Опубликовано 02 мая 2024, 10:05
4 мин.

«Всемирный потоп» с Джоди Комер: У апокалипсиса женское лицо

Поделиться:
«Всемирный потоп» с Джоди Комер: У апокалипсиса женское лицо

В российский прокат вышла постапокалиптическая драма «Всемирный потоп». Это история злоключений в новом мире молодой матери с ребенком на руках. Рассказываем, каким получился фильм о материнской любви на фоне апокалипсиса, спродюсированный Бенедиктом Камбербэтчем и Джоди Комер.

«Всемирный потоп» основан на одноименном романе Меган Хантер. На русский язык книга не была переведена, но в англоязычном поле получила ряд литературных наград. Практически сразу после публикации романом заинтересовалась кинокомпания Бенедикта Камбербэтча и выкупила права, чтобы воплотить на экране историю выживания матери, отчаянно спасающей своего новорожденного ребенка от глобального бедствия.

Катастрофы всегда начинаются с идеальной картинки. Безмятежная вода в белоснежной ванне, в которую собирается погрузиться беременная молодая Мать (Джоди Комер). Она весело болтает с мужем (Джоэль Фрай) по телефону, не обращая внимания на бушующий снаружи шторм. Через пару мгновений, срифмовав околоплодные воды с заливающим дом ливнем, создатели стремительно погружают идиллический мир в хаос. После преждевременных, но, к счастью, благополучных родов паре с новорожденным мальчиком Зебом некуда вернуться — их лондонский дом затоплен, как и вся страна. Многие города и деревни ушли под воду, объявлено чрезвычайное положение, тысячи погибших и миллионы оставшихся без крова.

Джоди Комер в фильме «Всемирный потоп»

«Всемирный потоп» стал бенефисом Джоди Комер, звезды «Убивая Еву» и «Последней дуэли»

Кадр из фильма «Всемирный потоп», реж. Махалия Бело, 2023

Семья вынуждена разъединиться: мать с младенцем отправляется в государственный приют, а оттуда в коммуну на отдаленных островах. По пути им встречаются и другие пострадавшие от катаклизма. Еще одна молодая мать (Кэтрин Уотерстон) становится ей близким человеком в трудные времена. У Бенедикта Камбербэтча небольшая, но удивительно трогательная роль мужчины, который дает женщинам кратковременную, но всё же возможность отдохнуть и расслабиться.

Создатели не позиционируют картину как предназначенную для какой-то определенной аудитории, но явный отклик история найдет у женщин, а особенно матерей, которые, возможно, увидят себя в этом путешествии-выживании. Природный катаклизм в фильме становится метафорой тех эмоциональных трудностей, с которыми приходится сталкиваться женщинам после родов, когда их мир необратимо и навсегда меняется. Во «Всемирном потопе» отчетливо слышны практически исключительно женские голоса: за режиссуру отвечала Махалия Бело, за сценарий — Элис Бирч, за операторскую работу — Сьюзи Лэвэлл, да и среди продюсеров хватает женщин, включая саму Джоди Комер.

«Всемирный потоп»: обзор фильма, рецензия, отзывы

Две матери с детьми на руках объединяют усилия в мире, где помощи больше ждать не от кого

Кадр из фильма «Всемирный потоп», реж. Махалия Бело, 2023

В полнометражном дебюте Бело переосмысливает жанр катастрофы. Здесь нет масштабных сцен наводнений, присущих голливудским блокбастерам. О происходящем зрители, как и герои, узнают только через новостные сообщения и панику окружающих: внутри чрезвычайной ситуации — не как в зрительном зале, никто из ее участников не видит захватывающих дух панорам разрушений. Эта камерность в разы увеличивает и реалистичность происходящего, и тревогу за героев. Если большинство фильмов-катастроф фокусируется на том, что произошло и почему, сценаристка Элис Бирч, адаптируя роман для экрана, переносит акцент на интимные переживания людей в целом и Матери в частности. Простой сдвиг акцентов имеет решающее значение и уводит фильм от стандартного повествования.

Еще одно явное отличие от типичных апокалиптических картин — нерушимая вера в человечество. Несмотря на неприятные эпизоды, когда окружающие несут угрозу для матери и ребенка, людей, готовых прийти на помощь, в сумме оказывается больше. Ни у кого из персонажей, кроме новорожденного малыша Зеба, нет имен, как и в первоисточнике. И это тоже однозначный символ надежды на будущее.

Рецензия на фильм «Всемирный потоп»

Одним из очевидных достоинств фильма являются пустынные холодные британские пейзажи

Кадр из фильма «Всемирный потоп», реж. Махалия Бело, 2023

Однако ужас и опасность есть, и они реальны. Камера движется, картинка искажается, а электронная партитура Анны Мередит пульсирует, словно кровь в висках. Это история выживания, но нетипичная, чувственная, тактильная. Именно на это направлена вся эстетика фильма, созданный апокалипсис одновременно и красив, и разрушителен, и не перетягивает внимание на себя. В итоге в картине создается идеальный баланс истории и эмоций, и в первую очередь чувств матери.

Неудивительно, что «Всемирный потоп» — бенефис Джоди Комер. Со времен «Убивая Еву» молодая актриса демонстрирует невероятный диапазон эмоций. Здесь она — совершенно обычная женщина-парикмахер, не обладающая какими-то способностями и попавшая в чрезвычайные обстоятельства. Учитывая, что большое количество экранного времени персонаж Комер находится наедине с младенцем, то передавать внутренние переживания актрисе приходится без слов. Напряжение, страх, отчаяние, надежды — всё ясно отражается на лице героини, и именно через реакции Матери зритель осознает масштаб катастрофы и доходит до эмоционального катарсиса. Очевидно, что роль потребовала от актрисы как физического, так и морального напряжения, но Комер, несомненно, справилась.

«Всемирный потоп», 2023

В коротком, но ярком эпизоде на экране появляется Бенедикт Камбербэтч, один из продюсеров фильма

Кадр из фильма «Всемирный потоп», реж. Махалия Бело, 2023

Также ей помогают и актеры второго плана. Каждый из них создает небольшую, но существенную для повествования часть истории. Джоэль Фрай уверенно играет партнера, который сдается перед силами катастрофы, но старается хоть что-то сделать для любимой и ребенка. Персонаж Камбербэтча обеспечивает необходимую мимолетную поддержку, когда силы двух матерей иссякают. Однако самое большое впечатление производит Кэтрин Уотерстон в роли почти что двойника главной героини, которая может надеяться только на себя. Подруги образуют гармоничную систему взаимоподдержки, которая вселяет веру в лучшее.

Всепоглощающая любовь Матери к ребенку порой искажает ее восприятие мира — словно стараясь не замечать катастрофы, она оберегает его, играет с ним, пытается делать всё, что сделала бы любая мама в обычной мирной ситуации. Таким образом, «Всемирный потоп» становится не просто фильмом-катастрофой, а некой данью уважения стойкости человека, а точнее — матери. Есть силы, которые позволят человечеству выжить в самой страшной катастрофе, и одна из них — материнская любовь.

Новое в подписке

Лучшее в подписке