«Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Фоули»: В бой идут одни старики
На Netflix вышел новый фильм франшизы «Полицейский из Беверли-Хиллз» — первый за 30 лет. К главной роли вернулся Эдди Мёрфи, а его герой Аксель Фоули вновь вынужден променять родной Детройт на солнечный Лос-Анджелес, чтобы помочь дочери. Рассказываем, почему продолжение не удалось и чем оно напоминает все похожие сиквелы последних лет.
Полицейский Аксель Фоули (Эдди Мёрфи) уже давно должен подумывать о спокойной офисной работе или вовсе о пенсии, но продолжает гоняться за преступниками по неспокойным улицам Детройта. Его дочь Джейн (Тейлор Пейдж) с отцом не общается, она работает адвокатом в Лос-Анджелесе. Туда же в очередной раз приходится поехать и Акселю: Джейн оказывается в беде из-за очередного клиента, которого пытаются подставить «грязные» копы. По этой же причине исчезает давний коллега главного героя Билли Роузвуд (Джадж Райнхолд). В деле Акселю помогает молодой детектив Бобби (Джозеф Гордон-Левитт) и старый начальник Джон Таггарт (Джон Эштон).
Продюсер Джерри Брукхаймер продолжает возрождать свои старые франшизы: «Топ Ган: Мэверик» вновь вернул зрителям веру в блокбастеры в постковидную эпоху, а новых частей «Плохих парней» стало столько же, сколько оригинальных. Да и возвращение «Пиратов Карибского моря» уже кажется неизбежным: пускай и без Деппа, и без режиссера Гора Вербински (то есть всего, что делало их великими). Вот и про «Полицейского из Беверли-Хиллз» Брукхаймер тоже вспомнил, тем более что для него это еще и незакрытый гештальт: когда-то он ушел из франшизы на третьей картине из-за разногласий, а та провалилась и похоронила всю серию.
«Аксель Фоули» работает по уже проверенной формуле второго «Топ Гана». Здесь тоже главный герой — ископаемое, артефакт ушедшей эпохи, которому не место в современном высокотехнологичном мире. Никто в полиции XXI века не преследует преступников на снегоуборочных машинах и не разносит в процессе десятки автомобилей. Но Акселя это волнует мало: как и герой Тома Круза, он знает, что лучше методов, чем его, еще никто не придумал. Он тоже становится родителем — в этот раз буквальным, а не фигуральным. И тоже получает в напарники молодого коллегу, сыгранного престижным актером, пускай и не первой величины (и Майлз Теллер, и Гордон-Левитт вполне в это определение вписываются).
Вот только «Мэверик» выглядел апдейтом оригинального фильма — не просто раздутым сиквелом, а технически совершенной картиной, к тому же спорящей с прямолинейным мачизмом оригинала. Новый «Полицейский из Беверли-Хиллз» лишь напоминает, как обмельчала и эта конкретная франшиза, и в целом большое индустрийное кино за 30 лет с выхода прошлой части. Оригинальную трилогию снимали аж три больших режиссера: первый фильм — автор оскароносного «Запаха женщины» Мартин Брест, второй — постановщик «Гнева», «Багрового прилива» и «Настоящей любви» Тони Скотт, даже неудачный третий ставил Джон Лэндис, ответственный за «Братьев Блюз» и «Американского оборотня в Лондоне». «Акселя Фоули» же снял некто по имени Марк Моллой — человек, за плечами которого разве что реклама продукции Apple.
Неудивительно, что и фильм — как бы он ни старался бросаться в экран знакомыми по прошлым частям лицами — совершенно лишен и эстетики, и духа солнечного лос-анджелесского нуара прошлых картин. Он выглядит как примерно любой боевик Netflix, а большую часть времени мы наблюдаем за душевными разговорами героев в салонах автомобилей. Справедливости ради, с комедийной стороны «Аксель Фоули» написан вполне компетентно: но из-за этого лишь больше создается ощущение, что смотришь комфортный ситком, где то и дело герои выходят из машины пострелять (хотя чаще стреляют прямо из машины).
Всё остальное пространство забито затертыми клише легаси-сиквелов. Разумеется, сюжет строится на отношениях героя с ребенком: авторы как бы намекают о передаче эстафеты новому поколению. Вот только новое поколение, как это и бывает в таких фильмах, до ужаса невыразительно. Если за Гордоном-Левиттом еще хоть как-то интересно следить — что, впрочем, больше заслуга актера, чем сценаристов, — то героиня Тейлор Пейдж выглядит как примерно миллион других похожих персонажей. Уверенная в себе миллениалка, подвергающая сомнению методы старого протагониста, но при этом способная не хуже него пострелять во врагов. Еще ни в одном фильме эта формула с передачей эстафеты не сработала — и непонятно, почему должна тут.
Персонажи прошлых частей сплошь обросли проблемами пожилых людей: они теперь проверяют давление и жалуются на внуков. Выглядит всё это довольно жалко, особенно когда в финале команда стариков всё же идет в бой. Как будто даже авторы на самом деле понимают, что никакого нового поколения не будет и весь интерес к франшизе начинается и заканчивается на персонажах, придуманных десятки лет назад совершенно другими людьми. Авторы «Акселя Фоули» действительно отдают дань уважения прошлым картинам — но не тем, что снимают достойного наследника, а тем, что дискредитируют все попытки современного Голливуда снять что-то отдаленно напоминающее первоисточник. Намеренно или нет, новый «Полицейский из Беверли-Хиллз» продолжает популярный сантимент современного развлекательного кино: эпоха уходит, а на смену ей ничего так и не пришло.