20 лучших российских фильмов XXI века
Отечественный кинематограф гораздо сложнее и многограннее, чем кажется. XXI век подарил множество любопытных картин, которые должны остаться в истории нашей индустрии. Вспомнили 20 лучших российских фильмов современности: от запутанных авторских драм Андрея Звягинцева и Бориса Хлебникова до блокбастеров, комедий и триллеров.
Также предлагаем вам посмотреть подборку лучших советских фильмов.
Супруги Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) вот-вот разведутся. Единственное, что до сих пор держит пару вместе, — квартира и маленький сын Алёша (Матвей Новиков). Жилье уже выставили на продажу, а вот в воспитании мальчика не заинтересован ни один родитель: отец уже нашел новую семью, а мать изначально планировала сделать аборт и никогда не хотела ребенка. Однажды мальчик бесследно исчезает, и на его поиски отправляются волонтеры. Женя и Борис тем временем переосмысляют свои отношения и пытаются понять, что и когда пошло не так.
Андрей Звягинцев рисует быт российского среднего класса минималистично и очень приземленно: без излюбленных библейских метафор из раннего творчества и эстетских кадров в духе «Левиафана». В декорациях хмурых многоэтажек и заброшенных зданий герои рыщут в поисках ребенка, а заодно — и ответов на фундаментальные вопросы. Что такое любовь? Почему брак приносит больше горя, чем радости? Наконец, можно ли быть счастливым в стране вечных морозов и печальных людей? Бескомпромиссность режиссера делает фильм одной из самых честных драм в истории нового отечественного кино.
Жизнь врача ярославской скорой помощи Олега (Александр Яценко) рушится на глазах. Новое руководство клиники вносит бессмысленные коррективы: теперь рабочие будни напоминают каторгу. А супруга Катя (Ирина Горбачёва) требует развода из-за усталости от брака. Мужчина, который сутками напролет спасал людей со всех уголков города, впервые за долгое время решает собственные проблемы.
Режиссер-аутсайдер Борис Хлебников — один из ярчайших представителей «новых тихих». К этому направлению причисляют российских инди-постановщиков 2000-х и 2010-х годов, которые без надрыва и честно показывали жизнь простых людей: спокойных семьянинов, молчаливых дорожных рабочих или экстравагантных пенсионеров. Автор углубляется в жизнь маленького человека и показывает его будни без прикрас. Романтическая линия тоже развивается не по киношной драматургии: история об угасшей любви настолько же хаотична и непредсказуема, как и в реальности, — на акты ее не поделить, а рационально никак не объяснить.
Сотрудники станции «Как бы радио» Лёша (Леонид Барац), Слава (Ростислав Хаит), Саша (Александр Демидов), Камиль (Камиль Ларин), Нонна (Нонна Гришаева) и Макс (Максим Виторган) должны совершить подвиг века. Их задача — за неделю превратить непутевого массажиста Игоря Цаплина (Василий Уткин) в достойного кандидата на выборах губернатора. Экипаж садится на корабль и перемещается по всей Волге с агитационной программой. Но политика в регионах — непростое дело: политтехнологи нарываются то на озлобленных бандитов, то на вечно пьющих казаков, то на высокомерных военных.
В 2000-е «Квартет И» мастерски разоблачал проблемы российского общества: от манипуляций средств массовой информации до нечестных выборов. Комедия про депутата Игоря Цаплина — одна из самых язвительных работ коллектива. Здесь смеются над духовенством, чиновниками, полицейскими, журналистами и простыми людьми. А заодно перенимают традиции мастеров вроде Николая Гоголя или Михаила Салтыкова-Щедрина, которые находили в забавном трагичное, а в трагичном — забавное. Вот и «День выборов», несмотря на непрекращающийся фарс, в итоге оказывается грустной историей о России, которая превратилась из политического цирка в политическую формальность.
Дерзкий парень Матвей (Александр Кузнецов) заявляется в квартиру к отцу девушки Андрею Геннадьевичу (Виталий Хаев). В руках у него — молоток, в глазах — ненависть, а в голове только одна мысль: убить хозяина этого дома. Неожиданная встреча двух мужчин оборачивается кровавой резней в хрущевке, руганью и хитрыми планами предательства.
