10 сериалов по произведениям Стивена Кинга
Продолжаем смотреть «Противостояние» и неизбежно сравниваем его с другими экранизациями повелителя хорроров Стивена Кинга. Нескольким поколениям его сюжеты запомнились именно по сериальным адаптациям. Мы подумали, что это отличный повод для ностальгического марафона в ожидании новых выпусков текущего шоу. Вспоминаем лучшее, страшное и необычное из фильмографии мэтра.
Строго говоря, первая экранизация романа о детях и злобном клоуне скорее не сериал, а двухсерийный телефильм. Но нельзя не упомянуть этот знаковый продукт своей эпохи, с которого и началась эра Кинга на маленьких экранах. Это было время, когда изменился сам подход к телевизионному продукту. Компания ABC хотела показать зрителю что-то одновременно знакомое и ни на что не похожее. Сюжет известен: шесть 12-летних мальчиков и одна девочка живут в маленьком городке Дерри в конце 1950-х. В это время просыпается древнее чудовище, которое питается детьми. Оно принимает форму человеческого страха, но для себя предпочитает костюм клоуна с кровавой улыбкой. Одолев монстра один раз, друзья вернутся в город детства, чтобы дать ему бой снова.
Сегодня многое в этом фильме смотрится наивно — спецэффекты, пробелы в сюжете, актерская игра. Но главным его украшением, источником множества ночных кошмаров и предметом сотен пародий, был Тим Карри в роли «Оно» — клоуна Пеннивайза.
Еще один двухсерийник ABC, стремившийся повторить успех «Оно». Сразу можно сказать, что попытка не удалась: «Томминокеры» первоначально не понравились почти всем. Хуже того, позднее Стивен признавался в ненависти к собственной книге. И все же, оглядываясь назад, миллионы зрителей ощутили ностальгию. Именно это чувство сопровождает сегодня отношение к большинству его ранних экранизаций.
«Томминокеры» же — как это часто бывает именно не с шедеврами, а средними произведениями автора, — квинтэссенция творчества Кинга. Здесь есть все его штампы, типичные герои, все узнаваемые и любимые приметы. Городишко в штате Мэн, писатель-алкоголик, абьюзивные мужья, мистически одаренные дети, неведомое проклятие и внезапный научно-фантастический элемент. Американский обзорщик Ностальгирующий Критик даже придумал игру, в которой, при появлении такого элемента в сериале, нужно немедленно выпить. Играть нужно очень осторожно! Но даже если сериал вас не напугает, просмотр доставит много приятных минут.
Наконец, ABC создала первый настоящий сериал (а четырехсерийный фильм уже в самом деле можно считать настоящим сериалом). Экранизация кинговского опуса никого не разочаровала. Те, кто смотрит новую версию «Противостояния», легко представят сюжет. Пандемия смертельного вируса, странствие немногих уцелевших людей по Америке, борьба двух пророков, посланницы Бога матушки Абигейл и «антихриста» Флегга, за то, что осталось от человечества. При том в старой версии, начиная с легендарных открывающих кадров под песню Don’t Fear The Ripper, показывали масштабную картину событий. Беспорядки, войска в городах, насильственный локдаун и соперничающие банды.
Начиная с Гэри Синиза в главной роли, мы встречаем множество знакомых лиц, даже если не всегда помним актеров по именам. Но сегодня Роб Лоу — звезда «Парков и зон отдыха», а Мигель Феррера — навеки Альберт из «Твин Пикс». Игра и спецэффекты, по условиям времени, теперь смотрятся немного «мультяшно», однако кому какое дело, когда на экране такая драма. И, кстати, Джейми Шеридан в образе Рэндалла Флэгга запомнился зрителям на долгие годы, чего никак нельзя сказать про исполнившего эту же роль в «Тёмной башне» Мэттью МакКонахи.
«Пугаю маленькую девочку?!» — крылатая фраза из фильма от безумного мистера Туми. На самом деле, «Лангольеры» напугают кого угодно! Сюжеты большинства фильмов более-менее традиционны, внимательный зритель может предсказать, как будет развиваться битва с монстрами. Но идея лангольеров вовсе ни на что не похожа — и даже не думайте угадать, кто такие лангольеры, если вы не в курсе.
Представьте: вы заснули в самолете, а проснувшись, обнаружили, что все ваши соседи бесследно пропали. Несколько таких же, как вы, сонь, впрочем, остались, но самолет летит на автопилоте. По счастью среди оставшихся пассажиров есть летчик. Приземлившись, вы не находите ни одной живой души в аэропорту — как и признаков присутствия жизни где-то еще. Проанализировав ситуацию, вы понимаете, что попали в прошлое. Вся жизнь ушла в будущее, вы обречены, ведь в прошлом нет никого и ничего. Кроме, разве что, источника давящего ужаса, который неотвратимо приближается откуда-то из-за горизонта… В такой ситуации понятно, почему нечистый на руку брокер мистер Туми свихнулся и бегает с ножом за девочкой-экстрасенсом.
Все любят классический хоррор Стэнли Кубрика с Джеком Николсоном, кроме самого Стивена Кинга. И понятно, почему: Джек Торренс, писатель-алкоголик, был альтер-эго самого автора. Кинг был недоволен тем, как цинично Кубрик обошелся с этим героем. Он-то хотел рассказать печальную историю постепенной деградации и искупительной жертвы. Поэтому, когда экранизации его романов стали популярны, он взялся за дело сам. Стивен написал сценарий для едва ли не побуквенной адаптации своего бестселлера. Поэтому этот сериал максимально близок к оригинальному произведению. Поскольку это телевизионный продукт из девяностых, многим, конечно, пришлось пожертвовать.
