Опубликовано 23 октября 2024, 10:51
4 мин.

«Синистер. Семейное проклятие»: Психотерапия от бабайки

Поделиться:
«Синистер. Семейное проклятие»: Психотерапия от бабайки

В зарубежных онлайн-кинотеатрах появился хоррор «Синистер. Семейное проклятие». Его снял режиссер ревизионистской зомби-драмы «Новая эра Z» Колм МакКарти, а написал сценарист-дебютант Джон Халм. В центре сюжета — история таинственного монстра Сумочника: он преследует детей (причем не плохих, а именно что хороших), крадет их из домов, запихивает в свой черный мешок и исчезает во мраке ночи. На лицах взрослых, пытающихся противостоять незваному гостю, чудовище оставляет жуткие вмятины от пальцев. Рассказываем, почему фильм скорее разочаровывает, чем удивляет, несмотря на необычный сюжет и оригинальный концепт. И в очередной раз ругаем психотерапию в хоррорах.

В детстве Патрик Макки (Сэм Клафлин) попал в логово чудища по кличке Сумочник. Монстр отрезал прядь волос подростка, тем самым пометив его как следующую жертву, но вскоре неожиданно пропал и больше никогда не попадался на глаза мальчика. Прошли десятилетия: Патрик вырос, живет с любящей, но жутко уставшей от бытовых дрязг женой Кариной (Антония Томас), воспитывает малыша Джейка (Карелл Винсент Роден) и пытается вытащить семью из плачевного финансового состояния. Но бизнес-идеи Макки проваливаются, денег становится всё меньше, а тут, как назло, в дом Макки снова возвращается Сумочник. Почему монстр навещает Патрика и чего он хочет — непонятно. Ясно лишь, что ставки увеличиваются в геометрической прогрессии: теперь чудовище захаживает и в комнату ребенка.

Сюжет хоррора «Синистер. Семейное проклятие» (в оригинале — буквально «Сумочник») сложно назвать оригинальным. Это еще один фильм про жуткую городскую легенду в духе «Кэндимена» или «Бугимена»: как водится, сценарий здесь ограничивается завязкой «на маленькую-маленькую улицу, где жил маленький-маленький мальчик, пришел страшный-страшный монстр». Со вторым хоррором их объединяет даже подтекст: монстры в шкафу и во дворе — как метафора травм и старых семейных проблем.

Лучше всего авторам удается как раз это мифотворчество. Иссохший Сумочник, пропахший трупным смрадом, медленно двигается в сторону экрана, распахивает гигантский мешок со скрипящей молнией и складывает туда людей, словно лего-человечков, загибая их ноги на 90 градусов и спрессовывая, словно это избыточная ручная кладь в аэропорту. Увидеть такое в детстве — значит подарить себе кошмар на ближайшие пару недель. Взрослым — напомнить о том, как по ночам в квартире пугал малейший шорох.

Рецензия на фильм «Синистер. Семейное проклятие» (2024)

Сценарий фильма стал дебютным для сценариста Джона Халма

Кадр из фильма «Синистер. Семейное проклятие», реж. Колм МакКарти, 2024

При этом у Сумочника почти нет лора: антагонист здесь — рядовое дистиллированное зло, не мученик вроде бывшего раба Кэндимена и даже не страшилка, о которой знают все дети в округе, а монстр из соседнего двора, о чьем существовании осведомлен только отец Патрика. Такое решение делает городскую легенду откровенно нелегендарной: смысл страшных баек в том, что они пугают целую группу людей и удивительным образом отражают страхи всего общества. Сумочник же — локальная фобия одной семьи. И сюжет от этого значительно мельчает.

Нетрудно догадаться, что Сумочник на самом деле олицетворяет травматичный детский опыт, который когда-то пережил герой. Опасаясь, что аналогия не будет понятна во время просмотра буквально каждому, сценарист учтиво вводит в повествование психолога: во второй трети фильма женщина объясняет, как и почему монстр снова вернулся в семью. Это одна из проблем фильма. Вместо того, чтобы показывать страхи и фобии с помощью визуальных метафор и гнетущей атмосферы паранойи (поначалу Патрик свято уверен, что семью кошмарит Сумочник, а вот другие почему-то не верят), авторы делают упор на буквализм и выпячивают драму героя настолько, что персонаж Сэма Клафлина в какой-то момент, в общем-то, теряет всё обаяние. У него вместо характера — сборник психотерапевтических терминов. Причем самых очевидных и простых.

«Синистер. Семейное проклятие»: трейлер, кадры, рецензия

«Синистер. Семейное проклятие» стал третьим полным метром в карьере режиссера Колма МакКарти, но он давно и успешно работает на британском телевидении

Кадр из фильма «Синистер. Семейное проклятие», реж. Колм МакКарти, 2024

Но более разочаровывающее откровение — режиссура в эстетике ТВ-фильмов. Колм МакКарти снимал не только отличную хоррор-драму «Новая эра Z», но и выступал постановщиком огромного количества сериалов: от «Острых козырьков» до «Шерлока» — и здесь он, кажется, невольно вернулся к телевизионным корням.

«Синистер. Семейное проклятие» вроде бы пытается показать нам реалистичный сеттинг: серые дома, забитые хламом гаражи, потрепанные лужайки садов, — вот только снят фильм как рядовой хоррор со стриминга. Раздражающе громкие джампскейры сменяются долгим и томительным шастанием героев по темным комнатам и улочкам. Все кричат в пустоту и выискивают глазами Сумочника — только ради того, чтобы чудище появилось во всей красе в последние десять минут. Это кино элементарно не пугает и больше напоминает короткий метр, раздувшийся до полного: единственный рабочий фокус здесь — монстр, в котором больше фактуры и характера, чем в людях.

Новое в подписке

Лучшее в подписке