Стоит ли смотреть комедийный сериал «Мистер Ноготь» с Александром Робаком
В Okko вышли все эпизоды комедийного сериала «Мистер Ноготь» — тихого хита режиссёра Константина Колесова (вы можете знать его по работе над «Жуками»), ступившего на перспективную тропу сериалов про тех, кому хорошенько так за 40. В главной роли на сей раз Александр Робак. Рассказываем, каким получился комедийный сериал.
В меру абсурдный сюжет семейной комедии вращается вокруг простого ярославского мужика Семаги (Александр Робак), в одночасье оказавшегося безработным. Недавний мастер столярных работ не находит ничего лучше, чем податься в мир надомного бизнеса и делать «ноготочки»; в принципе, это ведь ничем не отличается от стругания матрёшек. Побитый жизнью дядька за маникюрным столом — уже хорошая заявка для шутки, но в случае с «Мистером Ногтем» завязка оказывается не более чем поводом поговорить о самой незащищённой социальной группе. Речь, конечно же, об испуганных переменами мужчинах среднего возраста.
Непонятно, как это случилось, — наверное, помогли мемы про альтушек с «Госуслуг», рвущие душу песни Пророка Санбоя и трэш-телешоу «Хата на тата» — но главными героями этого десятилетия могут по праву считаться скуфы. Мужички средних лет, простоватые, не слишком опрятные, воспитанные в лучших советских традициях (то есть преимущественно ремнём) и предпочитающие всем прочим видам досуга одинокий пивной алкоголизм перед телевизором. Поначалу их просто игнорировали, затем над ними смеялись, теперь же — очаровываются неказистым, но душевным образом. Именно о печальных скуфах Бакур Бакурадзе снял «Снег в моём дворе» — один из лучших российских фильмов прошлого года, открывший зрителю все прелести печального, но бесконечно витального лайфстайла тех, кто в новой реальности уже кажется реликтовым существом. Простые, как будто в сути своей антикинематографичные, дядьки с животами нежданно стали новой скрепой множества телепроектов. И дело даже не в узнаваемых визуальных чертах — просто видавшему всякое бате, в отличие от молодых раздолбаев, есть о чём зрителю рассказать.
Если квартирный вопрос испортил москвичей, то «Золотое кольцо» испортил туризм выходного дня — эпопея с маникюром стартует с увольнения работников матрёшечной артели. Ручной труд не выдержал столкновения с реалиями сувенирной индустрии
Кадр из сериала «Мистер Ноготь», реж. Константин Колесов, 2026
Главный герой «Мистера Ногтя» Семён Бучин (Робак), для своих — просто Семага, посвятил народному промыслу годы — мастерил матрёшек в небольшом ярославском цеху. Достиг в этом деле выдающихся успехов, но жизнь даёт трещину, когда на пороге появляется технический прогресс. Начальник купил новый автоматический станок, штампующий сувениры в галактических масштабах, и ручной труд Семаги больше не рентабелен. Покидая место работы, он лишь удивляется: кому вообще нужны матрёшки, сделанные без души? Переучиваться на что-то новое столяру уже поздновато — в мире победивших айтишников его никто не ждёт. Волей случая, немного выпив и побурчав о трудной доле, Семага оказывается в маникюрном салоне, где тут же интереса ради делает ноготочки своему товарищу по несчастью Антохе (Алексей Корсуков). Результат аховый: всё аккуратно, красиво, ещё и с авторским рисунком. Мастерство, что называется, не пропьёшь. Так и появляется завиральная идея Антохи открыть собственный бизнес и ежемесячно срубать сотни тысяч на бьюти-индустрии. Правда, для обретения вожделенной прибыли нужно будет постараться: нарастить клиентскую базу, оборудовать косметологический кабинет и отучить простака Семагу использовать в работе шуруповёрт. Ему-то совершенно плевать, чем орудовать, лишь бы результат был. А клиентки, привыкшие к менее брутальным подходам к красоте, пугаются. О том, что в свободное время их мастер практикуется делать маникюр на постояльцах ярославского морга, им лучше и вовсе не знать.
