«Ученик. Восхождение Трампа» с Себастианом Стэном и Джереми Стронгом: Научи плохому
На открытии фестиваля «Послание к человеку» состоялась российская премьера байопика «Ученик. Восхождение Трампа». Картина Али Аббаси впервые была показана в основном конкурсе Каннского фестиваля этого года. Это история молодого Дональда Трампа и его знакомства с влиятельным адвокатом Роем Коном, который фактически стал наставником юного предпринимателя. Фильм выйдет в российский прокат 14 ноября. Рассказываем об обаятельной и бодрой жанровой картине с выдающимися актерскими работами.
В начале 1970-х молодой Дональд Трамп (Себастиан Стэн) в модном клубе с нескрываемым вожделением смотрит не на красоток, а на проплывающих мимо акул большого бизнеса. Мелкая сошка в девелоперской компании отца (Мартин Донован), он собирает ренту с маргиналов, но мечтает о собственном отеле для элиты и первых лиц. В этот вечер одиозный юрист Рой Кон (Джереми Стронг) — адвокат мафии и Энди Уорхола, друг Никсона и Рейгана, разгоряченный спиртным и неловкими взглядами юнца в его сторону, приглашает Дональда за свой столик, знакомит с влиятельными друзьями и дает советы, как семье девелоперов отбиться от обвинений в расовой дискриминации против афроамериканских арендаторов. Эта встреча навсегда изменила жизнь будущего президента США.
По крайней мере так утверждают режиссер «Ученика» Али Аббаси и автор сценария журналист Гэбриел Шерман (он же написал книгу об основателе телеканала Fox News Роджере Айзле, которая стала основой сериала «Самый громкий голос» с Расселом Кроу). Сцена знакомства Трампа и Кона показана как исполнившаяся мечта начинающей содержанки, просиживающей в баре в поисках богатого покровителя, — по факту ничего крамольного, но сама интонация задает абсолютно издевательский тон, и фильму он очень к лицу. Шведский режиссер иранского происхождения Али Аббаси, автор разозлившего иранские власти остросоциального триллера «Убийца „Священный паук“» и фэнтези-хоррора «На границе миров» превращает байопик о восхождении Трампа в роман воспитания о токсичной маскулинности и подавляемых ею, но от этого еще более могущественных нежных чувствах.
Оценить иронию по достоинству мешает фигура главного героя. Большинство рецензий о фильме уделяют реальному Дональду Трампу внимания больше, чем вымышленному, будто не замечая, что кандидат в президенты и герой драматической сатиры об ущербности самообмана и победы любой ценой — не один и тот же человек. Противники Трампа обвиняют Аббаси в недостаточной радикальности, сторонники — в ангажированности: в самом деле, может ли картина, основанная на биографии одного из кандидатов в президенты и показывающая его в неприглядном свете, не быть пропагандой? Даже Пол Шредер, назвав картину великой, покинул кинотеатр, не желая тратить время на недостойного персонажа. Но если честно, то сколько недостойных и ничтожных персонажей в действительности становились отличными киногероями? Взять хотя бы недотеп братьев Коэн или инфантилов Шона Бэйкера? Никчемность, глупость и общественное порицание никогда не становились препятствием для превращения пешки в дамку как на экране, так и в жизни — в том числе об этом и снимает свою историю Аббаси.
Если оставить в стороне политику и скандалы, то перед нами останется достойный жанровый фильм с выдающимися актерскими работами. Себастиану Стэну удается (несмотря на сценарий, который в каждой сцене подкидывает ему под ноги банановую кожуру и пытается посадить в лужу) сыграть живого, объемного и не карикатурного героя. Временами трусливого и уязвимого, временами заносчивого и злого. Его Трамп наделен упорством и простотой, той самой, которая хуже воровства. И на протяжении всей картины он беззастенчиво подворовывает понравившиеся идеи, образ мыслей и лозунги. На обложке Роберт Редфорд, в бизнесе Рой Кон, в политике Рональд Рейган и еще немного Энди Уорхол для красного словца. Юный Трамп глазами Аббаси — мошенник, наживающийся и богатеющий за счет других. И, бесспорно, отличный ученик, ведь он не просто ворует, а присваивает, пропускает чужие находки через себя и делает своей собственностью. Метаморфозы, которые с ним при этом происходят, Стэн передает блестяще и по праву претендует на звание лучшего актера этого года. Напомним, что артист также исполнил главную роль в «Другом человеке» Аарона Шимберга.
У Джереми Стронга персонаж куда более сложный. Рой Кон — самый ярый помощник сенатора Маккарти в его охоте за секс-меньшинствами в правительстве и коммунистическими шпионами, именно он посадил чету Розенберг на электрический стул по ложному обвинению. При этом сам Кон был гомосексуалом и умер от СПИДа, до последнего оставаясь самым ярым гомофобом. Наиболее ярко образ скандального юриста на экране воплотил Аль Пачино в культовом мини-сериале «Ангелы в Америке». Если Пачино со свойственным ему темпераментом играл Кона так, будто тот никогда не выходил из роли «атакующей собаки» (так его прозвали современники), то Стронг изображает его уязвимым, с глазами рептилии, затаившегося хамелеона, для которого открыть свое истинное лицо — неминуемая смерть.
Один за другим учитель и ученик проповедуют три правила победителя: во-первых, атакуй первым, во-вторых, всегда всё отрицай, и в-третьих, ни за что не признавай поражение — кричи, что это победа. Вот в чём сила этих братьев, которые точно знают, что правда вообще-то субъективна, ведь последнее слово остается за теми, кто громче всех кричит и умеет любой ценой заставить замолчать оппонентов. Так Аббаси мастерски сводит все сложные разговоры о политике к нехитрым законам криминала и дворовой гопоты. В этой простой и доходчивой человеческой истории он сводит на нет то, что годами демонизировали сложные политические драмы, представляя победителей дальновидными стратегами. Оказывается, использовать три заповеди «убийцы» (как гордо называет себя Трамп в фильме) в качестве важного конкурентного преимущества может человек совсем не талантливый и уж точно не порядочный. Но только до тех пор, пока на сцене не появится еще более способный ученик.