Талантливый дебют «Лапин»: Бег — это свобода
5 сентября в российский прокат выходит подростковая драма «Лапин». Старшеклассник Валя пытается прижиться в новой школе и открывает в себе талант к бегу, который помогает отвлечься от негативных мыслей из-за развода родителей. Фильм является дебютом молодых режиссеров Влада Краснослободцева и Аси Олешкевич. Рассказываем, как картине удается избежать штампов спортивных и подростковых драм, хотя без чересчур оптимистичного финала не обходится.
После развода родителей старшеклассник Валя Лапин (Михаил Иванов) вместе с мамой (Надежда Лумпова) переезжает из Москвы в провинциальный город, где ему всё претит, а женщина здесь выросла. До столицы по удобству и доступности любых развлечений далеко, да и люди другие. Папа перебрался в Канаду, и 15-летний сын рассчитывает через несколько месяцев последовать за ним. Но отец, у которого в другой стране новая семья, может и не выполнить свое обещание. Новенького в школе принимают в штыки, потому что Лапин не пытается никому понравиться и ведет себя довольно высокомерно. Хорошие отношения у Вали складываются только с девочкой Лизой (Таисья Калинина), которая занимается пением. Зато Лапин достигает солидных успехов в спорте и начинает тренироваться под присмотром физрука Вадима Сергеевича (Иван Добронравов). Впереди у Вали соревнования. Возможно, утешение после расставания родителей подросток найдет в беге.
«Лапина» сняли молодые режиссеры и партнеры Влад Краснослободцев и Ася Олешкевич, дебютанты в полном метре и выпускники Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (мастерская Константина Лопушанского). За сценарий отвечала Анна Петрова (короткий метр «Девять сантиметров» и комедия «Друг на продажу»). Фильм впервые показали на фестивале «Дух огня», где играющий Валю Михаил Иванов завоевал приз имени Александра Абдулова за лучшую мужскую роль. Также картину демонстрировали на фестивале «Окно в Европу» в Выборге.
В советском кино были сильны позиции детского и подросткового кино. И речь не о нравоучительных картинах, а о нежных фильмах, тонко улавливающих нестабильное эмоциональное состояние в преддверии взрослой жизни. Первые серьезные школьные конфликты, любовь, ссоры с родителями, попытки найти любимое дело и построить планы на будущее, мечты и разочарования. Через турбулентный период юности проходили все.
«Сто дней после детства» Сергея Соловьёва, «Не болит голова у дятла» Динары Асановой, «Вам и не снилось...» Ильи Фрэза и другие хиты 1970—1980-х могли бы стать достойными ориентирами для современных кинематографистов. В эпоху засилья на больших экранах приторных и однообразных сказочных фильмов подростковые драмы могут обрести новую жизнь. Ведь в историях о взрослении авторы пытаются заглянуть в душу главных героев и рассказать о будничных, но травматичных событиях. В условиях невозможности свободного разговора на общественно-политические темы не претендующие на глобальное высказывание картины выглядят свежо и выигрышно.
Подростки особенно остро воспринимают события вокруг. В душе кипят жгучие страсти, но далеко не всегда понятно, как их выразить. Да и найдется ли рядом понимающий человек? Валя считает отъезд отца и его желание дистанцироваться от сына предательством, мать винит в неспособности сохранить брак, близкого по духу человека, наставника находит в Вадиме Сергеевиче. По мнению Вали, в провинции жизни нет, хотя с той же дружелюбной Лизой можно было бы обходиться помягче. Подростку рано или поздно предстоит смириться с новой реальностью. Многие поступки Лапина выглядят чрезмерными, необдуманными, но понятными и узнаваемыми.
«Лапин» по-хорошему предсказуем, но это не минус фильма. Отечественное кино вполне достойно смотрелось бы где-нибудь на «Сандэнсе» — в Юте любят не отличающиеся оригинальностью проникновенные инди-картины. Дебютанты следуют хорошо проверенным рецептам, но не допускают ошибок, свойственных более опытным мастерам. «Лапин» удачно балансирует между спортивной и подростковой драмой, не вызывая отторжения штампами жанра.
В «Лапине» есть приметы нашего времени, но в целом это универсальное и во многом даже ностальгическое кино. Подкупает теплое зернистое изображение, неидеальные герои и привычные коллизии. Гимном молодости и проводником в прошлое становится нетленный хит группы «Альянс» «На заре».
Особого упоминания достойны операторская работа и удачно подобранные локации. В фильме есть несколько отлично снятых сцен бега, напоминающих, что движение человека всегда кинематографично. Лапин и Вадим Сергеевич мчатся к озеру через лес и словно бы не касаются земли. Авторам неплохо удается показать, что бег раскрепощает, заставляет забыть о насущных проблемах и приносит свободу. Дебют ладно сделан и бодро смотрится, хоть не обходится без сомнительного и чуть притянутого за уши хэппи-энда. С другой стороны, суровая реальность успеет задавить Валю и зрителей в другом фильме, где всем персонажам уже больше 18.