Кубриковские реки крови были просто немыслимы, а на эффектный взрыв отеля «Оверлук» не хватило бы денег. И многие зрители сегодня останутся недовольны такими «находками», как оживающие кусты. Зато именно здесь мы увидим драматичный рассказ об отношениях отца-грешника, его жены и маленького сына. Чем человечнее и несчастнее покажется Джек Торренс, тем нам за него печальнее — и, отчасти, страшнее.
Сериал, необычный во многих отношениях. Он знаменует некий переход от преимущественно недорогих и по-хорошему наивных экранизаций к более масштабным и серьезным фильмам. При этом «Буря» не была экранизацией романа. Кинг впервые писал оригинальную историю для телевидения.
Место действия снова штат Мэн, маленький остров Литл-Тол. Остров отрезан от материка разразившейся бурей. Констебль Майк арестовывает на острове чужака по имени Линож, убившего старушку. Пришелец не раскрывает своей личности — только грозит всем муками ада и требует отдать то, что ему принадлежит. Вскоре выясняется, что решетки камеры не спасают от таинственной силы чужака. В сценарии (позднее отдельно изданном Кингом) сошлось множество литературных мотивов, включая легенду об ученике дьявола, «Визит старой дамы» Дюрренматта и рассказ Ширли Джексон «Лотерея». Но особенно современным кажется чувство катастрофы, неотвратимо меняющей мир, который мы знали.
Если уж вспоминать сбывшиеся кошмары и видения Кинга, то очень актуальным выглядит сериал «Под куполом». История об одном городе на карантине. Правда, этот карантин действительно жесткий: как следует из названия, город Честер-Милл (снова штат Мэн) в буквальном смысле накрыл купол, прозрачный, но непробиваемый. Никто ничего не предвидел — разом произошло несколько автокатастроф, разбился самолет, все внутри городской черты остались отрезаны от мира. Включая, как водится, чужака — человека, который совершил убийство, после чего у него некстати сломалась машина.
Пока армия и спецслужбы с внешней границы Купола пытаются разобраться в ситуации, в самом Честер-Милле разыгрываются понятные человеческие драмы. Уже не мини-сериал — «Поду куполом» был длиннющей адаптацией огромного романа, но скучно никому не было. Когда есть задумка подобного рода, она сама толкает сюжет вперед ко всеобщему удовольствию.
Если уж вспоминать сбывшиеся кошмары и видения Кинга, то очень актуальным выглядит сериал «Под куполом». История об одном городе на карантине. Правда, этот карантин действительно жесткий: как следует из названия, город Честер-Милл (снова штат Мэн) в буквальном смысле накрыл купол, прозрачный, но непробиваемый. Никто ничего не предвидел — разом произошло несколько автокатастроф, разбился самолет, все внутри городской черты остались отрезаны от мира. Включая, как водится, чужака — человека, который совершил убийство, после чего у него некстати сломалась машина.
Пока армия и спецслужбы с внешней границы Купола пытаются разобраться в ситуации, в самом Честер-Милле разыгрываются понятные человеческие драмы. Уже не мини-сериал — «Поду куполом» был длиннющей адаптацией огромного романа, но скучно никому не было. Когда есть задумка подобного рода, она сама толкает сюжет вперед ко всеобщему удовольствию.
Эту новинку от HBO уже окрестили как лучшую экранизацию Кинга за всю историю. В книжной вселенной сериал — своеобразный спин-офф «Мистера Мерседес». Миры двух романов объединяет персонаж Холли Гибни, частного детектива и помощницы Билла Ходжеса. У Холли есть уникальная память саванта и, возможно, расстройство аутического спектра, и необычный взгляд на вещи помогает ей сохранять хладнокровие, даже когда начинают происходить жуткие чудеса. В Чероки-Сити, где разворачивается действие «Чужака», она будет работать с детективом Андерсоном — очередным разочарованным пьющим сыщиком из глубинки.
Сюжет «Чужака» в самом деле способен нагнать кошмары. В начале местный тренер обвинен в убийстве мальчика, причем улики выглядят неопровержимо. За исключением того, что подозреваемого тогда многие видели в другом городе. Холли Гибни предполагает существование мистической сущности, которая убивает детей по всей стране в обличии разных людей. Поэтому сериал часто сравнивают с «Настоящим детективом». Чудовища, монстры и мистика являются в этих продуктах эпохи являются метафорой иррациональной ненависти, которая скрывается в сердце американской сабурбии.
Наконец, еще один сериал-исключение. Стивен мало участвует в его создании, зато само шоу посвящено его творчеству. Всякий поклонник писателя знает Касл-Рок — место, где развернулись события многих знаковых произведений Кинга. Авторы антологии решили, что с тем же успехом город (конечно, в штате Мэн) может стать местом для новых историй. Сериал состоит из историй о ритуальных убийствах, жестоких бандах, абьюзивных семьях, призраках и неописуемых ужасах — всем, что мы так любили.
Надо отметить, отзывы о сериале были разные, и на волне пандемии Hulu закрыл производство. Однако мы предлагаем посмотреть старые сезоны в надежде на новые — как нельзя лучше «Касл-Рок» показывает, что универсум Стивена Кинга остается актуальным и живым источником вдохновения для новых творцов.