Меньше денег — больше смысла: 11 фантастических фильмов с маленьким бюджетом
Обычно съемки фантастического фильма — это очень дорогое удовольствие. Костюмы, грим, спецэффекты — современные зрители избалованы богатым визуалом. К тому же если у вас в кадре присутствует инопланетянин, хочется, чтобы он был как настоящий. Однако вложение больших денег в производство иногда сильно вредит содержательной стороне. Инвесторы хотят гарантированной прибыли, поэтому дорогие блокбастеры избегают экспериментов и предпочитают проверенные ходы и простые решения. А вот если над душой не стоят спонсоры, у вас меньше технических возможностей, зато больше творческой свободы. Вы, например, можете сделать настоящую научную фантастику или поэкспериментировать с методами съемки. И необходим поистине увлекательный и крепкий сюжет, потому что больше вам нечем соблазнять зрителя. Сегодня мы собрали несколько фантастических фильмов, которые сделаны с минимальным бюджетом, но смотреть их зачастую интереснее, чем блестяще снятый блокбастер.
35-летний профессор Джон Олдмэн собирается переезжать. Он прожил в этом доме 10 лет, но теперь, по давно заведенному правилу, собирает вещи, чтобы навсегда покинуть это место. Друзья приходят попрощаться и не перестают изумляться, почему он так внезапно решил оставить место и всех, кому дорог. Внезапно Джон сдается и признается, что живет на свете уже больше 14 тысяч лет: он родился пещерным человеком, в возрасте 35 лет перестал стареть и обречен на вечные странствия, чтобы никто об этом не догадался. Друзья, разумеется, ему не верят, но вопросов у них становится еще больше.
Действие фильма сосредоточено в одной локации, герои просто беседуют, но этот разговор захватывает и не отпускает до самого финала. Этот прекрасный образец камерной научной фантастики обошелся своим создателям всего в 200 тысяч долларов. Сценарий для него писал Джером Биксби, который и прежде работал для низкобюджетных постановок в сериалах «Звездный путь» и «Сумеречная зона». Кстати, продюсер картины был просто счастлив, когда пираты украли фильм и выложили в интернет, чем способствовали его раскрутке, ведь бюджета на рекламу у «Человека с Земли» не было.
Середина XX века, маленький городок Каюга. По вечерам школьница Фей подрабатывает телефонным оператором на коммутаторе. Девушка увлекается футуристическими прогнозами про автоматизированные машины, переносные телефоны и скоростные вакуумные дороги. Ее друг Эверетт работает диджеем на местном радио, поэтому, когда в коммутаторе раздаются странные шумы, а с разных концов города поступают тревожные звонки, Фей обращается за помощью к нему. Вместе они пытаются разгадать загадочные звуки. Первой зацепкой становится звонок радиослушателя Билли, который встречался с такими шумами, когда выполнял секретное задание на военной службе.
Дебютный и пока единственный фильм режиссера Эндрю Паттерсона был снят за 700 тысяч долларов и абсолютно очаровал кинокритиков. Во-первых, воссозданием эстетики и духа 50-х. Во-вторых, постмодернистской игрой на территории классической и даже немного наивной научной фантастики. В-третьих, отказом в некоторые моменты от изображения — в поддержку идеи о том, что всё самое главное происходит в воображении. Таким образом Паттерсон входит в противостояние с большими фантастическими блокбастерами, которые визуализируют всё до малейшей детали, не оставляя зрителю шанса принять участие в конструировании мифа.
Братья Джастин и Аарон 10 лет назад бежали из секты, чтобы избежать участия в массовом самоубийстве. Сейчас их дела идут из рук вон плохо: они не могут найти нормальную работу и не умеют общаться с обычными людьми. Однажды братья получают по почте видеокассету из лагеря, где прежде жили. Оказывается, там никто не самоубился, их «семья» всё еще жива. Аарон был еще совсем ребенком, когда они бежали, и помнит о секте только хорошее. Он уговаривает брата съездить в гости на один день. Сектанты принимают их радушно, рассказывают, как у них здорово, но довольно скоро становится понятно: в лагере творится что-то ненормальное.
Режиссеры Джастин Бенсон и Аарон Мурхед мастерски использовали все возможности съемки и монтажа для создания мистической атмосферы. Как и «Бескрайняя ночь», эта история тоже не спешит показывать всё, что скрывается во тьме, и это не только бюджетно, но и эффектно. Философия проста и озвучена сразу в эпиграфе к фильму: «…самый древний и сильный страх — это страх неведомого». А на неведомое только намекают. Обойтись скромным бюджетом помогли и дополнительные таланты режиссеров: Бенсон написал сценарий, Мурхед был оператором, при этом оба сыграли главные роли, и монтажом занимались тоже они. Воистину авторское кино!
