10 фильмов, которые должны были стать франшизами, но что-то пошло не так
Невероятно, но факт: в эпоху сиквелов и перезапусков есть множество картин, которые упустили свой шанс расшириться до киновселенной и не получили продолжения. Финансовые провалы, неурядицы с авторскими правами и жестокосердный суд зрителей: рассказываем о 10 картинах, которые по разным причинам так и не стали франшизами.
Сразу стоит оговориться, что у «Мумии», которая почетно входит в пакет классических ужасов Universal, уже состоялась долгая и счастливая экранная жизнь. После получения культового статуса у фильма 1932 года последовали духовные сиквелы и частичные перезапуски, пока в 1999-м ребут снова не стал зрительским хитом. Когда франшиза Стивена Соммерса изжила себя, в Голливуде решились на масштабный перезапуск серии кошмаров Universal «Темная вселенная». За «Мумией» должны были последовать «Дракула», «Человек-невидимка», «Франкенштейн» и другие.
Но внушительный провал приключений Тома Круза с фараонами и скарабеями положил конец так и не начавшейся реновации вселенной. Впрочем, классику просто так без присмотра надолго не оставят: активно обсуждается новая версия «Человека-волка», где шкуру оборотня примерит Райан Гослинг.
Детективные истории приключений журналиста-авантюриста Тинтина за авторством бельгийского комиксиста Эрже вырастили не одно поколение читателей, среди которых был и главный большой ребенок Голливуда Стивен Спилберг. В начале 2010-х годов режиссер наконец смог реализовать давнюю мечту и занялся адаптацией нескольких историй из серии: «Сокровища Красного Ракхама», «Краба с золотыми клешнями» и «Тайны единорога», вынесенной в название. Выбор языка пал не на традиционную анимацию, созвучную рисовке комиксов, и не на live-action-версию графических романов, а на 3D-графику и производство с технологией захвата движения, которая используется в видеоиграх.
Критики, почитающие авторский почерк Эрже, не оценили стилистику, зрители оказались благосклоннее, но не настолько, чтобы «Тайна единорога» стала хитом проката. И всё же лента уловила приключенческий дух оригинала и могла бы стать убедительной франшизой для семейного просмотра, но вряд ли Спилберг после экспериментов с форматами вернется к капитану Хэддоку, Тинтину и песику Милу. А жаль.
Когда экранизация цикла романов Джоан Роулинг о мальчике, который выжил, доказала состоятельность на экране внушительными сборами, кинематографисты стали отчаянно искать преемника Гарри Поттера. В 2000-е кинотеатры захватили подростковые франшизы и антиутопии в духе «Голодных игр». Беспроигрышным кандидатом на роль волшебного наследника казался мир, созданный Филипом Пулманом: трилогия «Темные начала» должна была стать еще одним дирижаблем в мир эскапизма. Сирота Лира Белаква вместе со своим деймоном Пантелеймоном отправлялась в путешествие между вселенными, чтобы узнать, что такое душа.
Работа над «Золотым компасом» была связана и с переменами в авторском составе, и с многими другими сложностями. Ни имена актеров Дэниэла Крэйга и Николь Кидман, ни внушительный размах не смогли спасти фильм от краха (хотя сборы нельзя назвать совсем провальными) и немилости католической церкви. Антиклерикальная проза Пулмана то и дело предавалась порицанию священнослужителей — фильм не избежал той же участи. В результате «Северное сияние» осталось единственным экранизированным романом Пулмана, а франшиза не только не продолжилась, но и погубила студию New Line Cinema, которая до этого выпустила «Властелина колец». В 2008 году ее поглотила Warner Bros., а «Темные начала» получили экранизацию 10 лет спустя в виде сериала на HBO.
Судьба экранизации серии детских романов Дэниэла Хэндлера сходна с историей «Золотого компаса», но выглядит более трагичной и несправедливой. Разработка адаптации цикла книг «Лемони Сникет: 33 несчастья» о неунывающих сиротках Бодлерах началась еще на заре 2000-х, а за последующие четыре года производство прошло через чехарду сценаристов и режиссеров. В качестве постановщиков рассматривались и Терри Гиллиам, и Барри Зонненфельд, но кресло режиссера в конечном итоге занял Брэд Силберлинг («Каспер»), а оператором стал Эммануэль Любецки. Книги превратились в необычную самобытную сказку в стилистике стимпанка с выдающимися актерскими работами не только ветеранов Голливуда в лице Джима Керри и Мэрил Стрип, но и юных исполнителей Лиама Эйкена и Эмили Браунинг. Первый фильм охватил сразу три книги — «Скверное начало», «Змеиный зал» и «Огромное окно», полюбился аудитории и даже получил «Оскар» за лучший грим (и еще три номинации от Киноакадемии).
Разговоры о продолжении сказки велись, но производство бесконечно откладывали, а дети-актеры неизбежно взрослели. В результате рокировок в руководстве студии проект встал на паузу и вряд ли уже когда-нибудь оживет. «Бесхозную» экранизацию подхватили стриминги, и в 2017 году вышел сериал «33 несчастья» от Netflix.
Как и прочие экранизации фэнтези, упомянутые выше, «Поступь хаоса» пробиралась через производственный ад не только на пути к экранам, но и после первой монтажной сборки. Пройдя через доработки сценария (руку к адаптации приложил даже Чарли Кауфман) и смену авторского состава, фильм встретился с публикой в 2017 году, но тестовые показы прошли неутешительно: «Поступь хаоса» отправилась на досъемки. Финальный вариант ленты Дага Лаймана вышел в прокат в пандемийном 2021 году, когда спрос на подростковый сай-фай упал до предела, и ожидаемо провалился (и даже Том Холланд и Дэйзи Ридли проект не спасли).
