«Папа» с Робертом Де Ниро и Бобби Каннавале: Любить, несмотря ни на что
До российского проката добралась драма «Папа» от постановщика «Декстера» и «Секса в большом городе» Тони Голдуина. Рассказываем, что примечательного в фильме о воспитании ребенка-аутиста в разделенной разводом семье.
Макс (Бобби Каннавале) — стендап-комик, набирающий популярность. До больших шоу-концертов на Netflix и HBO пока не дорос, однако всё еще впереди. На горизонте у Макса маячит шанс попасть в вечернее шоу Джимми Киммела, для этого надо только зарекомендовать себя как комика, подающего надежды, у одного из его помощников.
Сын Макса Эзра — ребенок с расстройством аутического спектра. Парня играет нейроотличный актер-дебютант Уильям А. Фицджеральд. Он здесь в центре внимания, меж двух огней. С одной стороны, папа и мама (женщину по имени Дженна играет Роуз Бирн), переживающие развод. С другой — школа, где мальчика буллят, а он ведет себя асоциально. Будущее туманно, еще и врач-психиатр после одного из инцидентов выписывает подростку тяжелые лекарства.
«Он вывел ребят из класса на проезжую часть, Эзра представляет угрозу для окружающих!» — утверждает Дженна. Именно на ее плечах лежит воспитание сына с особенностями. Макс появляется только для того, чтобы взять сына с собой на очередное стендап-выступление в клубе («Он мой талисман, я без него не могу»). Импресарио комика (блестящая роль второго плана у Вупи Голдберг) помогает ему на пути в высшую лигу. Но параллельно с этим Макс забывает о роли отца, из-за чего не понимает, как сделать жизнь сына лучше.
Мимоходом появляется отец Макса, Стэн (Роберт Де Ниро). Из его прохладных реплик зритель узнает, что в детстве у Макса тоже проявлялись признаки аутизма (и, по одной из версий, передались его сыну). Но Стэн не знал, как с этим быть: жена ушла из семьи, мужчина не нашел ничего лучше, как приковывать Макса на чердаке в моменты его «обострений».
«Папа» — из тех фильмов, которые трудно критиковать. Добрые и предсказуемые истории про отцов и детей из года в год продолжают обращаться к вечным темам, но едва ли отличаются уникальностью подходов. Фильм Тони Голдуина в некотором роде продолжает дело «Арахисового сокола» — инди-драмы о парне с синдромом Дауна с социальным и гуманистическим посылом. Здесь посыл аналогичный и также важна инклюзивность (например, некоторые члены съемочной группы — нейроотличные люди).
Эзра, хоть и не похож на маму с папой, ярко выраженных признаков аутизма не проявляет. Он отличается от Леонардо ДиКаприо в «Что гложет Гилберта Грейпа» и Бена Аффлека в «Расплате». Мальчик боится пользоваться металлической утварью, поэтому всегда просит пластмассовые приборы, а также начинает кричать, как только кто-либо до него дотрагивается или, упаси Господь, его обнимает. Разве что он, как и юный герой «Расплаты», учится ориентироваться в окружающем мире по карточкам, на которых фиксирует базовые для него вещи.
Центральный конфликт картины тоже выглядит не слишком-то естественным. Из-за нелогичных, импульсивных действий Эзры отцу мальчика угрожает тюремное заключение, потому он решает выкрасть ребенка и увезти подальше — от потенциальной школы со «специальными условиями» и непонимающей его мамы. Сценарий особых поворотов не предлагает, а единственным адекватным участником событий становится… нет, не Роберт Де Ниро, а сам мальчик-аутист, невзирая на его «особенности».
Мир взрослых в «Папе» напоминает адскую колесницу, которая на полной скорости разрушает всё, мимо чего проезжает. Брак трещит по швам, детско-родительские отношения далеки от нормы, да и карьера вот-вот пойдет на дно. Персонажи фильма будто сбежали из знаменитой басни Крылова: каждый тащит одеяло на себя, полностью позабыв о желаниях и нуждах ребенка. «Ты не комик, ты не рыцарь, ты мой отец, а я твой сын!» — кричит, глядя на отца, маленький Эзра, прямым текстом проговаривая главную идею картины. Как только Макс начнет быть отцом и перестанет придерживаться ролевой модели одного из многочисленных персонажей собственных выступлений, жизнь станет налаживаться.
Быть может, нюансы прямолинейности связаны с личной историей автора сценария. Тони Спиридакис работал над сюжетом «Папы», опираясь на личный опыт воспитания ребенка-аутиста. Получилась честная, но крайне гипертрофированная и не слишком изобретательная история «в лоб». Каннавале выходит из себя каждые 15 минут, Де Ниро морщит лоб и бормочет себе под нос несколько мутных реплик, а Роуз Бирн мелькает на втором плане, не сильно влияя на сюжет в целом. «Папа» — коктейль из детских обид, эмоциональных качелей и разговоров по душам, но на повышенных тонах. Словом, та еще семейная драма, пусть и со счастливым концом.