезде.
Режиссер Фёдор Попов ставил фильм по сценарию Дмитрия Каралиса, чей отец служил в той самой 48-й колонне, о которой рассказывает картина. Собирая материалы для фильма, Каралис и Попов искали документы, свидетельства очевидцев, проводили интервью с выжившими работниками Шлиссельбургской железной дороги. На их основе режиссер также собрал документальный фильм «Колоннисты». Конечно, являясь художественным фильмом, «Коридор бессмертия» не воссоздает точно судьбы отдельных людей, тем не менее у главной героини был реальный прототип — кондуктор Мария Ивановна Яблонцева. Ее можно увидеть среди респондентов фильма «Колоннисты».
В феврале 1942 года во время бомбежки оказывается разрушенным дом девочки Кати (Алина Саргина). Она остается на улице с чужим полумертвым ребенком на руках. Имени его Катя не знает, но с этих пор называет своим братом и делится с ним последним куском хлеба. В опустевшем после эвакуации городе им находят квартиру, девочка умудряется добыть всё необходимое для жизни и даже поставить на ноги малыша, которого называет Серёжей. Мама Кати умерла от голода за полгода до этого, а мать Серёжи бросила сына, чтобы отправиться в эвакуацию, потому что с ребенком до трех лет в опасный путь брать не хотели.
Драма Владимира Потапова — ремейк фильма «Зимнее утро» (1966), снятого по книге Тамары Цинберг «Седьмая симфония». Писательница сама пережила всю блокаду в Ленинграде и прекрасно знала, о чем пишет. В фильме военные подвиги где-то далеко, главный подвиг героев — в сохранении человечности в невыносимых условиях, а спасение — в привязанности к другому: соседу, близкому, знакомому. Все эти идеи были выстраданы Тамарой Цинберг, отказавшейся от эвакуации, чтобы сохранить архив своего отца-публициста. 30-летняя женщина с первых дней блокады стала бойцом местной противовоздушной обороны и при этом не оставляла основной профессии — художника-графика.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Черно-белая документальная картина Сергея Лозницы собрана из кадров кинохроники, снимавшейся в разные годы блокады. В единый фильм смонтированы пленки, рассказывающие о страшных буднях осажденного города: о подготовке артиллерии и аэростатов, о пожарах в разбитых бомбами домах, о разрушенных зданиях, о спасении памятников, о пленных фашистах, об эвакуации жителей, о марширующих солдатах, о заготовке дров и воды, о вмерзших в сугробы трамваях, о буднично лежащих на снегу трупах.
В ленту вошли материалы из архивов «Фильмофонда Санкт-Петербургской студии документальных фильмов». Эти ролики снимали операторы Ленинградской объединенной киностудии, оставшиеся в городе во время блокады. Также в картину вошли фрагменты из других неигровых фильмов вроде «Ленинграда в борьбе» и «900 незабываемых дней». Звуки города Лозница частично взял из архивов, частично записал заново. Хронику никак не комментируют: зритель остается наедине с документальными кадрами. Кроме того, режиссер намеренно избегал изображения военных действий, сосредоточившись только на повседневности, которая сама похожа на сражение со смертью.
1941 год. Боец Борис Корбут (Олег Даль), бывший балетмейстер, получает особое задание — он должен собрать в блокадном Ленинграде танцевальную группу для поднятия духа бойцов. Корбут смущен таким неожиданным поручением и даже не сразу осознает его невероятную сложность. Взрослые танцоры уже давно на фронте, как и он, а в голодающем городе остались только его бывшие студенты-подростки. Бледные дети с ввалившимися глазами еле волочат ноги от голода, странно даже представить, что они когда-то смогут танцевать. Но именно это и должно их спасти: Корбут решает собрать молодежный ансамбль. На фронте опасно, но голод погубит детей еще быстрее.
Картина Наума Бирмана поставлена по книге «Балерина политотдела», написанной Юрием Яковлевым по мотивам реальных событий. Прототипом главного героя стал балетмейстер Аркадий Обрант, который в начале войны ушел в народное ополчение, а после собирал группу танцоров для пополнения агитвзвода 55-й армии. Подростки после лечения в госпитале действительно начали выступать перед бойцами и за время войны дали более трех тысяч концертов. Постепенно состав группы был увеличен вдвое, а после окончания войны из танцоров собрали Молодежный ленинградский ансамбль танца.
Весна 1942 года. Бывшего летчика гражданской авиации Константина Лунина (Пётр Глебов) отправляют в Ленинград в эскадрилью истребителей. В ней осталось всего пять человек, и Лунин приходит на место погибшего накануне аса. Задача оставшихся — не гоняться за вражескими самолетами, а отгонять их от военных кораблей, защищающих город. Все летчики очень разные, но испытания вытаскивают на поверхность те внутренние качества, о которых они сами не подозревали. В это же время в Ленинграде девушка Соня (Людмила Гурченко) переживает гибель матери и кончину деда и остается одна с маленьким братиком.
Черно-белая драма «Балтийское небо» была поставлена в 1960 году по книге Николая Чуковского, который в годы войны был военкором в 3-м гвардейском истребительном авиаполку. Прототипом главного героя был герой СССР Георгий Костылев, который за время войны совершил 418 боевых вылетов. История про летчиков требовала изобретательности в изображении воздушного боя, поэтому к съемкам привлекли ленинградских спортсменов-авиамоделистов. Они создали модели и советских, и немецких самолетов, которые во время съемок поднимались в воздух около сотни раз.