Комедии о мытарствах будущей звезды маникюрного бизнеса не чужд и мрачноватый юмор. Впрочем, его будет совсем немного: сценаристы Роман Маслов, Иван Старостин и Александр Мамедов чувствуют ту грань, за которую лучше не заходить
Кадр из сериала «Мистер Ноготь», реж. Константин Колесов, 2026
Из этих вводных могла бы получиться простенькая производственная комедия с понятной моралью — мол, старый конь борозды не портит, да и вообще нужно гнать подальше все эти гендерные и эйджистские стереотипы. Но «Мистеру Ногтю», что удивительно, трюизмов мало, и он приглашает следить не за комичным преображением игрушечного мастера в главного районного маникюриста, а за его почти трагическим чувством несоответствия собственным идеалам. Семаге вообще не нужны деньги — его жена Виолетта (Анастасия Панина) уже давно зарабатывает больше него. Она будет только рада, если супруг наконец выдохнет, отдохнёт и начнёт радовать семейство фирменным сметанником (готовит Семага потрясающе, но меню весьма ограничено печевом и жареной картошечкой). С детьми — младшим Захаром (Борис Дейков) и завязнувшей в пубертатном протесте Лерой (Вероника Журавлёва) — повозится, съездит на рыбалку, в конце концов, полузгает семечки, радуясь внезапно наступившей пенсии. Счастливое существование, которым многие были бы довольны. Но только не люди олдскульных нравов, ставящие превыше всего своё приложение к функции. Они точно знают старую максиму космонавтов: «Мы живём, пока мы работаем. На диван лёг — и кирдык».
Матрёшки Семаги на протяжении развития истории будут появляться то тут, то там. Маленькое визуальное напоминание, что от себя не убежишь
Кадр из сериала «Мистер Ноготь», реж. Константин Колесов, 2026
Лучше Александра Робака с этой образностью никто в российском кино пока что не справился. Герои в кризисе среднего возраста — его самое ходовое амплуа, причём каждый раз сыгранное до святого просто и искренне. Кинематографические Робаки всегда в гуще событий и всегда бегут от проблем, с которыми не в состоянии справиться: заливают муки развода бесплатным турецким вискарём («Убойный отпуск»), прячутся от бытовухи в онлайн-шутерах («Киберпапа»), лезут на выставленные сирийскими боевиками мины («Однажды в пустыне»), потому что с сапёрным делом всё исключительно понятно: «Рванёт? Да не должно», — и никаких полутонов. Совсем другое дело — адаптироваться к миру, который ускакал куда-то далеко-далеко, а ты этого и не заметил. Семага худо-бедно смирился с тем, что супруга тащит на себе львиную часть семейного бюджета, а вот принять её внезапное повышение, так неудачно пришедшееся на его увольнение из цеха, уже не смог. Семья зависает в ожидании раскола: дети отбиваются от рук, мама пропадает на работе, а Семага с ещё большим остервенением пилит ногти — это, как оказалось, очень успокаивает.
Важный элемент истории — взаимоотношения Семаги со своим «сюжетным двойником» Даниловым. У него в семье примерно те же проблемы, но решать он их предпочитает иначе
Кадр из сериала «Мистер Ноготь», реж. Константин Колесов, 2026
В принципе, для развития сюжета Семага с тем же успехом мог стать надомным психологом, пекарем, курьером или блогером; пилки и ремуверы кутикулы — это так, не более чем занятная фиксация причуд российского капитализма. «Мистер Ноготь» кокетливо прикрывается форматом производственной комедии, но заботят его вещи куда более серьёзные. Например, опасный разрыв в коммуникации, через который что есть сил пытаются прорваться потешные комик-релифы. На одной чаше весов дядьки в крутом пике: Семага, его товарищ по несчастью — сверкая пятками сбежавший от жены выпивоха Данилов (Игорь Хрипунов), крепко зависимый от кофе бизнесмен (Сергей Комаров) с замашками отставного офицера. Ходячий антиквариат. По другую сторону баррикад — истово безалаберные люди «новой эпохи»: почётный ветеран тапанья хомяка Антоха, застрявший в детстве мажор Степан (Василий Туркин), дети, агрессивно реагирующие на попытки родителей что-то им присоветовать. Им бы всем просто сесть и поговорить, но не хватает ни возможностей, ни желания. К счастью, за маникюрным делом скрывается что-то покруче красоты: очень скоро Семаге объяснят, что приходить к нему будут не только с отросшими ногтями, но и с непроговоренными личными бедами. Хочешь не хочешь, а научишься делиться сокровенным. Дома пригодится.
Вердикт
«Мистер Ноготь» — тот случай, когда за формой неказистой семейной комедии скрывается неожиданное содержание, осторожная попытка побудить собравшихся у телевизора домашних быть друг к другу немного внимательнее. В первую очередь этот призыв обращён к младшим, которые вряд ли подозревают, какой ураган бушует в головах их предков. Александр Робак на своём месте и в очень подходящем ему образе «Гарольда, скрывающего боль». Шутки, что для канала СТС является непререкаемой традицией, исключительно добродушные, лишённые и намёка на остроту, — тем не менее обаятельные в своей простоте. А что ещё нужно от терапевтического ситкома?