«Сенсация» с Джиллиан Андерсон и Билли Пайпер: Работа наша такая
На Netflix вышла «Сенсация» Филипа Мартина, рассказывающая о том, как в 2019 году журналисты канала BBC готовились к скандально известному интервью с английским принцем Эндрю. Вспоминаем историю и оцениваем работу профессионалов.
В 2020 году Netflix выпустил документальный проект-расследование, посвященный преступлениям финансиста Джеффри Эпштейна, за которые он впервые попал за решетку в 2008 году. Тогда его обвинили в организации занятия проституцией и изнасилованиях несовершеннолетних девушек, замаскированных под личных «массажисток» Эпштейна, у него дома в Нью-Йорке и на частном острове. Этот сериал стал одним из самых успешных документальных проектов платформы за 2020 год. В новом шоу от Netflix также затрагиваются действия преступника, покончившего с собой в 2019 году в тюремном заключении.
Теперь это игровой фильм, построенный вокруг другой солидной фигуры — английского принца Эндрю, который близко дружил с Эпштейном, не раз бывал на его острове и также был обвинен в том, что пользовался услугами тайных «секс-служанок». Девушка по имени Вирджиния Робертс Джуффре рассказала, что в 17 лет занималась сексом с принцем после того, как их познакомил финансист. Однако главные герои фильма — не Эпштейн и не Эндрю, а журналисты программы Newsnight канала BBC, готовящиеся к интервью с принцем. Материал станет самым просматриваемым в истории канала, через несколько дней после него принц сложит с себя королевские обязанности и лишится всех титулов.
Но вернемся к тому, что происходит на экране. Сэм Макалистер (Билли Пайпер) — пробивная и бескомпромиссная продюсер шоу, которая может достать контакт любого человека. Также она мать-одиночка и self-made woman из рабочего класса, часто ощущающая себя с коллегами, успешными и богатыми как будто по умолчанию, не в своей тарелке. Спустя несколько месяцев после гибели Эпштейна в тюрьме Макалистер понимает, что вскоре подробности его дружбы с членом королевской семьи снова всплывут на поверхность, — а значит, самое время договариваться с принцем об интервью, чтобы услышать его версию событий.
Интервью будет брать звезда программы Эмили Мейтлис (Джиллиан Андерсон), ну а сама Сэм и руководительница передачи Эсме Рэн (Ромола Гарай) помогут ей со списком вопросов и проиграют возможные сценарии ответов принца. Но сперва Сэм должна убедить принца, что его единственное интервью должно быть только для канала BBC и ее передачи.
Британец Филип Мартин, снимавший эпизоды сериалов «Корона» и «Екатерина Великая», поставил «Сенсацию» на основе мемуаров Саманты Макалистер. Соответственно, режиссер намеренно смещает акценты в громком скандальном кейсе в сторону ее фигуры. Это история ее успеха, совершенно заслуженного, пусть формально она и находится в профессиональной тени Мейтлис, 49 минут задававшей неудобные вопросы принцу. В фильме есть сцены, которые дословно воспроизводят фрагменты реального интервью. Но без Макалистер, ее упорства и амбиций этого разговора не было бы вообще.
Чтобы убедить настолько высокопоставленное лицо в необходимости диалога, нужно уметь видеть людей насквозь и находить к ним подход. Сэм уверенно и последовательно излагает свои аргументы в ходе многочисленных дискуссий с личным секретарем принца Амандой Тирск (Кили Хоуз) и в конечном итоге перед самим принцем (Руфус Сьюэлл). Героиня показана не только как профессионал, но и как заботливая, пусть и всё время занятая мать и любящая дочь, которую ее собственная мать всегда поддерживает. Семейная сюжетная линия не кажется лишней, а органично помогает сделать образ Саманты более объемным.
«Сенсация» вряд ли преподнесет сюрпризы тем зрителям, которые помнят новости пятилетней давности, но ее главное достоинство в другом. Фильм дарит зрителю возможность искренне болеть за команду профессионалов своего дела, которая честно и упорно старается получить необходимый материал, и, что не менее важно, видеть за каждым из членов команды живого человека. Позиция создателей равно честна: на протяжении чуть менее двух часов мы погружаемся в динамичную и похожую на минное поле жизнь обитателей телевидения, но ничто из того, что мы увидим, не приблизит нас к правде, о которой говорят в кулуарах и без камер.