Дебютная картина молодого режиссера Кирилла Соколова доказала, что в рамках российского кино можно снять смелый жанровый шедевр: одновременно зрелищный и злободневный. Постановщик перенял цинизм и любовь к нелинейному повествованию у Тарантино, ультранасилие — из южнокорейских боевиков, вырвиглазную цветовую гамму — из фильмов Вонга Кар-Вая. А проблему полицейского произвола, взяточничества и патриархата просто перенес из знакомых российских реалий.
Провинциальный российский город. Слесарь-сантехник Дмитрий Никитин (Артём Быстров) замечает, что гигантское старое общежитие находится в аварийном состоянии и может рухнуть в течение нескольких часов. Мужчина пытается достучаться до администрации, но чиновники в лучшем случае не слушают героя, а в худшем — угрожают ему расправой. Дмитрий должен в одиночку сразиться с системой: всё для того, чтобы спасти невинных жителей.
Простой как дважды два сюжет нашумевшей драмы Юрия Быкова окупается постановкой конфликта. В коррумпированном маленьком городке, где чиновники повязаны друг с другом круговой порукой, дураком становится идеалист Дмитрий. Он готов жертвовать собственной жизнью ради блага незнакомых людей и сражаться за мир, недостойный спасения. Мрачный, как песни группы «Кино», фильм показал парадоксальность нового времени. Бесчестие здесь — залог выживания.
Мужчина по имени Дмитрий (Владимир Мишуков) встречается в родном городе с девочкой-подростком Машей (Софья Гершевич). Между ними нет никакой романтики, но по непонятной причине героя тянет к новой знакомой. Оказывается, это не единственный случай близких отношений Дмитрия с тинейджерами. Но неизвестно, чем именно руководствуется герой фильма.
Писатель Михаил Сегал снял, возможно, самый запутанный современный российский фильм: на протяжении двух часов зритель следит за персонажем, чья мотивация совершенно не ясна. Главный герой — то ли любитель несовершеннолетних девушек, то ли просто одинокий человек, а может, и вовсе серийный маньяк. Терпеливую публику ждет награда в виде бескомпромиссного финала: он открывает истинные стремления Дмитрия и отправляет в нокаут абсолютно всех — и ценителей «Лолиты» Набокова, и фанатов умных фестивальных драм.
Школьник Вениамин (Пётр Скворцов) вдохновляется Библией и теперь считает, что весь мир живет неправильно: ученики ведут себя разнузданно, учителя пропагандируют антирелигиозные ценности, и никто, кроме него, не может спасти мир. Подростку-фанатику противостоит преподавательница биологии Елена Львовна (Виктория Исакова). Она еще не знает, как много лишений и неудач ей придется пережить из-за Вени.
«Ученик» Кирилла Серебренникова с каждым годом становится лишь актуальнее. Токсичная идея сначала захватывает одного человека, а потом распространяется на целое общество: годы проходят, эпохи сменяются, но человеческая глупость и тяга к насилию остаются прежними. Прославленный театральный, а затем и кинорежиссер не изменил своему методу: на экране сложные мизансцены, актеры перестреливаются монологами, а декорации остаются преимущественно камерными. Так Серебренников популяризировал театральные приемы на большом экране.
Простая русская женщина Ленка (Яна Троянова*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов)) должна во что бы то ни стало доехать до улицы Торфорезов в Екатеринбурге и выйти на работу в ларек. На дворе Новый год, а значит, на пути у героини возникнет множество препятствий: от таксиста в наркотическом опьянении (Евгений Цыганов) до безумцев, поджигающих петарды на собственной голове (Гоша Куценко).
В отличие от большинства слащавых и мелодраматичных новогодних фильмов, «Страна ОЗ» даже не пытается создать у зрителей праздничное настроение. Режиссер Василий Сигарев устраивает на экране алкогольный детский утренник: с начальниками ОВД, диванными войнами и фифами. Россия здесь — не только страна, где случаются чудеса, но и откровенная империя балагана.
