«Последний наемник» с Лиамом Нисоном: Вы и убили-с
В Okko «Последний наемник» — ирландский боевик с Лиамом Нисоном в роли садовода и поклонника Достоевского. Премьера картины состоялась во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля. Рассказываем, каким получилось вторжение режиссера Роберта Лоренца на территорию братьев МакДона.
В полку проходных боевиков с лицом Лиама Нисона на знамени прибыло. Так подумает каждый, бросивший взгляд на постер фильма или даже просто на его локализованное название. «Последний наемник», в отличие от оригинального «На земле святых и грешников», не отпугивает насупленным пафосом, зато сразу выветривается вместе с желанием его смотреть. Забавно, что столь изысканная адаптация заголовка в итоге играет против здравого смысла. Тот, кто ждал «Заложницу 4» (если такие есть), в итоге натолкнется именно что на пафосный экзистенциальный триллер — плюнет и выключит. И, возможно, будет прав. Однако в среднем провальная постановка Роберта Лоренца, некогда продюсера поздних фильмов Клинта Иствуда, порой выглядит любопытно. Например, когда речь заходит как раз о святых и грешниках, а не о наемниках, и уж тем более не о «последних».
Ирландия 1970-х напоминает пороховую бочку — об этом сообщает открывающий титр. ИРА (Ирландская республиканская армия) устраивает теракты, от которых периодически гибнут дети. Мрачные вести о радикалах из больших городов доходят до буколической провинции только в виде газетных заголовков. Но на суровых зеленых просторах и без того хватает насилия. Окопавшись в своем деревенском кабинете, местный делец раздает направо и налево заказы на похищение и убийство. Исполнителей двое: один — отмороженный циник Кевин, а вот другой — пожилой ветеран Второй мировой Финбар (как раз Нисон), у которого и совесть есть, и принципы, и альтернативные планы на дальнейшую карьеру. Всё перечисленное, однако, не мешает ему хладнокровно стрелять в упор из двустволки по стоящим на коленях людям. Просто после убийства он вытирает намокшие глаза и сажает на могилку — вырытую жертвой, а закопанную уже Финбаром — различные растения. К слову, сад у него немалый. А еще он читает Свифта и Достоевского, причем фамилия второго автора в контексте экранного действия подается как некий моральный и эстетический камертон. Вот вам и «Последний наемник»!
Вскоре в фабулу полноценно врываются члены ИРА, убившие невинных людей в первой сцене, чтобы превратить фильм из неуклюжей драмы с элементами шпионского триллера в куцый боевик. Никакой Достоевский, конечно же, не работает, а попытки Лоренца списать у братьев МакДона главных певцов ирландского ландшафта и иронии локальной судьбы оборачиваются нечленораздельными закорючками: как известно, не можешь разобрать почерк — просто рисуй что-то похожее. «Последний наемник» очень хочет овеять себя особой кельтской брутальностью, но ни беспроигрышный пейзаж, ни эффектный политический контекст, ни заторможенный темп — ничто не замаскирует американские взгляд и выучку постановщика. И пускай где-то сюжетные сцепки остаются симпатичными, но топорность и безыдейная функциональность монтажа, а также бесконечная микротряска камеры в статичных кадрах к такому материалу попросту неприменимы. Лоренц зачем-то гонится за голливудской динамикой, при этом снимая кино о разочарованных ирландских киллерах с охотничьими ружьями, которые мечтают ухаживать за садом или записывать пластинки. Также он по-американски боится заглядывать вглубь заложенного в сценарий парадокса. Из-за этого происходят очень смешные недоразумения, достаточно взглянуть на прорисовку главных героев: один наемник плохой, потому что у него мерзкий характер, а еще он женщин убивает, второй наемник хороший, потому что добрый и, соответственно, женщин не убивает, — но оба в целом славные ребята, увлекающиеся кто музыкой, кто литературой и ботаникой.
Чем точно может впечатлить фильм, так это актерским составом. С Нисоном, первоклассным артистом-халтурщиком, загнавшим себя в жанровую клетку, всё понятно — мы любим его даже таким. Вдобавок боевого старца здесь окружает цвет ирландской школы. Начиная с таких мастодонтов второго плана, как Киран Хайндс и Колм Мини, и заканчивая прошлогодней номинанткой на «Оскар» Керри Кондон, а также наконец-то вернувшимся на экраны Джеком Глисоном, которого некогда затравили полусумасшедшие фанаты «Игры престолов» за его выдающуюся роль Джоффри Баратеона. Перечисленные имена удерживают «Последнего наемника», этого неуклюжего трансатлантического гибрида, от полного краха. Такова уж специфика ирландской ауры — ни один средненький американский режиссер не сможет ни совладать с ней, ни развеять ее своими банальностями.