Зима, любовь, коронавирус, одиночество: 10 новых российских короткометражных фильмов
Короткометражные фильмы очень редко выходят в прокат, да и вообще редко добираются до широкого зрителя. А ведь снимают их обычно молодые авторы, которые чуть позже громко заявляют о себе с уже полными метрами. Порой кажется, что после показов на нескольких фестивалей, короткометражные картины попросту негде посмотреть. В случае с российскими фильмами ситуация попроще — победители и участники «Кинотавра» и «Короче» сегодня попадают в библиотеку онлайн-кинотеатров. Рассказываем о 10 заметных отечественных короткометражных работах, на которые стоит обратить внимание.
Женя (Данил Стеклов) занимается ремонтом стиральных машин. Один из заказчиков — его бывшая девушка (Дарья Жовнер), которая переехала в Москву, но возвратилась в родной город, чтобы продать старую квартиру. Молодой человек пытается вернуть ушедшую любовь. Старое чувство готово разгореться с новой силой.
Режиссер Сергей Малкин — выпускник мастерской Алексея Попогребского в Московской школе кино — снял мелодраму о невозможности, но необходимости отпустить уже ушедшую любовь. Картина участвовала в короткометражном конкурсе «Кинотавра» 2021 года. Буквально несколькими яркими сценами и узнаваемыми жестами автору удается заставить сопереживать героям, примерить на себя предлагаемые обстоятельства. И сразу же ощущается внутренний нерв этой глубокой истории. Все проходит, даже любовь, не стоит пытаться остановить время или вернуться в прошлое.
Двое сотрудников полиции (Дмитрий Куличков и все тот же Данил Стеклов) отправляются на выезд. Им нужно зафиксировать смерть замерзшего прямо у проруби рыбака и привезти его тело в морг. Но мороз становится непреодолимым препятствием для выполнения вроде бы рутинного задания.
«Холодно» — режиссерский дебют актера театра и кино Данила Иванова — участвовал в короткометражном конкурсе «Кинотавра. Один из продюсеров картины Никита Владимиров сам в этом году снял свой первый фильм — комедию «Бабки». А другой его продюсерский проект — «День мертвых» Виктора Рыжакова — был в основном конкурсе фестиваля в Сочи. На вторых ролях здесь сильно нетрезвый Павел Ворожцов, блестящая Ольга Лапшина и предстающая в новом для себя амплуа Анна Слю. Зимний комедийный очерк с черным юмором очень точно характеризует современную российскую реальность: морозно, страшно и смешно. И не очень понятно, чего больше.
Лида (Виктория Лемешенко) и Боря (Владислав Мелихов) — обычная бедная пара молодых людей. Девушка возвращается с вечеринки с пунцовым засосом и забавно вещает о своих похождениях, отвечая на вопросы недовольного парня. Но, конечно, на первом месте в этом фильме все равно любовь. Она побеждает и обиды, и неустроенность, и неопределенность будущего.
Дебютант Антон Елисеев — продюсер, актер и студент третьего курса режиссерского факультета Екатеринбургского государственного театрального института. Его первая работа победила на прошлогоднем «Кинотавре». Со сцены Зимнего театра в Сочи Елисеев благодарил своего учителя Николая Коляду. «Хорошая девочка Лида» — красочная, пусть и незамысловатая комедийная история, которая подкупает своими по-настоящему искренними диалогами и современными реалиями (например, скидками на замороженную курицу в «Пятерочке»).
Бангис Счастливый — сын влиятельного гвинейца и простой русской женщины. Жизнь у него всегда была веселая. Он рос в Советском Союзе, был музыкантом, хиппи, изредка снимался в эпизодических ролях на экране. В какой-то момент проблемы с алкоголем едва не свели его в могилу. Но затем Бангис повстречался с родным отцом, отправился в Гвинею, пытался добывать золото и не преуспел. Сегодня он пишет автобиографию, которая наверняка обернется увлекательным авантюрным романом.
Бангис Счастливый — сын влиятельного гвинейца и простой русской женщины. Жизнь у него всегда была веселая. Он рос в Советском Союзе, был музыкантом, хиппи, изредка снимался в эпизодических ролях на экране. В какой-то момент проблемы с алкоголем едва не свели его в могилу. Но затем Бангис повстречался с родным отцом, отправился в Гвинею, пытался добывать золото и не преуспел. Сегодня он пишет автобиографию, которая наверняка обернется увлекательным авантюрным романом.
Москва, разгар пандемии коронавируса и режима самоизоляции. Неопределенность буквально сводит горожан с ума. Супруги Володя (Степан Девонин) и Юля (Анна Котова-Дерябина) готовятся к походу в продуктовый магазин. Жена внимательно выслушивает все указания мужа, который тщательно опрыскивает ее с ног до головы антисептиком и меняет перчатки и маску каждые 10 минут. Но встреча с нерадивыми согражданами приводит героя в ужас и едва не доводит до приступа.
Прекрасные сценаристы и режиссеры Наталия Мещанинова и Борис Хлебников (вместе они работали над «Аритмией» и «Сердцем мира») сняли самый актуальный короткометражный фильм года. Им удалось уловить дух нашего безумного пандемийного времени, которое, надеемся, когда-нибудь все-таки благополучно закончится. А пока к новым реалиям можно и нужно относиться с юмором. Может, очень скоро супермаркеты перестанут быть местом боевых действий, а особо впечатлительные и переживающие не будут чувствовать себя космонавтами, познающими неизведанное.