1984 год. Фарцовщик Валера Буадзе (Леонид Бичевин) и его подруга Анжелика (Агния Кузнецова) встречают провинциального капитана милиции Журова (Алексей Полуян). Мужчину в форме привлекает девушка, он насилует ее в сарае, а затем увозит к себе домой. Здесь Журов держит Анжелику как пленницу.
Алексей Балабанов вписал себя в историю отечественного кино не одним фильмом, но в рамках новой российской истории выделяется прежде всего «Груз 200». Режиссер переосмыслил рубеж веков в стране: от Афганской войны и развала СССР до установки новой власти в России и смены ценностей. Мастер мрака и безысходности, Балабанов впервые в жизни снял настоящий хтонический хоррор: насилие, убийства и ментальные измывательства здесь демонстрируют прямо в кадре. Столько красных линий не пересекал, кажется, ни один наш режиссер.
История жизни хоккеиста Валерия Харламова (Данила Козловский). Он начинал с самых низов, играя за чебаркульскую «Звезду», но быстро завоевал доверие тренера ЦСКА Анатолия Тарасова (Олег Меньшиков) и пробился в состав столичной команды. Чтобы потом стать легендой не только клуба, но и всего национального спорта. Венцом карьеры хоккеиста стала знаменитая суперсерия против канадцев.
«Легенда №17» понравилась зрителям не масштабом и уж тем более не запутанным сценарием: хватило лишь того, что это была чуть ли не первая качественная российская спортивная драма. Профессиональная и личная карьера Харламова сплетались на экране воедино, а дуэли на льду становились битвой не только за медали и очки, но и за силу человеческого духа. Здесь всё — от шума клюшек до актерской игры Данилы Козловского — соответствовало стандартам дорогих голливудских блокбастеров.
Избалованный мажор Гриша (Милош Бикович) получает заслуженное наказание: отец-богач (Александр Самойленко) в коллаборации с изобретателем-психологом (Иван Охлобыстин) строят поместье в стиле XIX века, нанимают десятки актеров и заставляют недоросля поверить, что он переместился в прошлое. Теперь Гриша, некогда разъезжавший на роскошных машинах и пьющий дорогой алкоголь, живет в хлеву, прислуживает барину и выполняет всю грязную работу. Постепенно мужчина переосмысляет свою старую жизнь и учится поступать правильно.
Чуть больше, чем через месяц после премьеры в кинотеатрах «Холоп» побил рекорд российского проката: фильм стал самой кассовой отечественной премьерой со сборами в 3 миллиарда рублей. Секрет успеха даже проще, чем кажется. Клим Шипенко смешал концепцию «Шоу Трумана» и других конспирологических драм о маленьком человеке со слэпстик-комедией о попаданце. В итоге зритель заранее знал, что главный герой находится посреди большой игры и, в общем-то, этого заслуживает: поэтому совсем не переживал за его судьбу и просто наслаждался историей об исправлении высокомерного богача.
Садовник в приморском парке-дендрарии Геннадий Петрович (Сергей Гармаш) совсем не любит людей: он ворчит на них, неохотно выполняет просьбы и заботится только о растениях. Всё потому, что на мужчину давно обиделась дочь (Полина Максимова). Она не подпускает дедушку к внуку и избегает любого контакта с черствым папой. Всё меняется, когда в дом к Геннадию попадает таинственное ушастое существо, обожающее мандарины. Начав ухаживать за ним, садовник становится более добрым и чутким.
Собравший в прокате 7 миллиардов рублей «Чебурашка» стремительно сбросил «Холопа» с пьедестала самого кассового российского фильма. С одной стороны, создатели сыграли на ностальгии зрителей: сняли кино о любимых героях детства, да еще и оживили ушастого медвежонка (кажется) с помощью 3D-технологий. Однако в картине хватает новшеств. Гена теперь — не крокодил, а обычный хмурый садовник. Да и история о поиске друзей для Чебурашки стала взрослее. Теперь это трогательная семейная драма о том, как важно прощать себя и близких за ошибки. И учиться брать ответственность за тех, кого мы полюбили.
