Детектив Филип Марлоу: История киногероя
В подписке Okko появился неонуар «Марлоу» Нила Джордана с Лиамом Нисоном в главной роли. Это далеко не первый фильм о частном детективе Филипе Марлоу. В разные годы эту роль играли Хамфри Богарт, Роберт Митчем и Эллиотт Гулд. Рассказываем про всех Марлоу в кино и на телевидении.
Марлоу в книгах
Впервые частный сыщик Филип Марлоу появился в детективном романе писателя Рэймонда Чандлера «Большой сон», опубликованном в 1939 году. Однако похожие персонажи описаны и в ранних рассказах Чандлера, которые выходили в издательствах Black Mask и Dime Detective c 1933 по 1939 год. Сыщики с фамилиями Кармади, Мэллори, Далмас и Малверн стали фундаментом для монументального образа одного из самых известных героев книг и фильмов в стиле нуар. Изначально Чандлер хотел назвать героя своего первого большого произведения Мэллори, но затем все-таки остановился на Марлоу. Чандлер сделал сыщика совершенно не похожим на героев классической детективной прозы — он много пьет, не всегда берет с собой оружие, часто выглядит помятым и совсем не образцом для подражания. Расследование в его романах отходит на второй, а то и на третий план. Чандлер и сам признавал что сюжет ему неинтересен, а «самое долговечное в писательстве — это стиль». Его Марлоу шутит гораздо чаще, чем стреляет, да так, что каждую его остроту хочется запомнить или повесить в рамочку.
Предшественники Марлоу в кино
Кинематографисты долго примерялись к Филипу Марлоу, но ранние попытки перенести образ на экран не были удачными. Первая экранизация Чандлера вышла в 1942 году. Детектив «Время убивать» был основан на романе «Высокое окно», но Марлоу в картине переименовали в Майкла Шейна, на тот момент более популярного героя бульварных романов Бретта Хэллидэя. Шейна сыграл Ллойд Нолан, специализировавшийся на ролях частных детективов. Затем вышла картина «Сокол и большая афера», основанная на романе Чандлера «Прощай, моя красавица», однако и на этот раз Марлоу был заменен другим популярным сыщиком — Гаем Лоуренсом по кличке Сокол. Его сыграл британский актер классической выучки Джордж Сандерс, позже награжденный «Оскаром» за роль во «Всё о Еве».
Считается, что официально Марлоу впервые сыграл Дик Пауэлл в 1944-м — в нуаре Эдварда Дмитрика «Это убийство, моя милочка», экранизации романа Чандлера «Прощай, любимая». Фильм имел успех, ведь Пауэлл прежде снимался в мюзиклах и комедиях, а умение шутить — это, пожалуй, одна из главных составляющих образа известного сыщика. Актер органично смотрелся в этой роли, но всё же следующий кинематографический Марлоу его затмил.
Канонический Марлоу — Хамфри Богар
Нуар «Большой сон» (иногда переводят как «Глубокий сон»), поставленный по одноименному роману Чандлера, вышел два года спустя, в 1946-м. После войны киногерои стремительно потеряли свою крутость и брутальную маскулинность. Идеальным воплощением времени стал Хамфри Богарт. В романе «Большой сон» Марлоу 33 года, ростом он примерно 180 см, а весит 86 килограмм. Богарт значительно ниже и субтильнее, а к моменту съемок ему исполнилось уже 47.
Марлоу-Богарт появляется на экране вспотевшим, в рубашке, прилипшей к телу, а его небольшой рост становится предметом шуток. Например, в сцене знакомства главная героиня Вивиан (Лорен Бэколл) шутит по поводу роста Марлоу, на что он, ухмыльнувшись, отвечает, что в следующий раз придет на ходулях. Он не всегда носит с собой пистолет и прибегает к насилию только в крайнем случае. По меткому выражению критика Андре Базена, ухмылка Богарта напоминает «оскал веселого трупа» — в юности актер получил травму, после чего половина его лица онемела. Богарт был неразлучен с крепкими напитками, как и Марлоу (зависимый от алкоголя Рэймонд Чандлер наделил этой вредной привычкой и своего героя). С тех пор еще несколько актеров сыграли эту роль блестяще, но ни один из них в образе Марлоу, со стаканом виски в руке и сигаретой в зубах, не выглядел настолько круто, как Богарт.
Марлоу от первого лица — Роберт Монтгомери
На следующий год вышла экранизация романа Чандлера «Леди в озере». Роберт Монтгомери выступил режиссером фильма и сыграл главную роль. В книгах повествование ведется от лица Марлоу. Прием перекочевал в нуары именно из детективных романов Рэймонда Чандлера и Дэшила Хэммета. Монтгомери решил не ограничиваться одним лишь закадровым текстом и провернул интересный эксперимент. Он сам в образе Марлоу почти не появлялся на экране, все действия сыщика были сняты субъективной камерой. Реклама гласила: «Вы играете главную роль».
