Опубликовано 28 января 2025, 14:51
4 мин.

«Вульфмен» Ли Уоннелла: Цепкие когти патриархата

Поделиться:
«Вульфмен» Ли Уоннелла: Цепкие когти патриархата

В мировой прокат вышел «Вульфмен» — новый фильм из слегка подзабытой в последние годы монстр-вселенной студии Universal. Задачу осовременить ее самого брутального персонажа — Человека-волка — поручили Ли Уоннеллу, мастеру хоррора, который начинал карьеру актером и сценаристом франшизы «Пила». Рассказываем, что у него получилось.

Мальчик по имени Блейк (Зак Чендлер) живет в орегонской глуши с отцом-охотником (Сэм Джагер) и страдает от того, что папа с ним чересчур суров. В этой маленькой семье нет нежности — есть только правила выживания, которым отец пытается научить сына. Однажды в лесу они встречают странное животное, которое ходит на двух ногах. Оно чуть не убивает обоих, а потом таинственно исчезает. Много лет спустя Блейк (Кристофер Эбботт), житель Сан-Франциско и безработный писатель, получает из Орегона письмо: его пропавший без вести отец официально признан погибшим. Теперь нужно уладить дела с доставшимся по наследству домом. Блейк сажает в машину жену-журналистку (Джулия Гарнер) и маленькую дочь (Матильда Фёрт) и отправляется в родные пенаты.

Человек-волк, по-супергеройски переименованный в российском прокате в Вульфмена, — один из персонажей классической серии фильмов ужасов студии Universal. Ее развитие началось в 1930-е годы с «Дракулы» Тода Браунинга и продолжалось почти 20 лет. Вместе с оборотнем и кровососом публику пугали чудовище Франкенштейна, Человек-невидимка, Мумия и Тварь из Черной лагуны. Однако и после 1950-х монстры Universal время от времени появлялись на экране: каждый раз, когда у студии был кризис идей, ее боссы доставали из рукава любимых страшилищ.

Очередную перезагрузку серии планировали всего каких-то десять лет назад. Предполагалось, что монстры составят конкуренцию фильмам Marvel и DC, поэтому в главных ролях студия хотела видеть больших звезд. В «Человеке-невидимке», например, должен был появиться Джонни Депп, в «Невесте Франкенштейна» — Хавьер Бардем и Анджелина Джоли, а в «Человеке-волке» — Дуэйн «Скала» Джонсон. Однако сразу после провала «Мумии» с Томом Крузом «Темную вселенную» от Universal похоронили, объявив, что монстры вернутся, но уже в другом формате: ставка будет сделана не на многомиллионные блокбастеры, а на авторские хорроры с небольшими бюджетами.

Рецензия на фильм «Вульфмен» (2025)

Первый вариант сценария Уоннелл и его жена, актриса Корбетт Так, написали во время ковидного локдауна

Кадр из фильма «Вульфмен», реж. Ли Уоннелл, 2025

В случае «Вульфмена» трудно удержаться от сравнений с вышедшим в эти же дни «Носферату» Роберта Эггерса. Последний, конечно, никак не связан с Universal, но зато связан с историей жанра в целом. И у Носферату, и у Человека-волка немецкие корни. Фильм Эггерса — ремейк экспрессионистского шедевра Фридриха Вильгельма Мурнау 1922 года. А Человек-волк — порождение восторга, который испытывал перед фильмами немецкого экспрессионизма руководитель студии Universal Карл Леммле — младший, сын немецкого иммигранта. Серию картин о монстрах он задумал, вдохновившись работами Мурнау и его коллег из Германии.

Эггерс в «Носферату» словно «наращивает» оригинальную историю. Туман в лесах Трансильвании становится гуще, платья и костюмы — пышнее, спецэффекты — богаче, хронометраж — длиннее, а сам вампир, который у Мурнау был высоким и тощим, как палка, буквально обрастает плотью. Ли Уоннелл, режиссер «Вульфмена», делает ровно противоположное. Он отсекает от сюжета о вервольфе всё лишнее. Никакой тебе викторианской готики, никакой сказочной романтики, никаких эффектных превращений. «Вульфмен» — камерная семейная драма, действие которой разворачивается в течение суток в декорациях одного дома. В кадре большую часть времени царит темнота, оставляющая от персонажей лишь сверкающие от ужаса глаза и сжавшиеся силуэты.

«Вульфмен» (2025): трейлер, кадры, сюжет, рецензия

По словам Джулии Гарнер, ее героиня за одну ночь проходит все стадии принятия горя, от отрицания до смирения

Кадр из фильма «Вульфмен», реж. Ли Уоннелл, 2025

Эггерсу хочется вернуть на экраны зло в его древнем, мифологическом понимании. Вампир — это ненасытный разлагающийся мертвец, а не томный красавчик из позднего «Дракулы» или «Сумерек». Уоннелла интересует исключительно современность. В 2020 году он уже выпустил «Человека-невидимку» с Элизабет Мосс, фильм, который в его трактовке превратился в историю о домашнем насилии. «Вульфмен» же берет выше и обрушивается на патриархат как таковой.

Проблема, однако, в том, что все идеи картины лежат на поверхности. Блейк, дистанцировавшийся от собственного нечуткого и строгого отца, метафорически им же и становится. Опасность, от которой он хотел защитить жену и дочь, по мере развития сюжета начинает исходить от него самого: так фильм преподносит нехитрую мысль о том, что угрозой для женщины часто выступает живущий с ней под одной крышей мужчина.

Исполняющий главную роль Кристофер Эбботт очень убедительно кряхтит, мычит и рычит. О его партнерше такого не скажешь. Для картины, критикующей патриархальные нормы, в «Вульфмене» поразительно мало женского. Замечательная Джулия Гарнер играет не живого человека, а функцию, вся ее роль сводится к испуганным вздохам и маханию ножом. Машет она им, стоит признать, эффектно; вообще все сцены, где зрителю должно быть страшно, в «Вульфмене» отработаны на все 100. Не хватает лишь заявленной на сюжетном и идейном уровне драмы. Если формулировать совсем коротко, то с показом волчьего Уоннелл справился, а вот про человеческое почему-то забыл. Возможно, о нем напомнит Эггерс: уже известно, что после «Носферату» он возьмется за «Вервольфа».

Новое в подписке

Лучшее в подписке