Во время работы в открытом космосе астронавт Олег Богданов получает тяжелую травму. Помочь ему может только профессиональный хирург. В Роскосмосе составляют шорт-лист из медиков для полета, в него входит и мать-одиночка Евгения Беляева (Юлия Пересильд). Наравне с коллегами-врачами она проходит сложнейшую подготовку и сдает тесты. В результате ее выбирают для отправки в космос. Вот только прежде чем решать проблемы галактического масштаба, женщине нужно разобраться с делами на Земле.
Режиссер Клим Шипенко, кажется, нашел универсальный рецепт хита — иначе не объяснить, почему три его фильма так понравились и зрителям, и критикам. В «Вызове» автор снова жонглирует жанрами. Первая половина напоминает то ли драму о разваливающейся семье, то ли спортивный триллер: Евгения выходит за рамки собственных возможностей, чтобы оказаться в ракете. А вот вторая выглядит как эталонный космический блокбастер. Благо, и сам фильм снят в космосе: поэтому невероятные виды планет и жуткого вакуума здесь неподдельно реалистичные.
Фигуристка Надя Лапшина (Аглая Тарасова) долго шла к заветной мечте о медалях, но на ее пути встала травма. Девушка попадает в инвалидное кресло и, скорее всего, будет вынуждена завершить карьеру. Тренер знакомит спортсменку с хоккеистом-разгильдяем Александром Гориным (Александр Петров): его выгнали из команды за дурной характер, а вернуться ему позволят, только если поможет Наде встать на ноги. Сначала между ними завязывается дружба, а потом — и вовсе любовь.
Молодой режиссер Олег Трофим оседлал одну из главных российских стихий — лед. На экране романтического мюзикла герои делают кульбиты на коньках и параллельно поют современные народные хиты: от «Стыцамена» Валентина Стрыкало до «Лететь» «Амеги». А заодно ссорятся, мирятся, влюбляются и преодолевают себя. Позже франшиза из истории о леди и бродяге перерастет в семейную драму о родительстве, взрослении и принятии близких.
Бравый молодец Алёша Попович устал от того, что орда во главе с Тугариным Змеем грабит Ростов непосильной данью. Тогда богатырь решает проучить злодея: кладет всё золото в пещеру, а вход заваливает гигантским валуном. План героя быстро дает трещину. Камень скатывается и разрушает весь Ростов-на-Дону, а орда беспрепятственно опустошает дома мирных жителей. Чтобы исправить ошибку, Алёша идет по пятам врагов вместе с дедом Тихоном, говорящим конем Юлием, дамой сердца Любавой, ее бабушкой и осликом Моисеем.
Первый «богатырский» мультфильм студии «Мельница» задал уровень отечественной анимации на годы вперед. Технически в работах о трех богатырях не было ничего необычного: классический 2D-рисунок и яркие, но недетализированные задние планы. Зато идейно это стало шагом вперед. Авторы переосмысляли русские былины в постмодернистском ключе, как это делали создатели «Шрека» со сказками: богатырь оказывался еще и остолопом, в окружении у него появлялся незатыкающийся конь, а князь Киевский больше напоминал алчного российского чиновника.
Мелкие бандиты Кот (Владимир Вдовиченков), Рама (Сергей Горобченко), Килла (Максим Коновалов) и Ошпаренный (Андрей Мерзликин) угоняют «бумер» и скрываются от преследования. По пятам преступников идут сотрудники ФСБ и милиции. Чтобы не попасться на глаза стражам порядка, они пытаются залечь на дно. Но с иномаркой и подозрительным внешним видом сделать это оказывается не так-то просто. Убежищем становится серая русская глубинка.
Российское кино 2000-х сложно представить без наследия 1990-х. Хамоватые и дерзкие бандиты перебрались не только в творчество видных авторов вроде Балабанова, но и в мейнстримные хиты. Дебют Петра Буслова не предлагал ничего принципиально нового: это классическое роуд-муви о путешествии из точки А в гнетущую неизвестность, вот только героями жанра становились негодяи и преступники. Чем больше зритель следил за ними, тем быстрее понимал: они ничем не отличаются от простых людей, только выбрали другую дорогу.
