«Великая Элеанор» Скарлетт Йоханссон: Дружба сильнее смерти
В американских онлайн-кинотеатрах состоялся цифровой релиз «Великой Элеанор» с номинанткой на премию «Оскар» Джун Скуибб в главной роли. Картина стала режиссерским дебютом Скарлетт Йоханссон. Рассказываем, каким получился первый фильм знаменитой актрисы.
Элеанор (Скуибб) 94 года. Женщина уже больше десяти лет живет вместе с компаньонкой Бесси (Рита Захар), прошедшей концентрационный лагерь во время Второй мировой, во Флориде. Несмотря на преклонный возраст, старушки-подружки активно проводят будни по давно заданному распорядку. Героини ежедневно ходят делать зарядку на пляж и умело ставят на место неопытных кассиров в местном супермаркете. Женщины были неразлучны на протяжении более чем 70 лет, но после смерти Бесси от сердечного приступа энергичная Элеанор решает вернуться в Нью-Йорк к дочке Лизе (Джессика Хехт) и внуку Максу (Уилл Прайс). Неожиданный визит свободолюбивой и говорливой пенсионерки не слишком радует разведенную Лизу, которая пытается наладить личную жизнь. Однажды Элеанор отправляется в класс по вокалу в еврейский общинный центр, но по ошибке оказывается на собрании выживших в Холокост. После робких попыток сбежать женщина не придумывает ничего лучше, кроме как выдать трагическую историю скончавшейся Бесси за свою. Рассказом бабушки проникается студентка журфака Нина (Эрин Келлиман), которая пришла на собрание в поисках потенциального сюжета для публикации. Между 94-летней Элеанор и совсем юной Ниной завязывается настоящая дружба, но до момента, пока ложь женщины не заходит слишком далеко.
В этом году в секции «Особый взгляд» в рамках Каннского фестиваля состоялись сразу три режиссерских дебюта именитых актеров. Харрис Дикинсон («Треугольник печали») представил социальную драму о наркозависимом юноше «Сорванец». В основу сюжета «Хронологии воды» Кристен Стюарт («Спенсер») лег одноименный автофикшен-роман Лидии Юкнавич. Йоханссон же сняла трогательное гуманистическое драмеди о двух 90-летних подругах, связь которых оказалась сильнее самой смерти. Сценарий «Великой Элеанор» написала дебютантка Тори Кеймен, которая вдохновлялась своими бабушками: одна из них переехала в Нью-Йорк в возрасте 95 лет, а вторую звали Элеанор. Сама же Йоханссон посвятила фильм памяти своей бабушки Дороти Слон. У знаменитой актрисы есть еврейские корни, а в 2017 году она узнала, что ее предки погибли в Варшавском гетто. Поэтому «Великая Элеанор», как и «Настоящая боль» Джесси Айзенберга — еще один фильм знаменитого актера, исследующий коллективную травму, — стал для постановщицы предельно личной историей.
Оператором фильма выступила Элен Лувар — верная соратница Аличе Рорвахер
Кадр из фильма «Великая Элеанор», реж. Скарлетт Йоханссон, 2025
Сьюзан Сонтаг в эссе «Размышления о „Наместнике“», рассуждая о Холокосте, писала, что трагедия стала не формой искусства, а формой истории. «Называя убийство шести миллионов людей трагедией, мы признаем, что для его осознания нам недостаточно ни интеллектуальных мотивов, ни мотивов моральных. <...> В конечном счете единственный ответ с нашей стороны — по-прежнему держать его в уме, помнить». Тяжело переживающая смерть близкой подруги Элеанор поначалу делится ее историей от растерянности, но, каждый раз закрывая глаза и пересказывая ужасы из прошлого Бесси, она продолжает хранить память о ней. Женщина буквально выступает медиумом между слушателями и умершей подругой.
На прошлогоднем Венецианском фестивале в секции «Горизонты» состоялась премьера испанской драмы «Марко». В основу фильма легла реальная история Энрика Марко — самозванца, на протяжении трех десятилетий уверяющего всех вокруг в том, что он один из девяти тысяч испанцев, прошедших концентрационные лагеря. На лжи и обмане мужчина построил успешную карьеру, был частым гостем в СМИ и на телевидении, возглавил Испанскую ассоциацию жертв Холокоста и стал практически национальным героем. Рассказы Элеанор тоже привлекли внимание общественности и крупных медиа, и со временем обман женщины также был раскрыт. Но, в отличие от Марко, героиней двигала не жажда славы и даже не одиночество, а простое желание сохранить память о близком человеке, с которым она разделила 70 лет верной дружбы, а теперь пытается разделить и ужасающие события прошлого. Сама смерть не может стать помехой.
Помимо прочего, фильм Йоханссон еще и любовная оду Нью-Йорку в духе картин Вуди Аллена
Кадр из фильма «Великая Элеанор», реж. Скарлетт Йоханссон, 2025
«Великая Элеанор» интонационно рифмуется еще и с «80+» Желимира Жилника — еще одним фестивальным хитом этого года. Как и Жилник, Йоханссон наделяет героев фильма — 90-летних милых старушек — субъектностью и агентностью. Несмотря на преклонный возраст, Элеанор думает о сексе, кокетничает с ровесниками, стоя в очереди на кассе, а также без устали шутит и подначивает всех вокруг, под раздачу попадет даже собственная дочь. Для 95-летней актрисы Джун Скуибб «Великая Элеанор» — вторая большая роль подряд после прошлогодней комедии «Тельма», показанной на «Сандэнсе». На харизме артистки держится львиная доля успеха фильма.
Йоханссон часто портретирует Элеанор, прибегая к крупным планам. Во взгляде милой старушки одновременно прослеживаются несвойственное возрасту ребячество, боль от утраты близкой подруги, а также осознание того, что и ее век близится к концу. У Нины своя травма — отец Роджер (Чиветель Эджиофор) не спешит общаться с дочерью. Между одинокой очаровательной бабушкой и не менее одинокой молодой журналисткой, которым не с кем обсудить горе, завязалась настоящая дружба. Лицо первой изранено временем, второй — усыпано юношескими веснушками, но это не мешает им проникнуться друг к другу симпатией. В странной дружбе нетрудно разглядеть автобиографические нотки. Сама Йоханссон в детстве много времени провела рядом с бабушкой и считала ее лучшей подругой.
Помимо Канн фильм показан на международном кинофестивале в Торонто
Кадр из фильма «Великая Элеанор», реж. Скарлетт Йоханссон, 2025
В начале 1990-х исследовательница памяти Марианна Хирш ввела термин постпамять. Йоханссон, чьи предки были жертвами Холокоста, — прямая носительница постпамяти. Ее дебют — не только трогательное гуманистическое драмеди о 90-летней старушке, но и попытка осмыслить огромную трагедию и проработать коллективную травму, к которой она тоже оказалась причастна благодаря рассказам (и умалчиваниям) родственников. «Великая Элеанор» — кино излишне сентиментальное, порой откровенно манипулятивное, но с таким огромным и ноющим от боли сердцем, что не проникнуться им сложно.
Вердикт
У Йоханссон получился отличный режиссерский дебют с блестящим актерским выходом Джун Скуибб. В фильме заметное внимание уделено попытке осмысления великой трагедии и проработке коллективной травмы. Но в первую очередь «Великая Элеанор» — трогательное гуманистическое драмеди о настоящей дружбе, которая оказалась сильнее самой смерти.