«Велга»: Когда я умру, я стану ветром
27 октября в российский прокат выходит мелодрама дебютантки Анастасии Нечаевой «Велга» с Ольгой Бодровой в главной роли. Премьера фильма состоялась на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, главном смотре отечественного кино этого года. Советуем обратить внимание на морозную картину, сочетающую печальный реализм со сказочностью и притчевостью произведений Ганса Христиана Андерсена.
Море волнуется два: неповторимый внутренний свет Ольги Бодровой засиял ярче после триумфа Николая Хомерики на «Кинотавре» прошлого года. Режиссер получил главный приз фестиваля, артистка — награду за лучшую роль. Этим летом со смотра в Выборге «Окно в Европу» «Велга» увезла специальный диплом за музыкальное оформление, Бодрова — разбитое сердце своей героини в ракушке.
Студеные объятия Белого моря румянят щеки жителей побережья: деревянные лодки целуют песок, мох ковром стелется под ногами, юная Велга (Бодрова) влюблена с детства и навсегда. Влюблена в знакомые дуновения ветра, прогулки в открытой воде и в высокого друга Кирилла (Антон Федосеев). Девушка хочет рыбачить и жить вечно и счастливо уже завтра, парень не может оторвать глаз от ее старшей сестрицы Снеги (Александра Тулинова) — балерина приехала к семье на несколько дней из города: кружится и кружит голову.
Сценарий морозной картины оттолкнулся от прозы Ивана Алексеевича Бунина: рассказ «Велга» — будто притча или даже сказка, словно скованная холодом «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена. Жила-была девушка, любила и не была любима. Дебютантка в полном метре Анастасия Нечаева и сценаристка Мария Павлович балладу о вечных материях и безответных чувствах отчаянно стараются заземлить и позволить морской пене растекаться по быту. Отец Велги и Снеги (Алексей Гуськов) тоскует по покойной матери, друзья — по большому городу, сосед (Сергей Шакуров) — по тому, как служил на флоте: всем до боли не хватает чего-то, рутина печально протекает в молчании. Побережье Белого моря — то ли зал ожидания, когда жизнь наступит, то ли пункт прибытия — то, что случилось, уже не вернуть.
Сила «Велги» в созерцательной драматургии: беспристрастном наблюдении за северной пасторалью, иголками хвои, рыболовецким промыслом, морщинами на щеках местных и нежном любовании главной героиней. Бодрова дышит морем, носится по песку и прижимается к широким плечам безответно дорогого человека. Артистка с прозрачной кожей и хрустальными глазами вечное делает простым и понятным, а обычные вещи — особенными: кажется, что самые важные реплики состоялись во взглядах. Но стоит волшебной музыке и визуальным этюдам прерваться на диалоги, как магия момента сыплется и крошится — если прозаичная и абстрактная история адаптируется к экрану без видимых потерь и пробоин, то речь хромает и путается, а реплики часто фальшивят. Литературную по природе своей картину — и близостью к первоисточнику, и судьбой чаек — птиц, вечно мучающих русских писателей, — подводит именно язык и вербальность.
Традиционно у «Велги», как и у прочих дебютов, есть право на ошибки и ученическую небрежность. Если всё сложится, у Нечаевой в перспективе счастливое кинематографическое будущее. Несмотря на то что год выдался безжалостным в том числе и к кино, у многих маленьких картин появились шансы быть увиденными и услышанными: у разбивающей сердце «Ники», трогательной ленты «Страна Саша», у нахального «Экспресса», не дебютного, но поколенческого «Асфальтового солнца». А в конце месяца до кинотеатров доберется не только «Велга», но и еще одна женская дебютная фестивальная картина «Скоро кончится лето». Климат меняется, но не может не радовать такое количество новых голосов в кино.