Валентин (Кирилл Фролов) — застенчивый и эксцентричный молодой человек (полосатая выцветшая рубашка на все пуговицы, челочка, прямой взгляд и официальный тон речи). Он изобретатель, который снимает для своего инстаграм-аккаунта @izobrentin (полюбопытствуйте, чтобы обезопасить себя от многих досадных неудач) ролики о том, как же пользоваться его приспособлениями. Среди них предохраняющая мизинец от ударов насадка на пружинке, рама для безопасного мытья посуды, автоматический переворачиватель подушки и многое другое. Кажется, Валентин специально поместил себя в этот замкнутый мир для того, чтобы не думать о личной жизни. 7 лет назад от него ушла жена (Аглая Тарасова), но он продолжает считать, что у них еще обязательно все получится. На этот раз в ход пойдет возвращатель любимых на стропной тяге!
Изобретательная комедия Сергея Филатова вызвала у членов жюри фестиваля «Короче» прошлого года единогласный восторг и заслуженно завоевала главный приз смотра. Это действительно очень смешно. Кроме того, блогер-изобретатель отчасти герой нашего времени, человек погруженный в какое-то дело, фактически не общающийся с другими, несущий людям пользу, о которой они могут и не подозревать, и пытающийся сбежать от реальных проблем.
Главную героиню зовут Настя (Диана Шульмина). Девочка-подросток потеряла при не до конца выясненных обстоятельствах отца-нефтяника, после чего вместе с мамой (Юлия Силаева) переехала в Подмосковье. Здесь в одном из заброшенных зданий обитает черная тварь по имени Ева, которую Настя подкармливает. Мама, кажется, пытается строить новую жизнь. Ева способна на совершенно дикие поступки — например, от надоевшего ухажера женщины. При этом у Насти к твари все равно теплые чувства.
Дебютная работа Кристины Манэулы участвовала в конкурсе «Кинотавра»-2020 и удостоилась диплома Гильдии киноведов и кинокритиков. Манжула — выпускница Московской школы кино. Это редкий пример короткометражного отечественного хоррора, который не боится социального высказывания, оглядывается по сторонам и находит ужас в нашей повседневности.
Юг России, лето. В один из особо жарких дней Николай (Артем Сучков) отправился в магазин и купил арбуз. Казалось бы, ничего особенного. Но вдруг из арбуза он начал слышать странные звуки. Теперь у Николая появился настоящий (да, немножко необычный) друг: они вместе смотрят футбол, катаются на велосипеде по городу и даже лежат в ванной.
Короткометражный фильм Татьяны Астаповой тоже участвовал в конкурсной программе фестиваля «Короче»-2021 и стал его заметным событием, пусть и остался без наград. Мир все больше уходит в виртуальную реальность и соцсети. Да и пандемия помогла современному человеку прочувствовать свое одиночество. Иногда попытки встретить близкую по интересам душу приводят к неожиданным открытиям.
Александр (Михаил Тройник) — вполне успешный мужчина средних лет, семьянин — едет на важное собеседование. Удивительно, но проходит оно в стареньком спортивном зале. Здесь восседают трое безумного вида мужчин. Они образовывают своего рода комиссию, которая оценивает Александра и его поступки. Все двери в зале быстро закрываются, а мужчины советуют пришедшему на собеседование застрелиться. Так будет проще. Что вообще здесь происходит?
И еще один участник фестиваля «Короче» 2021 года. Название (странное и на первый взгляд непонятное) очень точно подходит этой сюрреалистической картине. Чтобы выжить, главному герою советуют застрелиться. В один абсурдный ряд с этим действием встанет отворачивающийся от солнца подсолнух. Режиссер Владимир Еремин показывает антиутопическую реальность, в которой высшая справедливость или божий суд (называйте, как хотите) есть на самом деле и случается он в самом неожиданном месте и самыми странными присяжными.
Режиссер Кирилл Лукин сделал главным героем своего дебютного документального фильма дедушку своего друга — ветерана афганской войны Александра Федоровича Фомина, позывной «Фаза». Немолодой уже мужчина на камеру откровенно отвечает на вопросы внука и вспоминает события почти что 40-летней давности. Удивительно, но в первую очередь ему в голову приходят забавные эпизоды из жизни солдат-сослуживцев. Память словно бы специально отодвигает на второй план ужасы войны, а удерживает лишь светлые воспоминания. Но через несколько минут честной беседы тон сменится. Первым делом по приезде на место боевых действий, он подписал завещание, спустя год с тяжелым ранением попал в госпиталь, а после возвращения во сне кричал по ночам. С тех пор Александр Федорович не смотрит фильмы о войне и старается избегать подобных новостей, потому что знает, что тогда ночью снова начнет кричать.
Режиссер Кирилл Лукин — студент журфака в Екатеринбурге. Его «Фаза» — пацифистское кино, рассказывающее частную историю. Как это часто бывает в нашей стране, взгляд простых людей на войну замещают официальные бравурные речи о триумфе. Короткометражная документальная картина напоминает о том, почему боевые действия — ад, который точно повторять никому не надо. На фестивале «Короче» фильм получил спецприз жюри с формулировкой «Чтобы не повторять».