«Вторая жизнь Гарольда Фрая»: Путь в прошлое и обратно
В подписке Okko появилась трогательная британская драма Хетти Макдональд «Вторая жизнь Гарольда Фрая». В фильме солирует Джим Бродбент. Сценарий основан на бестселлере Рейчел Джойс. Объясняем, почему не стоит пропускать кино о путешествии по Англии и памяти в компании обаятельного пенсионера.
Немолодой мужчина с пронзительными голубыми глазами, в кожаных коричневых ботинках, совершенно не предназначенных для долгих прогулок, отправляется в далекий пеший путь на другой конец страны. На нём также брюки, рубашка и жилет, в которых он еще несколько часов назад завтракал дома с женой Морин (Пенелопа Уилтон), а теперь Гарольд Фрай (Джим Бродбент) уже где-то за пределами города, и впереди еще примерно 800 километров.
Дело в том, что за завтраком Гарольд прочитал прощальное письмо от некой Куинни Хеннеси (Линда Бэссет), умирающей в хосписе. «От кого?» — спросила его жена Морин, но уже в тот момент было понятно, что она знает эту женщину и ей совершенно не нравится, что она пишет письма ее мужу.
Фильм Хетти Макдональд снят по мировому бестселлеру писательницы Рейчел Джойс, вышедшему в 2012 году. Для режиссерки это второй полнометражный фильм. Первым была «Красота» 1996 года, а после постановщица снимала эпизоды различных сериалов, среди которых «Доктор Кто» и «Нормальные люди».
Получив письмо, Гарольд Фрай пишет короткий ответ и несет его на почту, но с каждым шагом всё больше сомневается в том, что этих нескольких строк будет достаточно. Последней каплей становится случайная встреча с синеволосой девушкой, которая рассказывает Гарольду, что ее тетя, умирающая от рака, смогла выздороветь только потому, что она, племянница, в это искренне верила. Кажется, Гарольду только это и было нужно — он тут же решает, что пройдет все 800 километров до хосписа пешком, веря в выздоровление Куинни, и тем самым спасет ее. Он отправляет ей письмо с просьбой или даже требованием его дождаться и отправляется в путь.
Поначалу поступки Гарольда кажутся легко объяснимыми. Мужчина узнал о том, что его прошлая любовь при смерти, и мчится к ней, да еще и делая такой красивый жест — совершая паломничество длиной почти в тысячу километров. И конечно, понятно, почему его жена в такой растерянности. Она злится, не находит себе места и говорит соседу, что Гарольд ушел к другой женщине. Но всё это так банально, а путь Гарольда снят так трогательно, с таким вниманием к каждой детали, что просто не веришь в слишком простое объяснение.
Вот он поднимается на холм и смотрит на пространство, которое ему еще предстоит преодолеть, а вот складывает бритву, зубную пасту и пластыри в полиэтиленовый пакет, ведь у него нет с собой даже сумки. И когда в конце очередного дня Гарольда видишь на экране его хромающие ноги и легкий пакет, ставший тяжелой ношей, то невольно начинаешь догадываться, что в этот долгий путь герой взял что-то гораздо более сложное и мучительное, чем когда-то случившаяся измена жене.
Однако режиссерка продолжает сеять сомнения. С одной стороны, Гарольд искренне говорит, что влюблен в жену, а с другой — встречает незнакомца, который доверительно рассказывает ему о своей «запретной связи», как бы ищет в Гарольде понимания. И Гарольд всё понимает. Но потому ли, что сам испытывал что-то подобное?
Параллельно путешествию Гарольда на экране разворачивается путь его жены Морин. Она ходит в магазин, делает уборку, иногда разговаривает с мужем по телефону, просит вернуться, делится переживаниями с соседом. И во всех этих обыденных действиях чувствуется сильное напряжение, пружина, которая всё сильнее сжимается и закручивается, пока Морин якобы просто пытается жить дальше. Неслучайно она часто появляется на экране в рамке небольшого зеркала — Морин, как и ее муж, замкнута в своих мыслях и переживаниях.
Объяснение начинает приходить вместе с флешбэками Гарольда. И в фильме Макдональд они не выглядят лишь иллюстрацией событий из прошлого. Оставшись наедине с собой, ежедневно отмеряя путь шагами, Гарольд естественным образом погружается в воспоминания. Чем ближе он к цели, тем болезненнее его мысли. Постепенно становится понятно, что всё это путешествие — отчаянная попытка пережить потерю, которая произошла много лет назад и, как это часто бывает, повлекла за собой и другие разрушения. Куинни была частью истории Гарольда, помогла ему не сойти с ума от душевной боли, а теперь он, превозмогая боль физическую, идет ей навстречу, потому что, кажется, это единственный оставшийся способ не только отблагодарить ее, но и справиться наконец со старой историей. Не забыть, такое не забывается, но простить себя и разрешить себе через столько лет двигаться дальше.
Пока Гарольд всё глубже погружается в память и былые переживания, зрители всё сильнее проникаются к нему чувствами. И когда пожилой мужчина с легкой руки журналистов становится знаменитостью, мелькает на обложках газет, а его последователи в красных футболках с надписью Pilgrim идут вслед за ним, — это вызывает лишь раздражение. И у зрителя, и у Гарольда. Ведь это его путь. Не красивый жест, не чудесное спасение старой подруги, а тяжелый путь в себя, в свои незаживающие раны — в надежде их рассмотреть, промыть, как истерзанные мозолями ноги, и оставить заживать.
До хосписа Гарольд доберется, и кажется, к тому моменту это уже перестанет быть важным не только для зрителя, но и для Гарольда тоже. Но когда он достанет кулон, предназначенный для Куинни, в этом маленьком стеклянном шаре отразятся и распадутся на разноцветные блики солнечные лучи. На потолке комнаты в хосписе. На станции, где ждет поезд мужчина, переживающий о своей «запретной связи». На стенах туалета, который моет женщина-врач, вынужденная так зарабатывать в чужой стране. На руке синеволосой девушки, рассказавшей историю своей тети. И эти блики, вызывающие улыбку у всех, кто их видит, — маленькие посланники надежды, которую Гарольд подарил всем, кого встретил на длинном пути.