«Трилогию хаоса» фантаста Патрика Несса о планете Новый Свет в процессе работы упаковали в один полный метр, чтобы закрыть производство и забыть попытки совладать с прозой. Пока за новую адаптацию никто не берется, вероятно, дело в сложном аудиовизуальном устройстве колонизированной планеты: у поселенцев-мужчин слышны и видны мысли. А женщин и вовсе не осталось.
До того как Marvel выстроила свою киновселенную, которой сейчас нет равных, комиксам на экранах приходилось непросто. Одной из неудач на поприще адаптаций считается «Сорвиголова» с Беном Аффлеком — история о слепом супергерое-юристе Мэтте Мёрдоке добралась до экранов в 2003 году и стала в некотором роде проектом авторским: Марк Стивен Джонсон и написал сценарий, и поставил фильм.
Критики приняли картину сдержанно, а зрители продемонстрировали лояльность заметными прокатными сборами. В качестве варианта доработки была выпущена внушительная по хронометражу режиссерская версия с рейтингом 18+, которая повысила поп-культурную значимость фильма. Разговоры о старте франшизы впоследствии были реализованы, но в другом ключе. В 2005 году вышел спин-офф «Электра» с Дженнифер Гарнер, который бескомпромиссно провалился и закрыл двери для прямого сиквела «Сорвиголовы». С 2015 года на Netflix начал выходить сериал о супергерое, который был завершен после третьего сезона. Но надолго публика с Мэттом всё равно не расстается: планы на перезагрузку у Кевина Файги уже есть.
После успеха «Шерлока Холмса» в интерпретации хулигана Гая Ричи студийные боссы не сомневались, что британский режиссер сможет модернизировать и преподнести как новый бренд еще одного народного героя. Да и задумка располагала: сценарий «Меча короля Артура» Дэвида Добкина и Джоби Харольда лишь изредка «совпадал» с балладами и легендами о рыцаре, которые у всех на устах — в основном в именах и географических названиях.
От финансового провала фильм не спасли ни зловещий магнетизм Джуда Лоу, ни сумасшедшая энергетика Чарли Ханнэма, ни пацанские приемы Гая Ричи — «Меч короля Артура» не окупился в прокате, а потому и первоначальный план на серию из шести фильмов был мгновенно забыт. Справедливости ради стоит отметить, что неканоничный подход к легендам и сказаниям Туманного Альбиона вечно выходит киношникам боком: «Зеленый рыцарь» Дэвида Лоури тоже стал неудачей для А24 (финансовой, но не художественной!).
Нет повести печальнее на свете, чем баллада о закрытии сериала «Светлячок». Космоопера о контрабандистах, бороздящих вселенную на огромном корабле в поисках заработка, приобрела культовый и даже неприкосновенный статус. После одного сезона проект Джосса Уидона канал Fox закрыл, даже не завершив трансляцию. Возмущенный рев аудитории услышали голливудские воротилы Universal Pictures и подарили поклонникам финал в виде полного метра «Миссия „Серенити“», призванного завершить сюжетные арки наемников.
Сдержанные надежды на то, что сериал в итоге трансформируется в кинофраншизу, не оправдались: производственный бюджет полного метра был отбит лишь после выпуска DVD. И всё же история экипажа корабля «Серенити» кажется незаконченной — столько приключений упущено, а Мэл (Нэйтан Филлион) и Инара (Морена Баккарин) так и не сказали главных слов!
«Темную башню» можно назвать проектом, который несколько выделяется из общего списка. Экранизация серии книг Стивена Кинга о путешествиях стрелка Роланда по альтернативным мирам разрослась до семи романов и повести-приквела, а упоминания вселенной встречаются во множестве произведений короля страшилок штата Мэн. Проект должен был стать масштабной интермедией, подготавливающей публику к вхождению в мир темного фэнтези. Но адаптация блуждала от автора к автору, от режиссеров к продюсерам и в итоге осела в руках датского постановщика Николая Арселя. Было принято решение сжать историю до одного полнометражного фильма с хронометражем всего в полтора часа и финальным столкновением Стрелка и Черного человека (Идрис Эльба против Мэттью МакКонахи).
Полученный результат оказался не нужен ни фанатам цикла, которые ожидаемо не приняли трансформаций любимой саги, ни чужакам на земле «Темной башни», которые не поняли, в общем-то, а в чем дело. Фильм прочно занял заслуженное место в списках худших экранизаций прозы Стивен Кинга, но «Темную башню» скоро ждет второй шанс: за сериальную адаптацию взялся Майк Флэнеган, который работал над текстами Кинга уже не раз.
Пожалуй, в списке фильмов, которым жизненно необходимы сиквел, триквел и квадриквел, «Константин: Повелитель тьмы» упоминается чаще всего. Экранизация знаменитого комикса DC о медиуме-оккультисте, застрявшем между адом и раем, стала культовой и любимой. И несмотря на выход сериала, где герой куда больше походил на оригинального персонажа Алана Мура, публика не утихала с требованиями вернуть Киану Ривза к роли Джона Константина. Позволяли и сборы картины, и желание режиссера Фрэнсиса Лоуренса вернуться к материалу — загвоздка была в студийных переговорах касательно авторских прав на героя.
Пускай «Константин: Повелитель тьмы» в этом списке будет единственной историей со счастливым концом: когда в Голливуде перезапустили всё, что можно было перезапускать, вой заинтересованной публики стал настолько громким, что сам Киану Ривз не выдержал и в шоу Стивена Кольбера заявил, что хочется вернуться к роли. Спустя почти 20 лет сиквел официально анонсировали: ждем и надеемся, что у Джона Константина больше ничего не пойдет не так.