«Пчеловод»: Джейсон Стэйтем осваивает очередную профессию
В мировом прокате — боевик «Пчеловод», где Джейсон Стэйтем вновь изображает пуленепробиваемого героя, единолично искореняющего преступность. Режиссером сего детища выступил Дэвид Эйр — человек, ответственный за первую версию «Отряда самоубийц» и сценарий культового «Тренировочного дня». Рассказываем, каким получился незамысловатый экшен, неожиданно тепло встреченный кинокритиками из США.
Адам Клэй (Стэйтем) — угрюмый щетинистый британец, коротающий дни за сбором меда где-то в американском захолустье. Пчеловод с темным прошлым живет в скромной лачуге, отрезанной от внешнего мира бескрайним лесом. Живописный уголок принадлежит пожилой женщине из дома напротив — учительнице на пенсии и основательнице детского благотворительного фонда, бескорыстно предоставившей Адаму крышу над головой. Словом, добрее человека не сыскать на всем белом свете.
Идиллии наступает конец, когда наивная дама становится жертвой телефонных мошенников, в два счета опустошивших все ее банковские счета. Оставшись без гроша, владелица дома в тот же вечер кончает жизнь самоубийством. Пчеловод с обостренным чувством справедливости решает во что бы то ни стало поквитаться с прохиндеями, повинными в трагедии. Благо все необходимые навыки у непримечательного с виду селянина имеются: в прошлом он служил в секретном подразделении… «пчеловодов», элитных наемников, чья деятельность неподконтрольна даже правительству. Молчаливый мститель не остановится до тех пор, пока не доберется до негодяя, стоящего во главе преступной империи, сети которой распространились по всей Америке.
Дэвид Эйр — режиссер-ремесленник, из года в год реализующий, в общем-то, один и тот же сюжет. Все его ленты, вне зависимости от жанра и сеттинга, посвящены темам дружбы и товарищества мужчин, оказавшихся в эпицентре вооруженных разборок. Некоторые из них, как, например, «Тренировочные день» и «Патруль», стали современной классикой. Концепт пришелся к месту и в рамках военного кино о танкистах («Ярость»), но дальнейшие попытки Эйра адаптировать формат бадди-муви под супергероику («Отряд самоубийц») и городское фэнтези («Яркость») оказались скорее неудачными, а его неловкое возвращение к корням («Выбивая долги») вызвало недоумение даже у самой лояльной публики. Осознав, что формула окончательно изжила себя, кинематографист средней руки не придумал ничего лучше, как поупражняться в жанре «Джейсон Стэйтем полтора часа избивает плохих парней», впрочем, близком по духу его старомодным фильмам о «мужиках с пушками за работой».
Нетрудно догадаться, что «Пчеловод» целиком и полностью скроен из клише, а примитивный сюжет в нем требуется для того, чтобы как-то соединить бесчисленные экшен-сцены. Отошедший от дел спецагент в исполнении Стэйтема, одно только имя которого провоцирует у простых смертных панические атаки, мочит бандитов как умеет. А-ля Джон Уик киллер-одиночка брутально мстит за пчел, как бы между делом искореняя целый преступный синдикат, возглавляемый мажором Дереком Дэнфортом (Джош Хатчерсон).
Вот только драки и перестрелки в «Пчеловоде» далеки от хореографических изысков кинофраншизы с Киану Ривзом: поставлены и сняты они так, словно на дворе 90-е. По правде говоря, поклонникам Стэйтема иного, скорее всего, и не требуется: би-муви Эйра, выступившего здесь в качестве наемного рабочего, идеально вписывается в тематическую линейку из однотипных боевиков «Механик», «Защитник», «Перевозчик» и далее по списку. По канонам жанра Стэйтем изъясняется исключительно цитатами из пацанских пабликов, приправленными каламбурами на тему пчеловодства. В качестве оружия, помимо привычных ножей и автоматов, используются банки с медом, а конечности врагов летят в разные стороны, как в старые добрые времена.
Беда в том, что калейдоскоп из сумбурных и похожих друг на друга потасовок утомляет уже к середине хронометража. Завязка намекала на то, что в определенный момент базовый боевик со Стэйтемом трансформируется в эйровское бадди-муви: жаждой мести на экране одержим не только пчеловод, но и сотрудница ФБР Верона Паркер (Эмми Рэвер-Лэмпман), дочь покончившей с собой женщины. Удивительно, но герои, преследующие общую цель, так и не объединяют усилия, из-за чего сюжетная линия с агентшей попросту лишается смысла. Вся роль Паркер сводится к тому, чтобы колесить по окрестностям и подсчитывать трупы, оставленные Стэйтемом. Стоит ли говорить, что титульный злодей, сыгранный Хатчерсоном, абсолютно карикатурный? Таким же плоским получился и персонаж в исполнении Джереми Айронса, существующий в кадре лишь для того, чтобы обожествлять Стэйтема и пугать им окружающих. Все прочие — безликое пушечное мясо.
«Пчеловод» — простой как две копейки боевик об очередном праведном мстителе, рассчитанный на тех, кто уже посмотрел все существующие аналоги с Нисоном, Батлером и тем же Стэйтемом, но почему-то хочет еще. Вероятно, беспроигрышный вариант для людей за 40, ностальгирующих по непритязательным жанровым фильмам эпохи видеосалонов, тогда как всем остальным лучше обходить новое творение Эйра за километр. Хотя как guilty pleasure боевик может и сойти.