Стоит ли смотреть драматический сериал с Натали Портман «Женщина в озере»
На Apple TV+ вышли два первых эпизода детективной драмы «Женщина в озере». Главную роль исполняет Натали Портман. Это история еврейской домохозяйки Мэдди Шварц, которая, устав от несчастливого брака, начинает заниматься расследовательской журналистикой в Балтиморе в 1966 году. С небольшим промежутком времени в городе было совершено два убийства — еврейской девочки и темнокожей женщины. Мэдди пытается понять, связаны ли два этих дела. Делимся первыми впечатлениями о сериале, создателям которого гораздо интереснее темы расизма и устройства патриархального мира, чем расследование убийств.
Балтимор, 1966 год. Домохозяйка Мэдди Шварц (Натали Портман) сначала старательно выбирала на рынке баранину, а потом уже дома приготовила на День благодарения кошерное блюдо. Вот только муж Милтон (Бретт Гельман) наорал, поскольку супруга не находит себе места и хочет отправиться на поиски пропавшей 11-летней Тесси (Бьянка Берри Тарантино). Когда-то по молодости у Мэдди был роман с ее отцом Алланом (Дэвид Коренсвет). Устав от пререканий с супругом, миссис Шварц собирает вещи, прощается с сыном-подростком Сетом (Ноа Джуп) и переселяется в первую попавшуюся квартирку. Да еще и в традиционно афроамериканском районе Балтимора. Вскоре тело Тесси находят в озере, а Мэдди устраивается в газету Baltimore Star, чтобы провести свое расследование. Но это не последнее тело, которое обнаруживают в озере. Кто-то утопил барменшу-афроамериканку Клео Джонсон (Моусес Ингрэм). Мэдди не исключает связи между двумя убийствами.
Детективная драма основана на вышедшем в 2019 году бестселлере Лоры Липпман «Леди в озере». На написание книги автора вдохновили реальные события. Уроженка Балтимора Липпман читала в газетах про изнасилование и убийство еврейской девочки Эстер Лебовиц, а вот о преступлении, жертвой которого стала афроамериканка Ширли Паркер, писательница узнала много позже. Вторая смерть никак не освещалась в СМИ. Шоураннером и режиссером всех эпизодов стала родившаяся в Израиле, но уже давно работающая в Штатах Альма Харель. Больше всего она известна как постановщица «Хорошего мальчика» по автобиографическому сценарию Шайи ЛаБафа.
События на экране регулярно комментирует убитая Клео Джонсон. Монолог жертвы, которая продолжает следить за живыми и после смерти, — прием из классических нуаров. Взять хотя бы «Двойную страховку» и «Сансет бульвар». Название у сериала, как и у книги Липпман, тоже выбрано не случайно — оно совпадает с заголовком романа об очередном приключении Филипа Марлоу мастера «крутого детектива» Рэймонда Чандлера. Но можем ли мы доверять убитой? Ответ, весьма неожиданный, ждет зрителей ближе к финалу.
Поклонники классических триллеров о поисках убийцы могут быть разочарованы — сериал Харель больше интересуется судьбами двух главных героинь, чем расследованием таинственных дел. Мэдди решается на смелый шаг и без денег отправляется в погоню за мечтой — в старших классах она писала заметки для школьной газеты. Нацелившейся на развод Мэдди Шварц в 1966 году совсем непросто: собственную машину не продать без подписи мужа, новая квартира в разы скромнее старой, неблагополучный район для белой женщины опасен, а в редакции коллеги того и гляди норовят то схватить за ягодицу, то сказать какую-нибудь колкость, да и вообще энтузиастку всерьез никто не воспринимает. Но трудности еврейской дамы и рядом не стоят с бедами Клео Джонсон. Афроамериканка работает в баре Шелла Гордона (Вуд Харрис из «Прослушки»), а основной заработок заведения приходится на запрещенный тотализатор. Клео отвечает за черную бухгалтерию и вынуждена выполнять любые поручения криминального босса. Барменша оказывается опосредованно втянута в покушение на политическую активистку Миртл Саммер (Анджела Робинсон), сражающуюся за права темнокожего населения. Поскольку Саммер выживает, а Клео является свидетельницей, у женщины возникают проблемы. Будто их и так было мало у матери двоих ребятишек, младший из которых еще и болеет.
«Женщина в озере» во вторую очередь является детективом, в первую — это отлично стилизованная драма о нравах патриархального мира Америки 1960-х. Сюжет развивается неспешно, а потому зрители могут внимательно следить за семейными разборками Мэдди и флешбэками из юности еврейской девушки: в школе будущая миссис Шварц была очень популярна, даже странно, что вышла она замуж за невзрачного Милтона. Мэдди высвобождается из оков брака, преодолевая любые преграды и стереотипы. Линия Клео позволяет увидеть другой Балтимор — миры евреев и темнокожих редко пересекаются. Мы слышим джазовые концерты и перепевы хитов Нины Симон в исполнении талантливой, но проблемной певицы Доры Картер (Дженнифер Могбок). Хотя вроде бы это две угнетаемые по расовому признаку группы, на Мэдди в афроамериканском районе смотрят как на сумасшедшую. Вчерашняя домохозяйка проваливается в зазеркалье. У расизма тоже есть градация. Хотя голос Клео сообщает публике, что она была знакома с миссис Шварц, подругами две женщины точно не были. Афроамериканка, работавшая моделью в магазине одежды, не раз видела состоятельную еврейку у витрины.
Экранизация книги Лоры Липпман стилистически напоминает «Кэрол» и «Вдали от рая» Тодда Хейнса, «Одинокого мужчину» Тома Форда или любую мелодраму Дугласа Сирка. Другое дело, что дальше стилизации и точных, узнаваемых зарисовок нравов 1960-х сериал не идет. Интрига на добрых три-четыре серии растворяется в переплетениях судеб героинь, чтобы вернуться в финале. Поклонники таланта Натали Портман точно не останутся разочарованы, а Мэдди Шварц по нарядам может потягаться с Джеки Кеннеди из фильма Пабло Ларраина, но как детективная история «Женщина в озере» откровенно разочаровывает.