Взгляд от первого лица довольно часто использовался в нуаре 1940-х, например, первая половина фильма «Черная полоса» с тем же Хамфри Богартом полностью снята субъективной камерой. «Леди в озере» интересна тем, что Монтгомери попытался найти кинематографический эквивалент литературному приему и сделать так, чтобы зритель полностью погрузился в мир главного героя, как это происходит при чтении книги.
Красавчик Марлоу — Джордж Монтгомери
В 1947 году «Высокое окно» Чандлера экранизировали повторно. В фильме «Кровавые деньги» Джордж Монтгомери впервые играет частного детектива Марлоу — красавчика и сердцееда. Его герой пользуется своим обаянием гораздо чаще, чем остроумием и пистолетом. В предыдущих экранизациях романтическая составляющая не была главной — даже в блестящем дуэте Хамфри Богарта и Лорен Бэколл игра слов была важнее чувств.
В «Кровавых деньгах» Марлоу — широкоплечий стройный красавец, который носит усы а-ля Кларк Гейбл, а женщины не раздумывая падают в его объятия. Монтгомери начинал в кино каскадером, затем играл в вестернах, а в 1940-х начал сниматься в боевиках. В нуаре он решил остаться в своем репертуаре, что очень не понравилось критикам. В New York Times называли эту экранизацию «самой слабой», «тяжеловесной и неоригинальной» и добавляли, что Монтгомери совсем «не смотрится в этой роли».
Марлоу против Брюса Ли — Джеймс Гарнер
В 50-е классический нуар сходит с экрана, наступает время цветных мюзиклов и грандиозных пеплумов. Голливуд теряет интерес к экранизациям Чандлера. Крутой детектив Филип Марлоу возвращается на экраны лишь в 1969-м. В основе фильма «Марлоу» — роман Чандлера «Сестренка» (картину еще иногда переводят как «Младшая сестра» и «Сестричка»), действие перенесено в современную Калифорнию. На сей раз Марлоу играет Джеймс Гарнер, звезда популярного в конце 50-х ковбойского сериала «Маверик».
По сюжету Марлоу следит за телезвездой, которая встречается с мафиозным боссом, подозревая, что они оба замешаны в шантаже и убийствах. Марлоу-Гарнер — медлительный, неряшливый крепыш с небрежной прической. Это первый Марлоу, который не носит шляпу и побеждает персонажа Брюса Ли в рукопашной. Несмотря на то что фильм современный, в нем сохранен дух нуара, за камерой стоит классик операторского искусства Уильям Дэниелс, который работал в Голливуде с 1920-х. Именно он был постоянным оператором Греты Гарбо и фактически сформировал визуальный стиль студии MGM в 1930-е. А в 1940-е снял несколько знаковых нуаров — «Грубая сила» (1947) и «Голый город» (1948).
Марлоу-кошатник — Эллиотт Гулд
Джеймс Гарнер вернул Марлоу на экраны, но чтобы по-настоящему возродить главного героя нуаров, да и сам стиль заодно, нужна была тяжелая артиллерия. В начале 1970-х за дело взялся Роберт Олтмен, к тому моменту один из главных режиссеров Нового Голливуда. Сценарий фильма написал Ли Брэкетт, некогда трудившийся над адаптацией «Большого сна» вместе с Уильямом Фолкнером. А на главную роль Олтмен пригласил актера, еще больше не похожего на книжного Марлоу, чем Хамфри Богарт.
Эллиотт Гулд напоминал скорее поэта-битника, чем частного детектива. Его ворчливый и немного комичный герой с постоянно развязанным галстуком вместо расследований ходит в магазин за едой для своего рыжего кота, живет по соседству с коммуной хиппи и, кажется, вообще не умеет держать в руках пистолет. Рэймонд Чандлер любил котов, это отражают его самые известные фотопортреты. Гулд напротив, был совсем не в восторге от кота Мориса, который играл в фильме. После очередной неудачной сцены он попросил Олтмена убрать кота, но режиссер отказался и пошутил в ответ, что Морис владеет методом Станиславского гораздо лучше, чем Гулд. Тем не менее Гулду удалось сравняться с котом в уровне актерской игры. Его Марлоу стал настоящим олицетворением хипповского и пыльного Лос-Анджелеса 1970-х. Гулд создал культового Марлоу, но уже для эпохи постмодернизма. Его герой тенью стоит и за Чуваком из «Большого Лебовски», и за Льюином Дэвисом в исполнении Оскара Айзека. И, наконец, даже за героем Эндрю Гарфилда в мета-нуаре «Под Сильвер-Лэйк», который неприкаянно бродит практически по тем же локациям, что и Марлоу в «Долгом прощании».