Будущее Австралии в этом фильме незавидно: топливный кризис привел к разгулу бандитизма. Офицер Макс Рокатански водит крутую машину «Перехватчик» — это самые мощные автомобили Основного силового патруля. Однажды Рокатански преследует бандита по кличке Ночной Ездок, и, уходя от погони, тот разбивается насмерть. На похороны в небольшой городок съезжаются полусумасшедшие разозленные байкеры и начинают терроризировать местных жителей. Силовой патруль вынужден вступить в противостояние.
В этом фильме фантастическое допущение — лишь повод, чтобы поставить много сцен с погонями. Для этого режиссер Джордж Миллер использовал списанные полицейские автомобили, а для эпизода, где байкеры разбивают топорами машину, взяли Chevrolet Impala 1956 года, который должен был пойти на металлолом. В карьере режиссера это первый полнометражный фильм, и на главную роль он взял никому еще не известного Мэла Гибсона. Итогом их работы стали безумные кассовые сборы: потратив на съемки 350 тысяч австралийских долларов, Джордж Миллер собрал в прокате на родине 100 миллионов. Долгое время «Безумный Макс» значился в Книге рекордов Гиннеса как фильм с наивысшим соотношением бюджета и прибыли. Что интересно, более дорогой сиквел, вышедший в 1981 году, уже не вызвал такого ажиотажа.
Дариус проходит стажировку в журнале «Сиэттл», ее гоняют по мелким поручениям, и практика продвигается не очень успешно. Удача приходит в лице опытного журналиста Джеффа, который берет ее и стажера-индуса в командировку в маленький городок Оушен Вью. Они будут собирать материал для статьи о человеке, который дал в газету объявление: «Требуется напарник для путешествия в прошлое. Это не шутка. Оплата по возвращении. Возьмите оружие. Безопасность не гарантируется. Я делаю это только второй раз». Очень быстро выясняется, что журналист Джефф не горит желанием работать, так что всё расследование ложится на плечи Дариус.
Создатель фильма Колин Треворроу был дебютантом в режиссуре полнометражного художественного кино. Его картина получила отличные оценки кинокритиков и, хотя не стала рекордсменом проката, но свой скромный бюджет в 750 тысяч долларов в прокате отбила, заработав почти 4,5 миллиона долларов. После такого удачного старта Колину доверили работу над гарантированным блокбастером «Мир Юрского периода» с многомиллионным бюджетом и голливудскими звездами в главных ролях.
Обратная сторона Луны, 2035 год. Горнодобывающий комплекс «Лунар» ходит по поверхности спутника Земли и добывает гелий-3, который обеспечивает энергией практически всё человечество. На Луне отбывает трехгодичную вахту только один человек — инженер Сэм, который должен присматривать за техникой и контролировать добычу. Ему осталось отработать всего пару недель, а потом можно лететь домой к жене и дочке. Сэм очень рад предстоящему окончанию смены, единственное, что его беспокоит, — он стал часто болеть и теряет концентрацию, отчего во время одного из выездов на участок попадает в аварию.
В нашей подборке это самый дорогой фильм — с роскошным бюджетом в 5 миллионов долларов и известным актером Сэмом Рокуэллом в главной и единственной роли. Тем не менее для фантастики это копейки, и модели, которые использовались в сценах на поверхности Луны, двигались по площадке на веревочках. При этом режиссеру Дункану Джонсу очень повезло, что съемки фильма пришлись на период забастовки сценаристов в Голливуде: работы на многих других проектах были остановлены, и благодаря этому получилось нанять классных мастеров по спецэффектам.
Главный герой приходит в себя в лаборатории. От женщины, которая занимается им, он узнает, что его зовут Генри, а она — его жена Эстель. У Генри нет одной руки и одной ноги, он был серьезно ранен, но здесь его подлатали, а теперь любимая монтирует ему киберруку и киберногу. Эстель должна запустить еще и речевой модуль, но в лабораторию врываются вооруженные люди, которым нужен Генри как первая удачная модель киберсолдата. Приходится срочно бежать. Теперь большую часть времени герой проводит в беготне, стрельбе и резне на улицах города, где за ним охотятся и полицейские, и солдаты, и бандиты. На бегу же он фрагмент за фрагментом узнает, что происходит и кто все эти люди.
Главная фишка картины — стилизация под компьютерную игру от первого лица. Зрителю предлагают побыть Генри, поэтому мы до самого финала не знаем, как он выглядит: видны только его руки, в которых то пистолет, то нож, то японский меч, то граната. Роль главного героя сыграли 13 человек — разные операторы, в том числе операторы-экстремалы, которые ходили, бегали, прыгали с камерой GoPro. Скромный бюджет картины по окончании съемок иссяк, и для постпродакшена режиссеру Илье Найшуллеру пришлось дополнительно собирать деньги методом краудфандинга.