Студент Илья Горюнов (Александр Петров) веселится в клубе с друзьями. В этот момент в здание вламываются силовики с облавой. Чтобы защитить девушку, герой атакует командующего операцией. В качестве наказания парню подбрасывают наркотики и отправляют в тюрьму на 7 лет. Когда Илья выходит, он понимает, что мир вокруг изменился до неузнаваемости. Мать умерла, бывшая возлюбленная уже завела семью, а лучший друг сторонится Горюнова из-за плохой репутации. Герой решает отомстить полицейскому Петру Хазину (Иван Янковский), виновному в аресте. Но только что освободившийся случайно убивает обидчика и забирает его телефон. Теперь Илья поддерживает иллюзию, будто Пётр жив.
Шипенко вновь демонстрирует чудеса жанрового ремесленничества. «Тексту» удается не только разоблачать реалии современной России с полицейским произволом и сфабрикованными уголовными делами, но и рассказать жуткую историю о самозванце. Илья буквально крадет жизнь погибшего Петра: общается с его родителями и девушкой Ниной (Кристина Асмус), а вскоре и вовсе начинает следить за возлюбленной погибшего. В знакомых декорациях разворачивается удивительно футуристичный сюжет о том, как в цифровом веке легко выдать себя за кого-то другого.
Радиоведущая Маша теряет телефон посреди Санкт-Петербурга. Мобильник находит простой парень Максим. После расставания он разочаровался в жизни, людях и уж тем более в городе, поэтому мечтает уехать в Германию и начать всё с чистого листа. Максим пытается вернуть находку Маше, но у парочки никак не получается встретиться.
«Питер FM» — не просто уютная мелодрама в сеттинге стильного Санкт-Петербурга, но и капсула времени. Режиссерка Оксана Бычкова мастерски передает мироощущение людей 2000-х: они скучают и мечтают о жизни в Европе, радуются открывшимся перспективам на фоне экономического подъема страны и легко теряются — ведь мобильные телефоны еще не появились у каждого россиянина. По «Питер FM» можно изучать вайбы эпохи: трава тогда была зеленее, люди — добрее, а любовь — чище.
В канун Нового года в России разворачивается сразу несколько невероятных историй. Девочка из детского дома Варя (Алина Булынко) врет, что ее папа — президент. И ей приходят на выручку люди со всех уголков страны. Работяга Боря (Иван Ургант) оказывается в одном самолете с предполагаемым любовником (Сергей Светлаков) жены. А парень по имени Лёха (Артур Смольянинов**(признан иноагентом Минюстом РФ)) крадет полицейскую форму и неожиданно становится героем. Судьбы этих и многих других персонажей оказываются связаны теорией шести рукопожатий.
Сложно поверить, но когда-то «Елки» Тимура Бекмамбетова были не только новогодней рутиной для всех сотрудников кинотеатров, но и фильмом, объединяющим людей по всей стране. Наивные и добрые новеллы напоминали, что вы не одиноки и всегда можете рассчитывать на поддержку окружающих. Читерский ход с на первый взгляд несвязанными историями лишь усиливал этот эффект: части большой и протяженной России объединены поддержкой и любовью простых граждан. Достаточно просто крепко пожать кому-то руку. Сегодня культовая франшиза насчитывает уже 11 фильмов, если считать «Елки лохматые».
Ленинград, 1938 год. Капитан Фёдор Волконогов (Юра Борисов) из Областного управления внутренних дел занимается репрессиями и даже участвует в убийствах неугодных граждан. Однажды Волконогов видит призрака приятеля (Никита Кукушкин): тот заявляет, что после смерти гэбист попадет в ад. Спастись получится, только вымолив прощение хотя бы у одного из родственников погибших. Пока Фёдор пытается связаться с близкими репрессированных, по его пятам следует начальник управления Головня (Тимофей Трибунцев).
Фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова по-прежнему нельзя посмотреть легально. Авторы изменяют СССР 1930-х до неузнаваемости, переодевают спецслужбистов в модные спортивные костюмы, а вместо соцреалистических песен по кругу пускают треки группы Shortparis. Череда кровавых пыток и драматичных историй о маленьких людях, чьи жизни уничтожило преступное государство, подводят к не менее пессимистичным выводам: неважно, кто ты — начальник управления или мелкая сошка, — если у тебя руки в крови, на том свете прощения ждать бессмысленно.