Пожилой Марлоу — Роберт Митчем
В 1970-е вышли еще две экранизации романов Чандлера: «Прощай, моя красавица» (1975) и «Вечный сон» (1978), новая версия «Большого сна». В первом фильме Марлоу вновь надевает шляпу, и действие переносится в начало 40-х. События «Вечного сна» разворачиваются уже в Англии 1970-х, и картину стоит посмотреть хотя бы потому, что в ней впервые явно рассказано о распространении порнографии и наркоторговле, которые выпали из сюжета экранизации с Богартом по цензурным соображениям.
В главной роли Роберт Митчем — единственный, кто сыграл эту роль дважды. К тому времени он был уже заслуженной голливудской звездой, но его карьера начиналась как раз с малобюджетных нуаров «Подводное течение» (1946) и «Из прошлого» (1947). Он самый зрелый из актеров, которые когда-либо играли роль Марлоу: на момент съемок «Большого сна» ему было уже 60, почти вдвое больше, чем герою в книге. Женщины уже не внушают Марлоу-Митчему трепета, да и он сам привлекает в первую очередь ровесниц и представительниц древнейшей профессии. Его Марлоу еще больше, чем предшественники, умудрен горьким опытом и разочарован в жизни. Митчем играет усталость, почти меланхолию на пороге старости.
Марлоу на радио и телевидении — Джеймс Каан, Дэнни Гловер и другие
После того как Марлоу покорил киноэкран, он появился на радио. Детективное радиошоу «Приключения Филипа Марлоу», основанное на книгах Чандлера, выходило на NBC c 1947 по 1951 год. В разные годы дикторами в радиопостановках выступали знаменитые голоса Америки Ван Хефлин и Боб Хоуп. Первая телеадаптация Чандлера — детективный сериал ABC «Филип Марлоу» с Филипом Кэри — выходила с 1959 по 1960 год. В 80-е телеканал HBO выпустил сериал «Филип Марлоу, частный сыщик». Каждая из 11 серий была экранизацией одного из ранних рассказов Чандлера. Марлоу играл Пауэрс Бут, характерный актер, известный ролями второго плана в сериале «Дэдвуд» и фильме «Город грехов».
В сериале-антологии «Идеальные преступления» (1993), стилизованном под классический нуар 40-х, Марлоу впервые играет чернокожий актер, Дэнни Гловер. Он появляется в эпизоде второго сезона под названием «Красный ветер», основанном на одноименном рассказе Чандлера. В 1998 году Боб Рафелсон снял телефильм «Частный детектив Марлоу» c Джеймсом Кааном в главной роли. Это единственная экранизация незаконченного романа Чандлера «Пудл Спрингс», который спустя несколько десятилетий после смерти автора завершил и опубликовал Роберт Б. Паркер. В фильме Марлоу впервые женится на богатой женщине, которая настаивает, чтобы он завязал с расследованиями, ведь денег вполне хватит на двоих. Но герой не спешит выходить на пенсию и ввязывается в новое дело, в ходе которого сам попадает под подозрение.
Возвращение Марлоу — Лиам Нисон
После смерти Чандлера в 1959 году знамя Марлоу подхватили другие литераторы. Детективные романы с Марлоу в качестве главного героя писали Роберт Б. Паркер, Лоуренс Осборн, Джо Иде. И, наконец, Джон Банвилл. Именно его роман «Черноглазая блондинка» лег в основу фильма Нила Джордана «Марлоу». В эссе для Guardian он пишет, что согласился на предложение написать о Марлоу не сразу и долго колебался, так как считал, что, будучи коренным ирландцем, не сможет воссоздать атмосферу Лос-Анджелеса 1930-х.
Он подошел к делу скрупулезно, досконально изучил все романы, эссе и письма Чандлера. По его словам, он стремился «не повторить Чандлера, а воссоздать энергичный, мужественный и меланхоличный дух его прозы». Неудивительно, что новым Марлоу тоже стал ирландец — Лиам Нисон. Его образ ближе всего к уставшему и мудрому Марлоу Роберта Митчема. Он столь же медлителен, меланхоличен и сдержан в отношении женщин и преступников. Нисон бережет силы для развязки, чтобы в финале тряхнуть стариной и показать зрителю, истомившемуся в ожидании экшена, на что способен мужчина на склоне лет, если под руку попадется парочка отпетых негодяев.