Опубликовано 11 января 2025, 19:37
3 мин.

«Настоящая боль» Джесси Айзенберга: Воспоминания о Холокосте

Поделиться:
«Настоящая боль» Джесси Айзенберга: Воспоминания о Холокосте

В зарубежных онлайн-кинотеатрах вышел фильм «Настоящая боль» — вторая режиссерская работа Джесси Айзенберга, получившая приз за лучший сценарий на фестивале «Сандэнс» 2024 года. Несмотря на достаточно тихий старт в мировом прокате, «Настоящая боль» имеет все шансы пошуметь на «Оскаре», а исполнитель роли Бенджи Киран Калкин — унести одну из основных наград. Актер уже завоевал «Золотой глобус». Рассказываем, почему семейное драмеди о туристической поездке в Польшу — самый личный фильм в карьере Айзенберга и при чём тут Холокост.

Двоюродные братья — беспокойный Дэвид (Джесси Айзенберг) и непредсказуемый Бенджи (Киран Калкин) — отправляются в совместный тур по своей исторической родине — Польше. Всё как завещала покойная бабушка — потомственная еврейская эмигрантка, чудом пережившая Вторую мировую войну и Холокост. Причина для поездки у каждого из братьев своя: успешный карьерист и примерный семьянин Дэвид тревожится за эмоциональное состояние Бенджи, который не так давно пытался наложить на себя руки. Сам Бенджи мечтает соприкоснуться с детством — временем, когда бабушка была еще жива, а Дэвид не был таким занятым и скучным. Прогуливаясь по историческим музеям и бывшим концлагерям, братья парадоксально мало узнают об истории Холокоста, но постепенно раскрывают самих себя.

На протяжении 20 лет Джесси Айзенберг, который сам является потомком еврейских эмигрантов, пытался «подружить» свою польскую и американскую идентичности, примирить трагической опыт предков с эфемерной болью проблем современного белого человека, павшего жертвой вечной зоны комфорта. Его длительные рефлексии в конце концов вылились в «Настоящую боль» — кино, которое проводит четкие параллели между евреями прошлого и настоящего, травмами — исторической, межпоколенческой и личной. Идея Айзенберга заключалась в том, чтобы поместить внутрь сюжета о Холокосте двух героев-антиподов, каждый из которых будет бороться со своим персональным видом боли самостоятельно: Дэвид страдает от невротической тревожности, а Бенджи угасает в пучинах депрессии. Близкие по крови, но духовно далекие кузены невольно подсвечивают психологические проблемы друг друга, которые кому-то могут показаться безликими и даже смехотворными на фоне ужасов прошлого.

Рецензия на фильм «Настоящая боль» (2024)

«Настоящая боль» стала первым игровым фильмом, создателям которого разрешили снимать на территории бывшего концентрационного лагеря

Кадр из фильма «Настоящая боль», реж. Джесси Айзенберг, 2024

«Настоящая боль» — фильм-анекдот, уровень смешного в котором постепенно уменьшается к кульминации. Айзенберг стартует с бодрого роуд-муви в лучших традициях «Арахисового сокола» и «Маленькой мисс Счастье» — других сандэнсовских хитов, — задавая сюжету динамичный ритм, распространяя по кадру ощущение легкости. Вот — памятник павшим военным, а здесь у нас старое еврейское кладбище — увы, ни одна из уцелевших достопримечательностей не способна отразить глобальность исторических событий, которым посвящена. Не способны и персонажи ее переосмыслить. Путешествие по бывшим местам нацистской оккупации превратилось в популярное туристическое направление, трехзвездочные отели и билеты по специальным бонусным ценам входят в программу. Исключение — бывший лагерь смерти Майданек, стены которого по сей день сохранили печать ужаса столетней давности.

«Настоящая боль»: трейлер, кадры, сюжет, рецензия

Большую часть саундтрека фильма составляют композиции Фредерика Шопена. Также в одной из сцен звучит еврейская народная песня «Хава нагила»

Кадр из фильма «Настоящая боль», реж. Джесси Айзенберг, 2024

Айзенберг, к своей чести, не пытается пристыдить своих героев за отсутствие должной эмпатии, запоздалые уроки нравственности ему также не интересны. «Настоящая боль» в целом не пытается сковырнуть едва зажившие раны мировой истории, напротив — фильм демонстрирует результаты произошедшей в обществе ремиссии. В начале нулевых годов Айзенберг вместе с женой отправился в точно такой же тур по Польше, в ходе которого с недоумением осознал, что это вовсе не мрачная восточноевропейская страна, а «гостеприимное светлое место». Фетишизация коммунистического наследия и военного прошлого Польши — ошибка американского кино, которую Айзенберг искренне надеется исправить. «Настоящая боль» — в отличие от оскароносной «Зоны интересов» Джонатана Глейзера — стремится убедить зрителя в том, что прошлое все-таки отпустило, а боль — она теперь у каждого своя.

В подтверждение этого факта самые интенсивные моменты фильма происходят в редкие минуты душевной близости братьев, которые любят друг друга странной безусловной любовью, доступной лишь близким родственникам. Впрочем, и здесь особой эмоциональной манипуляции не выходит. «Настоящая боль», вопреки своему названию, кино удивительно молчаливое в минуты душевной скорби, немое в отношении любой уязвимости, а оттого лишь более понятное и правдивое в формате привычного человеческого диалога.

Новое в подписке

Лучшее в подписке