Осень 1943 года. В маленькой, практически вымершей деревне недалеко от Ленинграда каким-то чудом еще живы мать (Екатерина Гусева) и трое ее детей. Все очень слабы от голода, единственное средство найти еду — ковырять мерзлую землю возле минного поля в поисках репы и рыскать по лесу в надежде на чудом сохранившиеся ягоды шиповника. Во время вылазки за скудным провиантом двое братьев находят раненую овчарку. Старший (Олег Чугунов) рационально считает, что из собаки выйдет отличный суп, который можно будет растянуть на несколько дней и поставить на ноги умирающую сестренку. Младший (Алексей Родионов) же заворожен настоящей военной овчаркой и спасает ее, несмотря на голод.
Трогательная драма о дружбе мальчика и собаки разворачивается в сказочно заснеженных лесных пейзажах. О войне здесь напоминают лишь колючая проволока у минного поля, осунувшиеся лица героев, еле слезающих с кровати или с печи, да сложность морального выбора между жизнью семьи и собаки. Благодаря в целом сравнительно позитивному сюжету картина вполне подходит для просмотра с детьми. Фильм стал сценарным и режиссерским дебютом актрисы Дарьи Биневской.
Документальный сериал режиссера Екатерины Романовой состоит из 20 коротких серий, каждая из которых раскрывает одну из сторон жизни блокадного Ленинграда. Например, после общего вводного первого эпизода во втором рассказывают о «пищевых заменителях», использовавшихся во время голода. В третьем — о бомбардировках и участии жителей в противовоздушной обороне. В четвертом — о том, как горожане пытались выживать во время зимы 1941–42 годов, одной из самых холодных и снежных в XX веке. Пятая серия посвящена грузовикам-полуторкам и ледовой «Дороге жизни», по которой в Ленинград доставляли продовольствие.
Шестая серия говорит о том, как проходила эвакуация людей из города, вокруг которого сжималось кольцо осады. Седьмая — о незаменимости трамваев в жизни блокадного города, ходивших до последних крупиц электроэнергии в сети. В восьмой рассказчик подробнее останавливается на теме электроснабжения города, когда все основные ГЭС оказались отрезанными от Ленинграда. В сериале использованы кадры документальной хроники, фотографии, отрывки из художественных фильмов, цитируются документы и записи из дневников, которые вели жители всех возрастов в эти дни.
В феврале 1942 года ленинградка Ольга (Ольга Озоллапиня), чувствуя, что приходят ее последние дни, решает отправиться в долгое путешествие на другой конец города. Возле завода на Невской заставе живет и работает хирургом ее пожилой отец. Ольга хочет попрощаться, если он еще жив, и попросить прощения. Домой она возвращаться не собирается, так как уверена в том, что путь заберет у нее последние силы. Женщина не исключает даже того, что не сможет дойти до отцовского дома и умрет где-то по пути. Перед уходом надо сделать только одно дело — отвезти на санках тело умершего мужа в морг.
Так начинается странствие героини по призрачному Ленинграду, наполненному смертью и льдом. Автор фильма Андрей Зайцев писал сценарий по мотивам повести Ольги Берггольц «Дневные звезды», а также использовал материалы из «Блокадной книги» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Режиссер особо подчеркивает: ничто из рассказанного в ленте не является художественным вымыслом. Cкромный дисклеймер, впрочем, не уберег его от возмущения граждан недостаточно героическим обликом умирающего города. И все-таки в 2020–2021 годах картина собрала все крупнейшие награды российских фестивалей и премий — 42-го ММКФ, «Ники», «Золотого орла».
Начало сентября 1941 года. Ленинград еще не вступил в свою первую блокадную зиму. Командование Ленинградского фронта занято организацией обороны, и важнейшее дело в этот момент — достать порох. Специалиста Николая Никонова (Юрий Беляев) с группой товарищей отправляют в Кронштадт. Люди должны подобрать нужные смеси для артиллерийских орудий и переправить их в Красную армию, обороняющую город. Немецкие войска уже окружили Ленинград, поэтому миссия не только опасна, но и требует сообразительности, чтобы доставить сложный и важный груз в целости и сохранности.
Основой для фильма Виктора Аристова в 1985 году стала одна из малоизвестных историй времен обороны Ленинграда. Ее главный герой — человек, целиком и полностью погруженный в войну. Он безучастен к мелким повседневным делам и пустым дрязгам окружающих людей, которые еще не подозревают о том, что им придется пережить в ближайший год. Картина сильна не только и не столько изображением исторических событий, сколько эволюцией Никонова. Ему придется пройти через ад, чтобы взглянуть на жизнь и на своих близких другими глазами.
Летом 1942 года Михаил Поляков (Николай Крючков) прилетает в Ленинград, чтобы вручить срочную бандероль в Радиокомитет. В бандероли — партитура «Симфонии № 7» Дмитрия Шостаковича и приказ исполнить произведение 9 августа. Участники оркестра в Доме Радио, конечно, воодушевлены, но дирижер Орест Добросельский (Марк Перцовский) заявляет, что они не в состоянии сыграть симфонию таким составом. У него в распоряжении всего 30 человек, а для такого дела нужно еще 50. Несмотря на то что на линии обороны каждый солдат на счету, командование срочно возвращает из армии бывших музыкантов. Начинаются репетиции.
В основе фильма лежит реальная история Ленинградской премьеры «Симфонии № 7». Правда, дирижер на самом деле носил не народно-крестьянскую фамилию Добросельский, а неуместно звучащую Элиасберг. Впрочем, на мемориальной доске, установленной в честь этого концерта на стене филармонии в 1985 году, фамилия уже указана верно. Накануне событий, описанных в картине, Элиасберг несколько недель провел в больнице, борясь с дистрофией. Однако, когда начались репетиции, он с музыкантами работал по 5-6 часов шесть раз в неделю. Участники оркестра чувствовали себя не лучше, но продолжали работать, и выступление состоялось.