Девочка Си вместе с отцом прилетает на планету, которая очень похожа на Землю, но люди могут ходить по ней только в скафандрах с фильтрами, потому что в воздухе летает ядовитая пыльца. Здесь старатели добывают драгоценный самоцвет орелак. Он растет под землей, и добыча его требует ювелирной точности, зато каждый камушек стоит бешеных денег. Отец Си — опытный добытчик, и первый камень они получают легко, поэтому он хочет найти еще. У него есть информация о настоящих залежах орелака, но по пути старатели натыкаются на двух других охотников за удачей, которые надеются отнять добычу. Отец Си погибает в перестрелке, и девочка остается на чужой планете одна.
Фильм Кристофера Колдуэлла и Зика Эрла — отличный пример того, что при помощи всего лишь скафандров и с минимальными спецэффектами можно сделать настоящую приключенческую фантастику. Дождевой лес в Национальном парке «Олимпик» выглядит вполне инопланетным; потрепанные и разномастные скафандры — достоверными для диких условий, в которых происходит действие; а практические спецэффекты — более уместными, чем CGI. В целом большинство кинокритиков сходится во мнении, что скромный бюджет (4 миллиона) пошел картине только на пользу.
В руинах разрушенного города после ядерной войны пытаются существовать люди. Профессор с женой нашли приют в подвале музея. Женщина больна, а профессор потерял счет дням и сочиняет письма погибшему сыну. Санитары ходят по убежищам, где скрылись немногие оставшиеся в живых люди, проводят осмотры и здоровым выдают пропуска в бункер, где больше шансов на выживание. Больных, слабых и старых не берут, чтобы не расходовать ресурсы понапрасну. Профессор продолжает работать, равно как и его коллеги — сотрудники музея. Они пишут, думают и осмысливают произошедшее.
В лужах, в развалинах домов, в старинных газгольдерах, в подвале полуразрушенной церкви был снят самый страшный фильм в жанре постапокалипсиса — страшный своей безжалостной реалистичностью. Здесь нет героя, который всё преодолеет, есть только люди, живущие в умирающем мире, сами медленно умирающие и пытающиеся сохранить человеческий облик. Для режиссера Константина Лопушанского это был дебютный полнометражный фильм, на стадии монтажа ему помогли Семен Аранович и Алексей Герман. Сценарий писали сообща: Вячеслав Рыбаков, его учитель Борис Стругацкий, а также Лопушанский и Герман.
Ученый Макс Коэн занимается теорией чисел, он пытается найти закономерность, которая позволит понять природу раз и навсегда, целиком и полностью. Макс обладает способностью производить сложные вычисления в уме, страдает от страшных головных болей, ни с кем не общается, кроме пары человек, время от времени видит галлюцинации. Сейчас он ставит опыты на индексах фондовой биржи, пытаясь при помощи собранного им компьютера предсказать курсы. Для него это чисто научный интерес, а для других людей — ценная находка. Во время очередного расчета компьютер Макса сгорает, но перед этим выдает 216-значное число и предсказывает резкое падение курсов. Макс считает это ошибкой, но на следующий день убеждается в том, что совершил открытие.
Это, пожалуй, единственный низкобюджетный фильм в карьере Даррена Аронофски. После его успеха в прокате и на фестивалях у режиссера больше не было проблем с тем, чтобы получить финансирование для своих новых работ. А ради этой жутковатой черно-белой картины экономить приходилось буквально на всем. Например, сцены в метро снимались нелегально, иначе пришлось бы заплатить 18 тысяч долларов за ночь, при этом весь бюджет фильма составил всего 128 тысяч долларов: 60 — на съемки, 68 — на постпродакшн.
Молодая женщина приходит в себя в медицинской криогенной капсуле и не понимает, как она здесь оказалась. Ее воспоминания о прошлом крайне фрагментарны и совсем не проясняют ситуации. Единственная ниточка — компьютер MILO, которым оснащена капсула. С его помощью женщина выясняет, что зовут ее Элизабет Хансон, она профессор-биотехнолог и работала в том числе в области криогеники. Элизабет через MILO звонит в полицию и просит о помощи, но не способна сказать, где находится. Элизабет считает, что ее похитили и закопали, но не может даже предположить, зачем.
Этот камерный триллер создавался во времена коронавирусного карантина в Париже, так что изоляция реальная и изоляция фантастическая отлично наложились друг на друга. Изначально Александр Ажа собирался только продюсировать фильм, но потом передумал, заинтересовавшись нетривиальной для режиссера работой с супертесным пространством. Большие проекты из-за карантина были приостановлены, так что звезды сошлись.